Урок математики с использованием информационных технологий в 8-м классе на тему "Исследование связи между корнями и коэффициентами квадратного уравнения"

Разделы: Математика


Цели урока:

  • открыть зависимость между корнями уравнения и его коэффициентами; научить применять теорему Виета и обратную ей теорему в различных ситуациях при решении квадратных уравнений;
  • развитие информационно-аналитических компетенций и умений учебного труда (умение работать в должном темпе);
  • воспитание добросовестного отношения к учебному труду.

Материалы и оборудование урока: проектор, слайд-фильм, компьютерный класс с выходом в интернет.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Класс: 8.

Продолжительность: 2 урока.

Урок сопровождается слайд-фильмом (Приложение 1)

Эпиграф к уроку (на доске):

По праву достойна в стихах быть воспета
О свойствах корней теорема Виета.

ХОД УРОКА

I. Проверка домашнего задания, актуализация и коррекция опорных знаний учащихся (используется метод фронтальной беседы и устный опрос)

Для сильных учащихся предлагается тест в электронном варианте ( Приложение 2) работа на 5 минут, остальные учащиеся работают с учителем.

– На прошлых уроках мы познакомились с новыми уравнениями. Назовите их и дайте определение.
– В зависимости от наличия коэффициентов, в квадратном уравнении как оно называется?
– Дайте определение приведенного квадратного уравнения.
– Также познакомились с формулами корней квадратного уравнения и дискриминантом.
– Какую связь устанавливают формулы корней квадратного уравнения?
– Какую зависимость устанавливает значение дискриминанта?

При ответах учащиеся делают записи на доске.

– А как вы думаете: все ли связи между корнями и коэффициентами квадратного уравнения мы рассмотрели?

II. Сообщение темы, цели и задач урока, мотивация учебной деятельности школьников, постановка проблемы

Слайд №1

Исследование связи между корнямии коэффициентами квадратного уравнения.

– Открыть тетради записать число и тему урока. Обратимся к домашней работе. Дома вы решали 4 уравнения и заполняли таблицу.

Слайд №2.

III. Восприятие и первичное осознание нового учебного материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения

Применяются следующие методы:

1. Работа с таблицей, самостоятельная работа в группах с интернетом с целью восприятия нового материала.
2. Беседа с целью проверки и коррекции первичного осознания и воспроизведения учащимися знаний.

– Проверьте свою работу по таблице. А теперь посмотрите внимательно, что интересного вы заметили? Обсудите это в парах и попытайтесь сформулировать предположение (выслушиваем предположения). Действительно, вы правы, существует такое утверждение.

Слайд 3.

Утверждение №1:

Пусть х1 и х2 – корни уравнения х2 + + q = 0.
Тогда числа х1, х2 , p, q связаны равенствами:
х1 + х2= – p, х1х2 = q

Утверждение № 2:

Пусть числа х1, х2, p, q связаны равенствами х1 + х2 = – p, х1х2 = q.
Тогда х1 и х2 – корни уравнения х2 + + q = 0

– Записываем в тетрадях утверждение №1.

Знакомство с доказательство утверждения происходит на сайте по адресу: http://www.postupi.ru/ucheb/math/math_alg_uravn01.html. В процессе доказательства обратного утверждения получается равенство: х2 + рх + q = (х – х1)(х – х2).

– Итак, мы познакомились с доказательством теоремы Виета. Запишите ее в тетрадях.

Слайд №4

Теорема Виета:

Числа х1 и х2 являются корнями приведенного квадратного уравнения х2 + + q = 0 тогда и только тогда, когда х1 + х2= – p, х1х2 = q.

Следствие: х2 + + q = (х –  х1)(хх2).

Как вы догадались, данная теорема носит имя автора. Кем же был Франсуа Виет, и когда была доказана эта теорема?

Слайд №5

Франсуа Виет

Франсуа Виет

Франсуа Виет родился в 1540 году во Франции. Отец Виета был прокурором. Сын выбрал профессию отца и стал юристом, окончив университет в Пуату. В 1563 году он оставляет юриспруденцию и становится учителем в знатной семье. Именно преподавание побудило в молодом юристе интерес к математике.
Виет переезжает в Париж, где легче узнать о достижениях ведущих математиков Европы. С 1571 года Виет занимает важные государственные посты, но в 1584 году он был отстранен и выслан из Парижа. Теперь он имел возможность всерьез заняться математикой.
В 1591 году он издает трактат «Введение в аналитическое искусство», где показал, что, оперируя с символами, можно получить результат, применимый к любым соответствующим величинам. Знаменитая теорема была обнародована в том же году.
Громкую славу получил при Генрихе III во время Франко-Испанской войны. В течение двух недель, просидев за работой дни и ночи, он нашел ключ к Испанскому шифру.
Умер в Париже в 1603 году, есть подозрения, что он был убит.

– Итак, какие связи между коэффициентами и корнями приведенного квадратного уравнения мы обнаружили? Чем интересно полученное следствие? Где это можно использовать?
Подумайте и ответьте: где, в каких ситуациях можно воспользоваться теоремой и следствием? Свои предположения обсудите в парах, и полученные ситуации запишите в тетрадь.

Выслушиваем то, что получилось, обсуждаем.

– Давайте, сравним ваши предположения с предлагаемыми ситуациями.

Слайд №6

Ситуации, в которых может использоваться теорема Виета:

  • Проверка правильности найденных корней.
  • Определение знаков корней квадратного уравнения.
  • Устное нахождение целых корней приведенного квадратного уравнения.
  • Составление квадратных уравнений с заданными корнями.
  • Разложение квадратного трехчлена на множители.

IV. Самостоятельная работа учащихся

– Выполним задания.

Слайд №7

– Решите следующие задания:

  • Верно ли, что числа 15 и 7 являются корнями уравнения х2 – 22х + 105 = 0?
  • Определите знаки корней уравнения х2 + 5х – 36 = 0.
  • Найдите устно корни уравнения х2 – 9х + 20 = 0.
  • Составьте квадратное уравнение, корнями которого являются числа 1/3 и 0,3.
  • Разложите квадратный трехчлен на множители х2 + 2х – 48.

Учащиеся решают в группах, полученные решения представители от групп объясняют у доски.

V. Постановка новой проблемы

Используя ответ задания №4, сначала переходим к квадратному уравнению с целыми коэффициентами, а затем задается вопрос: будет ли верна теорема Виета для данного неприведенного квадратного уравнения?
Учащиеся в парах обсуждают возникшую проблему, пробуют сформулировать по аналогии обобщенную теорему Виета. Обсуждаем полученные варианты ответов. Затем выясняем, как бы выглядело следствие для таких уравнений. Сравниваем со следующим слайдом.

Слайд №8

Обобщенная теорема Виета:

Числа х1 и х2 являются корнями квадратного уравнения ах2 + + с = 0 тогда и только тогда, когда х1 + х2 = – b/а, х1х2 = с/а.

Следствие: ах2 + + c = а(х –  х1)(х –  х2).

VI. Обобщение и систематизация знаний учащихся осуществляются на основе решения задач

Учащимся предлагается применить полученные знания в следующих ситуациях.

Слайд №9

Решите следующие задания:

  • В уравнении х2 + – 32 = 0 один из корней равен 7. Найдите другой корень и коэффициент p.
  • Один из корней уравнения 10х2 – 33х + с = 0 равен 5,3. Найдите другой корень и коэффициент с.
  • Разность корней квадратного уравнения х2 – 12х + q = 0 равна 2. Найдите q.
  • Определите знаки корней квадратного уравнения (если они существуют), не решая уравнения: 5х2х – 108 = 0.
  • Найдите b и решите уравнение (b – 1) х2 – (b + 1)х = 72, если х1 = 3.

Учащиеся решают в парах, полученные решения объясняют у доски.

VII. Подведение итогов урока и сообщение домашнего задания

Учащимся предлагается обратиться к сайту в интернете по адресу: http://mathem-poem.narod.ru/nach/uchen/uchg.htm – для ознакомления со стихотворением, две строки которого вынесены эпиграфом в начало урока. Один из учеников читает стихотворение.

Слайд №10

По праву достойна в стихах быть воспета
О свойствах корней теорема Виета.
Что лучше, скажи, постоянства такого –
Умножить ты корни, и дробь уж готова:
В числителе «с», в знаменателе «а».
И сумма корней тоже дроби равна,
Хоть с минусом дробь та, ну, что за беда:
В числителе «в», в знаменателе «а».

Вопросы к учащимся:

– Что нового узнали на уроке?
– Что необходимо хорошо запомнить и понять?

Оценка работы всего класса и отдельных учащихся (выставление оценок за работу с тестом)

Слайд №11

VIII. Домашнее задание

Стр.121 – 124 прочитать, выучить теоремы и следствия.
№ 575 (а, в, д), 577.
По желанию: При каких а уравнение ах2 – 6х + а = 0 имеет один корень?
Для учащихся I группы (сильных), решить уравнение: 2006х2 – 2007х + 1 = 0 (используя следствия теоремы Виета)