Интегрированный урок по окружающему миру и ИЗО в 1-м классе на тему "Берегите природу, или Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек"

Разделы: Начальная школа


Оборудование:

  • плакаты: «Луг», «Луг, засоренный бытовыми отходами»;
  • фигурка старика-луговика;
  • макет паровозика из Ромашково;
  • набор открыток «Луговые цветы», «Бабочки»;
  • конверты с  кусочками бабочек из бумаги

ТСО: магнитофон, кассета «Голоса птиц», «Голубой вагон», «Чебурашка».

Цель урока:

  • Дать представление о луге, научить детей различать луг.
  • Познакомить детей с видами бабочек, с луговыми цветами.
  • Воспитывать любовь к природе; бережное отношение к ней, культуру поведения в лесу

Девиз урока: «Человек! Береги природу – твою мать, твою Родину»

ХОД УРОКА

Учитель: (проверяет осанку у детей) Ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в природу, а точнее на ... А вот куда? Сейчас вы мне дадите ответ, послушав фрагмент моей кассеты.

(Звучит фрагмент кассеты «Голоса птиц»)

Учитель: Итак, ребята, ответьте на мой вопрос: Как вы думаете, куда мы с вами отправимся сейчас?

Дети: На луг!

Учитель: Я думаю, вы правы, ребята, но все же стоит проверить так ли это. Откройте свои карты (учебники) и посмотрите, правильно ли мы выбрали маршрут. Все путешественники, отправляясь в путешествие берут с собой карты и бортовые журналы, чтобы   знать правильно ли они следуют по заданному маршруту и чтобы в бортовых журналах делать заметки, записи, свои наблюдения о путешествии. Ребята! Посмотрите на верхний рисунок. Ответьте, что же вы видите?
Дети: Мы видим прекрасный, цветущий луг.

Учитель: А как вы догадались, дети, что это луг?

Дети: Здесь много травы, цветов, бабочек, а деревьев нет. На лугу весело играют дети.

Учитель: Все правильно. Просто замечательно. Тогда едем. Но прежде давайте вспомним правила поведения на природе. Ведь природа – это наш дом, наша Родина, а Родину надо любить беречь и охранять. Итак, дети чего нельзя делать, находясь на природе.

Дети:

  1. Нельзя шуметь и включать музыку на природе, так как шумом можно распугать всех обитателей – насекомых, животных, птиц.
  2. Нельзя рвать цветы, топтать цветы, траву; уничтожать насекомых, ловить бабочек, птиц, насекомых, животных.
  3. Нельзя брать из дикой природы ни яиц птиц, ни детенышей животных так, как в дальнейшем они все равно погибнут в неволе.
  4. Нельзя разводить костры так, как на месте кострищ очень долго, а точнее много лет не вырастет трава. И если все же вы разводили костер то, уходя, надо его затушить песком, или водой.
  5. Нельзя оставлять после себя мусор. Если каждый человек оставит после себя хоть немного мусора на месте своего отдыха, то цветущий луг, лесная полянка превратятся в свалку.

Учитель: Молодцы ребята! Правила поведения на природе мы с вами повторили и поэтому можем отправляться в путешествие. А путешествовать мы будем на сказочном паровозике из Ромашково, который двигается за счет экологически чистого топлива – воды, то есть этот паровозик абсолютно ничего вредного не выбрасывает в окружающую среду. Значит, он не приносит вреда природе. Итак отправляемся.

Звучит  мелодия  «Голубой  вагон».  Дети,  двигая  руками,  изображают паровозик и произносят:

Паровоз кричит: «Ду-ду»
Я иду, иду, иду
А колеса говорят:
«Так так так так так так так!»

Учитель: Приехали, ребята! Дальше мы будем путешествовать пешком – по лугу на паровозике не проедешь. Посмотрите, нас встречает старичок-луговичок, а в руках у него волшебный цветок. Каждый лепесток этого цветка – задание, которое нам надо выполнить. Давайте поспешим к нашему цветущему лугу. Ой, ребята! Что же это?

Взору ребят предстает картина луга, захломленного бытовым мусором – банками, бутылками, пакетами.

– Кто же это сделал?

Дети: Это какая-то свалка и сделали это люди, которые отдыхали на этом лугу.

Учитель: Что же нам делать, ребята? Я поняла надо поскорей оторвать 1 лепесток и мы узнаем, что нам делать.

Учитель читает задание, написанное на 1 лепестке.

– Ребята! Посмотрите, во что превратили злые люди луг. Он умирает, но его еще можно спасти. Помогите ему. Срочно уберите весь бытовой мусор и луг будет спасен.

1-й ученик: Я уберу стеклянные бутылки, банки, а то животные и люди могут пораниться об осколки. А стекло на солнце превращается в увеличительное стекло, которое способно поджечь сухую траву и бумагу, а от этого возникает пожар.

2-й ученик: А я уберу пластиковые пакеты, банки, бутылки и унесу домой, а дома выброшу на мусорку потому, что пластик не гниет в земле и не разлагается, и не стоит его закапывать, а вреда животным и насекомым приносит много. Сквозь пластик не может пробиться растение, мелкие животные и насекомые, заползая в бутылку или банку обратно выползти не могут, задыхаясь, они погибают.

Учитель: Молодцы, ребята! Мусор-то мы убрали, луг расчистили. Но что-то он красивым и цветущим не становится. Чего-то здесь не хватает, ребята?

Дети: Цветов здесь не хватает.

Учитель: Давайте побыстрее оторвем 2 лепесток и узнаем, что нам надо делать. (Учитель читает задание 2 лепестка).

–   Ребята! Вам надо посадить цветы. Но сделать это не просто. Каждый ученик для того, чтобы посадить цветы должен загадать загадку о своем цветке. Дети поскорей загадайте нам свои загадки и посадите цветы.

1-й ученик:

Посреди двора
Золотая голова

(Подсолнух)

2-й ученик:

Голова на ножке
В голове горошки

(Мак)

3-й ученик:

То фиолетовый, то голубой
Он на опушке встречался с тобой
Названье ему очень звонкое дали
Но только звенеть он сумеет едва ли

(Колокольчик)

4-й ученик:

Солнце жжет мою макушку
Хочет сделать погремушку

(Мак)

5-й ученик:

Эх, звоночки синий цвет
С язычком, а звону нет

(Колокольчик)

6-й ученик:

Цвет цветочек в сыру землю вошел
Синю шапочку нашел

(Лен)

7-й ученик:

Белые горошки
на зеленой ножке

(Ландыш)

8-й ученик:

Стоит в поле кудряшка
Белая рубашка
Сердечко золотое
Что это такое?

(Ромашка)

9-й ученик:

На тычинке городок
В нем семьсот воевод

(Мак)

10-й ученик:

Стоят в поле сестрички
Желтый глазок Белые реснички

(Ромашка)

11-й ученик:

Шел я лугом по тропинке
Видел солнце на травинке
Но совсем не горячи
Солнца этого лучи

(Ромашка)

12-й ученик: Бежала, бежала красная девица и обронила башмачок красивый, золотой с красновато-коричневыми ленточками, и превратился он в прекрасный цветок. Во многих странах мира – это растение так и называют дамской туфелькой, девичьим башмачком. Венериным он назван в честь древнеримской красивой богини любви Венеры.

Учитель: Все правильно вы сделали и рассказали, я лишь добавлю, что растения ландыш и венерин башмачок занесены в Красную книгу и охраняются так, как этих растений осталось на земле совсем немного. Ландыш пострадал из-за своих целебных свойств – он является лекарственным растением потому, что из него делают сердечные и успокоительные лекарства. А вот венерин башмачок пострадал из-за своей красоты, дамы любили украшать свои прически этим красивым цветком, другие же просто рвали его, ради красивого букета в неограниченных количествах. Луг, ребята, стал очень красивым, но почему-то он кажется неживым. Мне кажется, кого-то здесь не хватает.

Дети: Бабочек.

Учитель: Сейчас проверим, так ли это. Отгадайте загадку.

Расту я червячком,
Питаюсь листком,
Потом засыпаю
Себя обмотаю
Не ем, не гляжу,
Неподвижно лежу,
Но снова весной
Я вдруг оживаю
Свой дом Покидаю.

(Бабочка)

Дети: Бабочка

Учитель: Правильно, дети. Но все равно бабочки почему-то не прилетают. Видно сильно их люди обидели. Давайте попробуем загадать загадки о бабочках.

13-й ученик:

С цветка легко вспорхнет она
Лишь только расцветет весна
Два крылышка – два лепестка
Сама – подобие цветка.

(Бабочка)

14-й ученик:

На большой цветной ковер
Села эскадрилья
То раскроет, то закроет
Расписные крылья.

(Бабочка)

Учитель: Ну, вот только две бабочки и прилетели. Давайте выполним следующее задание, чтобы наши бабочки прилетели к нам на луг. Итак, рвем 4 лепесток.

Учитель читает задание: «Дети вы много работали и пора вам отдохнуть, сделайте физкультминутку, порадуйте старика».

Всем нам надо постараться
Физкультурой заниматься
Крылья выше подними
А потом их опусти
Крылья шире разведи
А потом сведи вперед
А потом поскорей
Хлопай крыльями веселей
А потом поскорей
Топай, топай веселей

Дети выполняют физкультминутку с движениями.

Учитель: Хорошо вы сделали, ребята. Видите, еще прилетели бабочки. Давайте оторвем 5 лепесток и выполним следующее задание, чтобы все бабочки вернулись.

Учитель открывает 5 лепесток и читает задание.

–   Сложите бабочку из мозаики, то есть из кусочков бумаги.

Дети на парте выкладывают бабочку мозаику.

Учитель: Молодцы, ребята! Хорошо и красиво вы сложили из мозаики бабочек. Ответьте на вопрос, а почему все же вернулись на этот луг бабочки.

Ученик: Я думаю, бабочки вернулись из-за того, что появились цветы. Ведь бабочки питаются соком цветов – нектаром. А когда не было цветов, точнее, когда они исчезли, исчез корм для бабочек, вот они и улетели на другой луг.

Ученик: А я хочу добавить, что не только бабочкам нужны цветы, но и цветам нужны бабочки. Бабочки перелетают с цветка на цветок, опыляют их. Цветы становятся от этого красивее, лучше и они могут после опыления иметь семена, то есть цветы могут размножаться.

Учитель: Дети! Вы умники и умницы! Я вижу, что вы устали, а у нас есть еще 1 лепесток, то есть еще одно задание, поэтому я предлагаю перед следующим заданием сделать еще одну физкультминутку.

Физкультминутка

У оленя дом большой
Он глядит в свое окно
Заяц по лугу бежит
И в окошечко стучит
Стук, стук дверь открой
Там в лесу охотник злой
Заяц, заяц заходи
Лапу мне пожми.

Физкультминутка выполняется с движениями.

Учитель: А теперь давайте оторвем последний 6 лепесток и выполним последнее задание.

Учитель читает задание.

–  Откройте свои бортовые журналы (тетради для рисования) и раскрасьте двух бабочек. Узор можете придумать свой или вспомнить известных бабочек, а почему бы вам, не смотреть на бабочек,    которые    лежат    перед    вами    изображенные    на открытках.

Дети раскрашивают. По окончании работы учитель показывает работы и хвалит детей.

Учитель: А теперь нам пора возвращаться обратно, все мы задания выполнили. Итак, едем.

Дети:

Паровоз кричит: «Ду, ду»
Я иду, иду, иду,
А колеса говорят:
«Так, так, так, так, так, так, так»

Учитель: Ну, вот и приехали. Ответьте мне на вопрос: Что нового сегодня вы узнали?

Дети: Природу надо беречь, любить и охранять.

Учитель: Молодцы! Дети, я вижу, что урок пошел вам на пользу и достиг цели. Урок я хочу закончить стихотворением Бориса Заходера.

Про всех на свете

Все-все,
Все на свете
На свете нужны!
И Мошки
Не меньше нужны
Чем слоны.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников,
Злых и свирепых.
Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мед
И кто делает яд!
Плохие дела
У Кошки без Мышки
У Мышки без Кошки
Не лучше делишки!
И если мы с кем-то
Не очень дружны –
Мы все-таки очень
Друг другу нужны!
А если нам кто-нибудь
То это, конечно,
Ошибкой окажется!
Все-все, Все на свете,
На свете нужны
И это все дети
Запомнить должны!