Конспект урока обучения чтению на тему "Согласный звук [щ]. Буква Щ, щ"

Разделы: Начальная школа


Тема: «Согласный звук [щ]. Буква Щщ.»

Цели:

  • познакомить со звуком [щ] и буквой, которая его обозначает;
  • научить отличать звук [щ] и букву щ от других звуков и букв, дифференцировать звук и читать слоги и слова с новой буквой;
  • развивать словесно-логическое мышление, внимание, память, речевые способности учащихся.

ХОД УРОКА

I. Организационный     момент

II. Сообщение темы урока

Отгадайте загадку.  Уплетая калачи,
Едет парень на печи.
Едет прямо во дворец.
Кто же этот молодец?

– Знаком ли вам этот сказочный герой?

– Из какой он сказки?
– Вспомните, кого выловил Емеля в проруби?
Почему Емеля отпустил щуку обратно в воду?

– Попросим и мы щуку исполнить наше желание. Пусть познакомит она нас с новым звуком и буквой. Вы уже догадались, с каким? Если нет, то произнесите слово щука, выделяя каждый звук. [Щ]-[У]-[К]-[А].

– С каким звуком мы еще не знакомы? (Со звуком [щ]).

– Тема урока «Согласный звук [щ]. Буква Щщ».

III. Объяснение нового материала

1. Выделение нового звука

На доске   картинка щуки/

 

– Произнесите слово щука, выделяя в нем первый звук.
– Назовите выделенный звук и дайте ему характеристику:

а) как произносим звук, протяжно или отрывисто;
б) как располагаются видимые органы речи, как проходит воздух;
в) что слышите при произношении: шум или шум с голосом;
г) какой звук   слышите после [щ] с слове щука? Но как произносим [щ]?

– Дайте короткую характеристику  звука.
– Какое условное обозначение выберем для [щ]? (На доске на выбор даны красный, зеленый,  синий квадраты).
Составим схему в тетради и на доске. В реке кроме щуки водятся и другие рыбы. Название одной из них подскажет нам сам Емеля. (Слово Емеля поместить под картинкой).
Прочитайте его имя на доске. Сколько в слове слогов? Подумайте.
– Произнесите слово по слогам. (Е-МЕ-ЛЯ).
– Будьте внимательны. Правильно называйте указанные звуки, и тогда узнаете название рыбы.

1. Согласный звук 3 слога,
2. Гласный звук 2 слога,
3. Добавим новый звук.

– Какое слово получилось? (Вывесить картинку леща)

– Составим схему слова лещ в тетради.

– Найдите место нового звука в схеме и поставьте под  условным обозначением звука точку.
– Каким условным знаком обозначили [щ] в слове щука? А в слове лещ?
– Как произносится этот звук в начале и в конце слов?  (Мягко).
– Дайте уточненную характеристику [щ]. (Звук [щ] – согласный, звонкий, всегда мягкий).

2. Физминутка

Дифференциация звуков [ш] – [щ]

– Кто из вас был на рыбалке? Покажите, как вы забрасываете удочку.
– Что вы делаете, когда клюет рыба?
– Начинаем «удить» слова со звуком [щ]: услышали слово со звуком [щ], вытянули удочку.

Шея, ущелье, угощение, ошейник, шепот, плащ, щеки, шелест, щавель.

Посчитайте, сколько слов вы выудили.
– А какие еще слова  вы могли поймать на удочку? (Дети называют свои слова).
– Какой еще шипящий звук встретился в словах?
– Что вы о нем знаете? Дайте ему характеристику.

Звук [ш-ш-ш] протяжно звучит,
А [щ] прерваться спешит.
Звук [ш-ш-ш] мы можем тянуть,
А [щ] спешит улизнуть.

3. Знакомство с новой буквой. Обозначение звука буквой

Емеля пришел к нам на урок с ведрами. Заглянем в них. (Ведро с буквами ш, щ  и ведро с буквами гласных звуков).
Какой из этих букв обозначимзвук [щ]?
– Как называется эта буква? (ща).
– В какую часть замка поселим новую букву? Объясните. Аналог ленты букв.
– На что похожа эта буква?

(Собственные высказывания детей).

– С чем сравнивает автор учебника букву Щ? (Учебник Л.А.Ефросининой «Учимся читать»).
– Давайте поблагодарим щуку за новый звук и букву. В знак благодарности подарим ей этот портрет (Три щуки вместе сложились в букву щ).

Хватать, глотать умеют щуки,
Другой не нужно им науки.

– Что  вам напоминает этот рисунок?
– Сравним с печатной буквой Щ?
– Из каких элементов состоит печатная буква Щ?

– Напечатайте  эту букву в тетради по образцу.

4. Дифференциация звуков [ш]-[щ]. Чтение слогов

 На доске карточки с буквами ш и щ.

– На какую букву похожа Щ? Чем отличаются?

Ш и Щ – родные сестры,
Но у  Щ есть хвостик острый.

Заглянем во второе ведро. Что в нем? (Буквы гласных звуков.)
– Назовите буквы. (А, И, Е, У, Ё, Я, О, Ю, Ы)
Алфавит – это одна дружная семья. Но со всеми ли буквами дружит Ш и Щ?
– Составим слоги и прочитаем их.(На доске составляет ученик из магнитных букв слоги, остальные дети печатают их в тетради).

ША ШИ ШЕ ШЁ ШО                          ЩА ЩИ ЩЕ ЩУ ЩЁ ЩО

– Какие буквы гласных звуков вы не использовали? Объясните, почему?
– Прочитайте правила на написание сочетаний ЧА-ЩА,  ШИ-ЖИ,   ЧУ-ЩУ.

5. Составление слов из слогов и их чтение. Работа по учебнику

– Отыщите слоги на странице учебника. Прочитайте.
– Составьте из них слова. (Первый ученик, составивший слово записывает его на доске). Прочитайте, что получилось.
– Назовите самое короткое слово. Сколько в нем слогов?
– Назовите самое длинное слово. Сколько в нем слогов?
– Назовите слово с первым ударным слогом. (и т.д.)

(Параллельно ведется индивидуальная дифференцированная работа по заданию на листочках).

Карточка 1. Чтение предложенных слов на карточке и деление  их на слоги.

Шапка, щука, шум, щавель, щётка, шайба, плащ, малыш, борщ, щенок.

Карточка 2. Вставить букву ш или щ в слова, записанные на скрытой части доски и на карточках для индивидуальной работы отдельных учеников.

.апка, .ука, .ум, .авель, .ётка, .айба, пла.,  малы.,  бор., .енок.

– Проверим выполненное задание на карточках №1 и№2 по записи на доске.
– Подумайте, на какие две группы можно разделить эти слова?
– Прочитаем слова с буквой Ш. Как звук [ш] произносится в словах? Дайте ему характеристику.
– Прочитаем слова с буквой Щ. Как звук [щ] произносится в словах? Дайте ему характеристику.
– Придумайте предложение с одним из этих слов.
– Чем отличается предложение от слова?

IV. Закрепление. Чтение текста и работа над содержанием

Внимательно перечитайте слова на доске и отыщите слово, которое отвечает на вопрос Кто?, состоит из двух слогов, со вторым ударным слогом и соответствует теме урока. (Щенок).
– У кого дома есть щенок? Какой он?
Мальчик Шура из рассказа «Щенок» тоже хочет рассказать вам о своем питомце. (Работа по учебнику).

1. Первичное чтение и проверка восприятия

– Каким вы представили себе щенка? (В это время хорошо читающие дети получают индивидуальное задание. Карточка 1. Карточка 2. Они готовят литературные загадки. Надо прочитать текст и подчеркнуть слова с буквой Щ. Эти слова прочитать вслух детям, а те должны догадаться,  из какой они сказки).

2. Вторичное чтение и анализ прочитанного.

– Перечитайте рассказ и найдите в тексте слова-признаки, которые помогут составить словесный портрет щенка.
– Подчеркните слова с буквой Щ. Назовите их.

3. Литературные загадки

– Настало время загадок.
а) Хорошо читающие дети называют слова с буквой Щ, а остальные угадывают в них сказку. Если трудно угадать по словам, то зачитывается начало текста.
б) Вспомните названия сказок, прозвучавших на уроке. «По щучьему велению», «Заяц-хваста» – это народные сказки. Их сочинил народ. «Аленький цветочек» – это авторская сказка. Написал её Шарль Перро.

V. Итог урока

– С каким звуком познакомились на уроке? Дайте характеристику этого звука.
– Назовите известные вам шипящие звуки.
– Чем отличается [ш] от [щ]?

Примерные тексты для индивидуальной работы

 ЗАЯЦ-ХВАСТА

Жил-был заяц в лесу: летом ему было хорошо, а зимой плохо – приходилось к крестьянам на гумно ходить, овес воровать.
Приходит он к одному крестьянину на гумно, а тут уж стадо зайцев. Вот он и начал им хвастать:
– У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи – я никого не боюсь.
Зайцы и рассказали тетке вороне про эту хвасту. Тетка ворона пошла хвасту разыскивать и нашла его под кокориной. Заяц испугался: – Тетка ворона, я больше не буду хвастать! – А как ты хвастал? – А у меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи. Вот она его маленько и потрепала: – Боле не хвастай!
Раз сидела ворона на заборе, собаки ее подхватили и давай мять, а заяц это увидел: «Как бы вороне помочь?»
Выскочил на горочку и сел. Собаки увидали зайца, бросили ворону – да за ним, а ворона опять на забор. А заяц от собак ушел. Немного погодя ворона опять встретила зайца и говорит ему: – Вот ты молодец, не хваста, а храбрец!

АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК

– Обещал я моей младшей дочке привезти в подарок аленький цветочек,– пролепетал дрожащим голосом купец.
– Так и быть! Я тебя отпущу, но взамен должен будешь прислать в замок одну из своих дочерей! – приказало Страшилище.
Отправился опечаленный купец домой и поведал дочерям о необыкновенном замке и своём обещании Страшилищу. Не успел отец закончить свой рассказ, как младшая дочь вызвалась ехать  в замок.
Приехал купец с дочерью в замок. Двери перед ними сами отворились.В доме никого не было, но в столовой был накрыт стол и стояло два кресла.
Едва закончили они обед, как откуда ни возьмись появилось Страшилище.
– Скажи мне, по доброй воле выполняешь ты отцовское обещание? – обратилось Страшилище к дочке купца.
Девушка только кивнула головкой.

Учебно-методическая литература:

1. Учебник «Учимся читать» Л.А.Ефросинина. («Вентана-Граф»).
2. Шарль Перро «Аленький цветочек»
3. Народные сказки «По-щучьему велению», «Заяц-хваста».
4. Г.А.Бакулина. «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках обучения грамоте». («Владос»).
5. Г.А.Бакулина, Е.А.Обухова, Н.В.Дембицкая «Методика интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка».(«Владос»).
6. Е.А.Пожиленко. «Волшебный мир звуков и слов» («Владос»)