Открытый урок русского языка в 4-м классе коррекционно-развивающего обучения

Разделы: Начальная школа


Тема урока: Имя существительное.

Тип урока: повторение и закрепление.

Цели урока:

  • закрепить знания учащихся по определению числа, рода, падежа и склонения имен существительных;
  • расширить словарный запас;
  • закрепить умение по подбору проверочных слов имен существительных с парными звонкими и глухими согласными в середине и в конце слов;
  • воспитывать коллективизм, чувство сопереживания, уважения друг к другу и к великому русскому языку.

ХОД УРОКА

Входит Незнайка в руках у него учебник русского и орфографический словарь.

Незнайка:     Дорогие мои ребятишки! И я нынче взял в руки книжки. Приглашаю и вас путешествовать, знания свои совершенствовать. Вы знаете, ребята, я решил совершенствовать свои знания по русскому языку. Ведь наш русский язык -великий язык. На нем говорили Пушкин А.С.; Толстой Л.Н.; Есенин С.А.; Гагарин Ю.А.. Русский язык красивый язык и певучий. И очень важно правильно говорить на нем, не засорять его плохими словечками, правильно ставить ударение, грамотно строить предложения, очень важно правильно ставить слова в нужном падеже. Итак, мои друзья, в путь за знаниями. А какова тема нашего путешествия мы узнаем, если разгадаем кроссворд. В вертикальном столбике мы прочитаем тему нашего урока-путешествия.

1, 2, 3 – Как изменяются имена существительные? (Число, род, падеж.)
4, 5 – Какие 2 рода бывают у имен существительных? (Мужской, женский.)
6, 7, 8, 9, 10, 11 – Назовите падежи. (Именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный)
12, 13 – Назовите главные члены предложения. (Подлежащее, сказуемое)
14 – Как назвать одним словом изменение по числам и по падежам? (Cклонение)
15 – Обозначение звука на письме. (Буква)

– Итак, мы с вами отправляемся в страну Имени Существительного. Здесь свои правила и законы.
Чтобы выполнить все задания, добраться до цели и благополучно вернуться обратно, надо знать все эти правила и законы, уметь их применять. Отправляемся. Первая наша остановка на пути ко дворцу Королевы Имени Существительного.

Остановка «Каллиграфическая». Здесь нам нужно красиво написать буквы и соединения. Хотя я и не люблю писать, но придется постараться.

Незнайка: Ну, вот я первым заданием справились, пойдем дальше. А вот и первый этаж и вторая остановка «Словарная». Ребята! Из написанных на доске слов нужно выбрать и записать у себя в тетрадях только имена существительные, причем в первый столбик выписываете слова, отвечающие на вопрос кто?, а во второй – на вопрос что?.

Незнайка: А теперь определите число и род выписанных существительных. Ниже на новой строчке запишите эти существительные во множественном числе:

рабочие, девочки, колхозники, города, заводы, огороды, орехи, молотки.

– Молодцы ребята! Пойдем дальше. Вот и второй этаж, остановка «Конструкторская». Задание будет таким. Возьмите любое словарное слово, которое мы сегодня уже писали и составьте, сконструируйте красивое предложение. Самое лучшее предложение запишем в тетрадь:

– А теперь разберите это предложение по членам предложения и по частям речи.

Выходит медвежонок Винни-Пух.

Вини-Пух. Дальше будете путешествовать вместе со мной. Мы с вами на этаже станции «Физкультурная». Выполнили все дела по порядку. А теперь приглашаю вас
всех на зарядку.

Мелкие шажки – раз, два, три.
Мелкие прыжки – раз, два, три
Вот и вся зарядка – раз, два, три.
Мягкая посадка – раз, два, три.

Винни-Пух: Давайте продолжим наше путешествие. Следующий этаж и остановка «Сортировочная». Выпишите из составленного нами предложения все возможные словосочетания.

играет (где?) в парке
в парке (чего?) города
города (какого?) нашего
играет (когда?) летом
оркестр (какой?) духовой

– А вот и этаж с остановкой «Ориентировочная». Здесь мы должны   выполнить коллективно упр. № ..., в котором требуется определить падежи имен существительных. Друзья! Поспешим на следующий этаж и остановка наша «Поэтическая».

Выходит Фея-Поэзия, которая читает стихотворение, а ребята внимательно слушая его выписывают в тетрадь только имена существительные.

Фея-Поэзия:

Осень шагает
В желтом пальтишке,
С кедров сшибает
Бурые шишки
Трах – на опушку,
Бух – на кукушку,
Хлоп – на зайчишку
Падают шишки,
Ходит зайчишка
Весь в синяках
Как после стрижки
Шерсть на боках.

Фея: Записали? Молодцы! Определите склонение выписанных вами существительных.

Осень – 3-е скл.,
пальтишко – 2-е скл.,
кедр – 2-е скл.,
шишка – 1-е скл.,
опушка – 1-е скл.,  
кукушка – 1-е скл.,
зайчишка – 1-е скл.,
синяк – 2-е скл.,
стрижка – 1-е скл.,
шерсть – 3-е скл.,
бок 2-е скл.

–  Молодцы, ребята! Дальше вы пойдете без меня. Ой, а кто это к нам в гости пожаловал?

Почтальон Печкин: Кто? Кто? Это я – почтальон Печкин принес индивидуальные здания для вас. Если вы не справитесь с ними, то дальше для вас пути нет. Незнайка и Винни-Пух: Хорошо! Хорошо! Давай скорее свое задание. У каждого из вас свое слово, обозначающее тему, по которой вы должны придумать по 3-4 слова имени существительного.

Школа                    Море                     Лес                          Сад                        Столовая
учитель                   пловец                    трава                       яблоки                   хлеб
Класс                      пляж                        солнце                    груши                     компот
Мел                         песок                       деревья                   тропка                    чай
ученик                     волны                     грибы                      дорожка                 меню
Доска                       солнце                    ягоды                                                     котлета
журнал                    лодка                       цветы                                                     тарелка
оценка                     парус                                                                                      стол
отпуск                                                                                                                     суп

Магазин               Город              Комната        Парикмахерская          Класс
Весы                      машина           кровать           ножницы                        доска
продавец               люди               стол                 лак                                   шторы
витрина                 дома                стулья             бигуди                            мел
                               автобусы         кресла             стрижка                          авторучка
                                                        диван             волосы                           цветы
                                                                                                                        парты
                                                                                                                        ученики

Печкин: Вижу, с заданием моим вы справились. Спасибо. Путь на следующий этаж открыт.

Бабушка Загадушка: Ну, вот детки вы подошли и к моей остановке «Склонение». А с моим заданием вы справитесь или нет? Давайте попробуйте. Отгадайте мои загадки.

С глухим согласным – наливаюсь в поле,
Со звонким согласным – сам звоню я. (Колос, голос)

С глухим согласным я число,
Со звонким согласным – вид железа. (Шесть, жесть)

– Молодцы, ребятки! Быстро вы справились с моим первым заданием, а вот вам и второе задание. Просклоняйте слова.

1-й вариант склоняет слово голос
2-й вариант склоняет слово жесть

Бабушка Загадушка: Умнички вы мои. Ну отправляйтесь на следующий этаж. Остановка «Самостоятельная».

Входит Буратино.

Буратино: Ребята! А мне вы должны просто помочь исправить ошибки. Уходя из  дома я оставил записку папе Карло, но не знаю все ли правильно написал:

Дарагой папа Карло!
Я пошол с рибятами во Дворец Имени Существительного. За меня не волнуйся. Я попил две чашки кофя и съел адин бутирброд. Скоро буду. Твой Буратино.

Дети исправляют ошибки.

Буратино: Спасибо ребята. Теперь я понял как важно знать русский язык и правильно писать имена существительные. Ну, вот еще немного и мы будем у заветной цели.

Карлсон: Стоп! Стоп! А подкрепиться? Давайте заглянем в столовую хоть на минутку. Посмотрите сколько здесь всяких вещей, вот ложка, чашка, кружка, лопатка, сковородка, варежка, прихватка, салфетка, мед, ватрушка, хлеб. Но вот беда я не могу воспользоваться ни одним из этих предметов, не могу съесть мой любимый хлеб с медом и ватрушку потому, что я не знаю, как пишутся эти слова. Вставьте скорее пропущенные буквы и устно подберите проверочное слово к каждому слову:

ложка – ложечка                               чашка – чашечка
кружка – кружечка                            лопатка – лопаточка
сковородка – сковородочка              варежка – варежечка
салфетка – салфеточка                      мед – медок
ватрушка – ватрушечка                     хлеб – хлебушек

Карлсон: Молодцы, ребятишки! Все вы справились с заданиями. Достигли цели и сейчас к вам выйдет королева Имя Существительное. Спасибо вам и счастливого пути.

Королева Имя Существительное: Вы славно потрудились. Я очень рада, что вы хорошо знаете мое царство государство. На память я вам дарю свою фотографию, а на обороте ее вы найдете домашнее задание для каждого индивидуально. Я даю вам текст стихотворный и вы будете дома работать с ним.

Вот царь зверей – могучий лев.
А тут жираф с длиннющей шеей.
Ушастый еж. Чем не хорош?
Енот-красавец смотрит вниз.
Там сладко потянулась рысь
Плывет могучий бегемот.
Медведь над нерпою ревет.
И белый голубь там летает
После трудов отдохнуть приглашает.

  1. Определить падежи имен существительных и число.
  2. Выписать имена существительные и определить склонение.
  3. Выписать имена существительные и определить только число.
  4. Подчеркнуть главные члены предложения в 5, 6 и 7 предложениях.
  5. Подписать все части речи в 4-ом и 5-ом предложении.

Королева Имя Существительное: Дети вам пора возвращаться, а скажите мне, что же вы узнали обо мне во время путешествия? Что узнали о моей стране?

Дети отвечают.

– Молодцы ребята я вам ставлю следующие оценки... (выставление оценок).