Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах

Разделы: Начальная школа


В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое значение придаётся словарно-орфографической работе, в процессе которой дети усваивают слова с непроверяемыми написаниями, данные в специальных списках для каждого класса. Первоначальные сведения о них дети получают уже в первом классе. Работая по «Прописям», первоклассники наблюдают над написанием таких слов, как «воробей», «ворона», «сорока», «пенал», «карандаш» и др., запоминают правописание слов – «Москва», «учитель», «ученик», «собака», «корова» и др.

В каждом из последующих классов количество слов, требующих запоминания и грамотного употребления в устной и письменной речи, увеличивается.

Усвоение написания трудных слов требует многократных и систематических упражнений, которые связываются со всеми видами работ учащихся. Навык написания этих слов, с одной стороны, во многом зависит от словарных возможностей детей, их активного словарного запаса, с другой – изучение таких слов и проведение словарно-орфографических упражнений способствует активизации словаря младших школьников.

Я постоянно искала пути достижения главной цели – научить детей грамоте. Конечно, использовала всё, что видела у коллег, что удавалось найти в методической литературе. Не у всех учащихся сильна мотивация к учебной деятельности, крепка память, не всегда со стороны семьи ребята получают помощь. Поэтому мне нужно было найти оптимальные способы обучения, с помощью которых можно было одинаково успешно обучать всех учеников. Я использовала такой приём, как орфографическое чтение, взяв за основу методику П. Тоцкого. Активно используя эту методику, добиваюсь хороших результатов, подтверждаемых контрольными срезами.

Орфографическое чтение можно использовать на любом уроке. При работе над словарём удобнее брать слова блоками (5 – 10 слов). Тематические блоки.

Принцип: один блок – одна учебная неделя.

Работу над каждым блоком веду, примерно, по такой схеме:

Первый день

1. Самостоятельное чтение слов учащимися про себя (слова написаны на карточках или на доске с соблюдением правил каллиграфии, оформление выделено контрастным цветом).
2. Чтение учителем слов орфографически.
3. Дети повторяют слова 2-3 раза орфографически, глядя на карточку (доску).
4. Орфографическое чтение всего блока слов.
5. Запись слов с карточки (доски)
6. Проверка всего блока слов устно (учитель читает слово орфоэпически, дети – орфографически, называя буквы для запоминания).

Второй день

1. Карточка на мгновение показывается классу.
2. Учитель произносит слова орфоэпически.
3. Дети три раза произносят слово орфографически.
4. Запись слова с карточки.
5. После записи всего блока слов следует проверка.

Третий день

1. Устный диктант всего блока слов учитель произносит один раз орфоэпически .
2. Дети 3 раза проговаривают слово орфографически.

Четвёртый день

1. Карточка перед классом, ученики читают один раз, называя буквы для запоминания.
2. Запись слова (карточка убрана, дети записывают самостоятельно или кто-то из учащихся комментирует слово), графическое оформление.
3. Проверка всего блока слов.

Пятый день

1. Слуховой контрольный диктант.

Орфографическое чтение использую при проведении и подготовке зрительных диктантов, при выполнении самых разнообразных заданий, устных диктантах. Для достижения максимального эффекта необходимо использовать орфографическое чтение на всех уроках. Особенно широкие возможности открываются на уроках окружающего мира и литературы, где подобные задания являются занимательными моментами.

Проходит неделя работы над блоком словарных слов. Но работа с этими знакомыми детям словами на этом не прекращается. Всегда стараюсь найти возможность предложить детям написать нужное слово, осмыслить его значение, составить с ним словосочетание, употребить это словосочетание в предложении, связном тексте. Языковым материалом для проведения таких упражнений могут стать пословицы, поговорки, загадки, кроссворды, стихотворения, связные тексты – отрывки из художественных произведений.

Игра-подсказка

– О – О – – – (воробей)

– Е – – – (петух)

Игра «Исправь ошибки»

Один ученик пишет с ошибкой, а другой находит ошибку.

Рика – реки
Зема – зимы
Мароз – мороз

Шутливые стихи детских поэтов

Что за ли? Что за мон?
В звуках нету смысла.
Но едва шепнут лимон
Сразу станет кисло.

Наиболее распространённым видом словарно-орфографических упражнений считаю диктанты.

И в своей работе над словарными словами использую такие виды диктантов:

  • Зрительный диктант с предварительным разбором. Учащиеся орфографически и орфоэпически проговаривают написанное на карточке словарное слово с выделенной безударной гласной и записывают его по памяти.
  • Картинный диктант
    • Учитель показывает карточку-картинку, дети называют изображённый предмет, объясняют написание безударной гласной в слове и записывают его.
    • Учитель показывает карточку-картинку, дети называют изображённый предмет, записывают слово, выделяя в нём безударную гласную, проставляя знак ударения.
    • Учитель показывает карточку-картинку, дети самостоятельно, записывают слово, являющееся названием изображённого предмета, выделяют в нём безударную гласную, которую нужно запомнить при письме, ставят знак ударения
  • Выборочный диктант (картинный, слуховой, зрительный)
    • Учитель предлагает детям или карточки-картинки, или карточки-слова, в которых пропущена безударная гласная, или слова на слух и задания:

1. Записать в первый столбик слова-названия животных, во второй – слова-названия растений.
2. Записать в первый столбик слова, в написании которых нужно запомнить гласную А, а во второй – слова, в написании которых нужно запомнить гласную О, а в третий – слова, в написании которых нужно запомнить гласную Е.
3. Выписать только слова из «словаря»:

«Урожай, урожай!
Наше лето провожай!
Сколько сладкого гороха!
Огурцы, как на подбор!
На грядке сорвать не плохо
Крупный красный помидор!
Пробежишься огородом –
Съешь морковку мимоходом!»

Е. Трутнева.

  • Диктант с использованием загадок.
  • Диктант по памяти.

1. Записать по памяти слова, обозначающие названия инструментов.
2. Записать по памяти слова, в написании которых нужно записать в безударном слоге гласную Е.

  • Диктант с комментированием.
    • Учитель называет слово из «словаря» или однокоренные ему слова. Один ученик комментирует написание, остальные дети записывают эти слова в тетрадь.
  • Творческий диктант.

Заменить развёрнутое определение одним словом: человек, едущий на транспорте – пассажир; деревянный ящичек для ручек и карандашей – пенал и т. д.

Проверку выполнения провожу по-разному: взаимопроверка, сопровождать объяснением правильности написанного, с помощью сигнальных карточек.

Для работы с трудными словами использую так же минуты, отведённые на чистописание. При написании строчных букв использую слова типа: ветер, герой, народ, отец и т. д.

И ещё одна интересная работа, дающая положительные результаты при усвоении слов с непроверяемым написанием и являющаяся важной для лингвистического развития учащихся. Использование слова в речи требует понимания его точного смысла, умения связывать его с другими словами, правильно употреблять. Школьный этимологический анализ применяю для того, чтобы пробудить у детей интерес к словарным словам, чтобы они легче усваивали их написание. В начальной школе такой анализ может быть неполным, частичным, «упрощённым». Ученикам нравится, когда все вместе мы «разгадываем» написание того или иного слова.

Читают ребята рассказ К. Паустовского о встрече с лесником, который любил искать словам объяснения и которому это занятие доставляло большую радость. «Найдёшь слово-объяснение и радуйся», – говорил он писателю. «Попробуем и мы догадаться, почему отдельные растения, птицы, животные называются именно так», – говорю ребятам. Показываю цветные рисунки с изображением гвоздики, малины, шиповника, синицы, медведя. Рассматривая рисунки, учащиеся делают свои первые «открытия». «Гвоздику так назвали потому, что по форме она похожа на гвоздь, шиповник имеет шипы, малина состоит из малых ягод и т. д.» Нравится ребятам «строить» однокоренные слова с тем или иным словарным словом, приходя к выводу, что корень в таких словах пишется одинаково.

Хочу отметить так же, что большой интерес у учащихся вызывает словарная работа, проводимая с изложениями и сочинениями. Стараюсь сделать словарную работу основой для развития речи учащихся и повышения их грамотности, связать её с различными видами работ по развитию речи и по изучению грамматики, сделать её более интересной и привлекательной. Например: во втором классе предлагаю учащимся назвать известные им слова на тему «Школьная жизнь». Ставлю условие: тот, кто подберёт большее количество слов на данную тему и не сделает в них ошибок, будет считаться победителем и получит отметку. Такая работа продолжается в третьих-четвёртых классах. Через несколько дней такой работы со словами той или иной темы, пишем изложение или сочинение, в котором используются уже известные детям слова.

За два-три дня до сочинения на тему «Как я помогаю дома» научила детей правильно писать слова, которые они используют в сочинении: сметана, молоко, кефир, вермишель, макароны, конфеты, творог, тарелки.

Словарную работу провожу за три-четыре урока до написания изложения или сочинения.

Результатом такой разнообразной систематической работы является безошибочное написание изученных словарных слов в работах учащихся.