Семейное воспитание и здоровье наших детей

Разделы: Работа с родителями


Цель: объединение усилий школы и семьи в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья школьников.

Задачи:

  1. Получение родителями обширной информации о здоровье школьников как факторе социализации личности.
  2. Выявление ключевых проблем и тенденций, влияющих на состояние здоровья учащихся класса.
  3. Разработка направление и форм взаимодействия классного руководителя и семьи по сохранению и укреплению здоровья школьников.

Форма проведения: комбинированная (сочетающая традиционное предъявление присутствующим обширной теоретической информации и работу родителей в парах и отдельно с использованием метода “мозгового штурма”).

Этап подготовки.

- Анкетирование учащихся и родителей по теме родительского собрания.

- Подготовка теоретической информации по итогам медицинских комиссий.

- Результаты анкетирования, диаграммы, показывающие участие детей в спортивных секциях и кружках, графики заболеваемости.

- Разработка памяток для родителей.

На доске написана тема собрания: “Семейное воспитание и здоровье наших детей”.

Этап проведения. Уважаемые родители! Я рада приветствовать Вас в нашем классе. Тема сегодняшнего собрания была предложена вами. Здоровье наших детей… Нет ничего важнее здоровья, отсутствует здоровье, то нет желания учиться. Отсутствует стремление к достижениям. В качестве итога нашей встречи нам необходимо выработать совместные действия по сохранению и укреплению здоровья наших детей. Давайте поговорим о семейном воспитании. Сейчас вы ответите на анкету, которая поможет вам выяснить, как вы строите свои отношения со своими детьми.

Вопросник для родителей (см приложение).

ВОПРОСНИК ДЛЯ РОДИТЕЛЙ.

Данный вопросник поможет отцу и матери оценить, на каких основаниях строится их отношение к ребенку. Если вы согласны с приведенным утверждением, поставьте себе один балл. Если не согласны, баллов не ставьте. Ответив на все вопросы, подсчитайте общую сумму баллов.

1. Повзрослев, ребенок неизбежно столкнется с трудностями, поэтому долг родителей – до поры его от них ограждать.

2. Иногда немного жаль, что ребенок вырастет и станет взрослым, ведь он так мил в свои детские годы.

3. Если малыш говорит неправду, то он, скорее всего, не лжет, а просто фантазирует вслух.

4. Современные школьные программы слишком сложны.

5. Мать должна служить своего рода эмоциональным буфером между ребенком и отцом, потом что отцам присуща излишняя строгость.

6. Если ребенок занялся чем-то полезным, но никакого успеха не достиг, его все равно надо похвалить за усилия.

7.Наивная непосредственность – это скорее достоинства детского возраста, чем недостаток.

8.Ваш ребенок мог бы добиться большего успеха , если бы учителя относились к нему более благожелательно.

9.У каждого ребенка есть свои достоинства, которые намного важнее недостатков.

10. Когда отец и мать расходятся в оценке поведения ребенка, правильнее прислушиваться к мнению матери, поскольку женщины – прирожденные воспитатели.

11. В детстве занятия спортом нужны не только ради высоких достижений, сколько ради общего физического развития.

12. За семейным столом лучшие куски должны доставаться детям.

13.Детское непослушание часто возникает оттого, что родители требуют от ребенка слишком многого.

14. Если ребенок не любит засыпать в темноте, надо поставить у его кровати лампу-ночник.

15. Многие детские шалости объяснимы дурным влиянием сверстников.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ.

12-15 баллов.

Если эту сумму набрал отец, в своем отношении к ребенку вы в значительной мере разделяете материнскую позицию. Это, с одной стороны, неплохо, так как способствует единству вашей родительской стратегии. Однако вы недооцениваете традиционную мужскую роль в воспитании. Ваша требовательность к ребенку чаще продиктована вашим настроением, чем поведением. Задумайтесь: в полной ли мере вы стимулируете умственное, эмоциональное и физическое развитие ребенка. Вероятно, чуть больше доброжелательной требовательности с вашей стороны пойдет ему на пользу.

Если эту сумму набрала мать: вы исповедуете типично женский подход к воспитанию, исполненный любви и заботы. Не забывайте только, что заострение такого подхода впоследствии чревато недостаточной самостоятельностью ребенка. А ведь ему предстоит в своей жизни не только радовать вас, но и многие проблемы решать самому.

МЕНЕЕ 8 БАЛЛОВ.

Отец: вы придерживаетесь традиционно мужских ценностей в воспитании, хотите видеть своего ребенка состоявшейся и преуспевающей личность. Ваши требования и оценки служат мощным стимулом его достижений. Постарайтесь только не завышать этих требований, не будьте слишком строгим судьей.

Мать: вы предпочитаете скорее мужской стиль воспитания, ваша любовь к ребенку сочетается с довольно высокими требованиями к нему. Ваши цели вполне оправданы. Но достичь их вы могли бы более успешно за счет мягкости и поощрения.

ЕСЛИ ОТЕЦ И МАТЬ НАБРАЛИ 9-12 БАЛЛОВ, то такую позицию можно назвать промежуточной , лишенной крайностей. Этот подход хорош тем, что страхует от всяческих излишеств. Однако задумайтесь: не имеет ли тут место эмоциональная отстраненность? Внимательнее присмотритесь к своему ребенку, к его проблемам, не ждет ли он от вас большего участия?

Учащимся была предложена мини-анкета “Общение в лицах детей и родителей”.

1. С каким лицом родители общаются с детьми утром, днем, вечером.

Выводы. В классе взаимоотношения детей и родителей ровные, доброжелательные.

Поговорим о здоровье наших детей. В классе за последние два года резко увеличилось число детей, имеющих ослабленное зрение. Много ребят обращается к эндокринологу и кардиологу, увеличилось число детей, имеющих заболевания мочеполовой системы. Причины выявляли дети и попробуйте сейчас назвать вы.

Блиц-опрос.

  1. Сформулируйте хотя бы одно правило для родителей из серии “Как воспитать здорового ребенка?”.
  2. Что мешает выполнять эти правила.
  3. Что, в вашем представлении, есть здоровый образ жизни?
  4. В чем просчеты школы в решении задачи сохранения и укрепления здоровья наших детей,
  5. Дайте советы педагогам, которые на Ваш взгляд, помогут преодолеть эти просчеты.
  6. Что бы Вы делали по-другому, если Вам начать воспитание своего ребенка заново?

СПЕКТР ВЫЯВЛЕННЫХ ПРОБЛЕМ

НАШИ ОШИБКИ Полезные советы родителям
Низкая двигательная активность детей. Ребенок должен чередовать “сидение” за уроками и телевизором с активными движениями на свежем воздухе, спортивной секции, в рамках помощи по хозяйству.
Отсутствие культуры здоровья у всех членов семьи (пассивный отдых, стрессовые ситуации, вредные привычки и др.) Нужно контролировать режим питания и объяснять ребенку, что полезно для него, а что вредит здоровью. Кстати, сами родители тоже должны придерживаться декларируемых принципов, иначе ребенок сразу почувствует фальшь.
Злоупотребление медикаментами как “панацеей” от всех проблем, недостаточная информированность всех членов семьи (и особенно детей) о профилактике заболеваний и важнейших “факторов риска” для здоровья человека. Каждая семья должна иметь травы для профилактики и лечения простудных и типичных для семьи хронических заболеваний и выработанные поколениями приемы “выхода” из болезненного состояния.
“Пьяные застолья” на глазах у детей. По крайней мере, их число должно быть минимальным: пример взрослых заразителен. Главное для здоровья членов семьи – радостная, дружелюбная атмосфера в семье, сопереживание и поддержка.
Курение взрослых провоцирует повторение этой вредной привычки детьми. Большое впечатление на детей производит то, что ценой неимоверных усилий взрослый бросает курить. Это – лучшая воспитательная мера.
“Лояльное” отношение взрослых в семье к злоупотреблению собственным здоровьем (нарушение режима питания, гиподинамия, создание стрессовых ситуаций и др.).  

Выводы.

Таким образом, мы поняли, что состояние здоровья зависит от многих факторов, среди которых важное место принадлежит образу жизни. К основным компонентам образа жизни относятся: питание, быт, организация учебного труда и отдыха, отношение к вредным привычкам. Одним из важнейших слагаемых здорового образа жизни, особенно в школьный период являются систематические занятия физической культурой и спортом. Проблема дезадаптации является комплексной психофизиологической и социальной проблемой. Для ее решения необходимо объединения усилий всех участников процесса воспитания. Я вам предлагаю памятки с рекомендациями.

Рекомендации нейропсихофизиологов для родителей.

  1. Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то сделать или понять, глядя на него с высоты своего авторитет а. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придет время, и, по крайней мере, в каких-то областях он будет и уметь больше вас. А если он повторит в ваш адрес те же слова, что он сейчас говорите ему вы?
  2. Прежде чем ругать ребенка за неумение, попытайтесь понять причину его затруднений.
  3. Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите его за успехи и достижения.
  4. Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь против объективных трудностей, станьте его союзником, а не противником или посторонним наблюдателем.
  5. Если у вас трудности в общении с ребенком, если вы не понимаете друг друга, не спешите обвинять его в этом. Возможно у вас разные типы функциональной организации мозга, а значит, вы по-разному мыслите, воспринимаете, чувствуете, то есть дело не только в ребенке, но и в вас. Он не плохой, а просто другой.
  6. Мы часто любим в ребенке результаты своих трудов. Но если результатов не, виноват не ребенок, а мы, потому что не сумели его научить, Бойтесь списывать свою некомпетентность, свои неудачи на ребенка. Это вы педагог или родитель, а не он. К сожалению, мы любим тех, кого умеем научить.
  7. Помните: для ребенка что-то не уметь, чего-то не знать – это нормальное положение вещей. На то он и ребенок. Этим нельзя попрекать. Стыдно самодовольно демонстрировать перед ребенком свое превосходство в знаниях.
  8. Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не вырабатывать у ребенка страх перед ошибкой. Чувство страха – плохой советчик. Оно подавляет инициатив, желание учиться да и просто радость жизни и радость познания.
  9. Запомните: маленькие дети не бывают ленивыми. “Леность” ребенка – сигнал неблагополучия в вашей педагогической деятельности, в избранной вами методике работы с ним.
  10. Старайтесь не преподносить детям истину, а научите находить ее. Всячески стимулируйте, поддержите, взращивайте самостоятельный поиск ребенка.
  11. Никогда не забывайте, что мы еще очень мало знаем о том, как несмышленое дитя превращается во взрослого человека. Есть множество тайн в развитии мозга и психики, которые пока недоступны нашему пониманию. Поэтому главной своей заповедью сделайте - “не навреди”.

Навыки сохранения зрения и его коррекция.

Упражнение 1.

Чтобы замедлить начавшееся прогрессирование близорукости, особенно при ее слабых степенях, полезно проводить специальные тренировочные упражнения для глаз, называемые упражнениями с “меткой на стекле”.

Ребенок в очках или без очков (соответственно рекомендации врача) становится у окна на расстоянии 25-30 см от оконного стекла. На стекле на уровне глаз ребенка крепится круглая метка диаметром 2-3 мм красного цвета. Вдали на линии взора, проходящей через эту метку, ребенок намечает какой-либо предмет для фиксации. Затем поочередно (по 10 сек) переводит предмет взор то на метку, то на этот предмет. Продолжительность каждого упражнения 5-7минут.

Упражнение 2.

Ребенок в назначенных ему очках или без них (по рекомендации врача) становится у стены с ракеткой в руках. Ракетка может быть изготовлена родителями из плотного картона, фанеры размером примерно 20 на 10 см. На верхнем крае ракетки прикрепляется рисунок диаметром 5-10 мм (машинка, звезда, елочка и др.) На линии взора, примерно в 3-5 метрах от ребенка, располагается такая же картинка, только в 3-5 раз большего размера. Ребенок взором фиксирует картинку на ракетке, которую держит в руке на расстоянии 30-35 см от глаз, затем поочередно переводит взор то на картинку, нарисованную на ракетке, то поверх ракетки на картинку, расположенную в 5 метрах от него. Упражнение проводится 1-2 минуты ежедневно, кроме выходных дней в течение 1,5-2 месяцев весной и летом.

Упражнение 3 для глазных мышц.

  1. 5-10 кратные движения глазными яблоками вправо, влево, вверх, вниз и круговые движения в одну и другую сторону, Эти упражнения можно проводить как с открытыми , так и с закрытыми глазами.
  2. Плотно закрывать и широко открывать глаза 5-6 раз подряд с интервалом 30 секунд.
  3. Быстро моргать в течение 1-2 минут.
  4. Смотреть вдаль прямо перед собой 2-3 секунды, поставить палец руки средней линии лица на расстоянии 30 см от глаз и перевести взгляд на конец пальца, смотреть на него 3-5 секунд, затем опустить руку. Повторить 10-12 раз.

Эти упражнения способствуют улучшению кровообращения, снижают утомляемость аккомодационной мышцы и облегчают зрительную работу на близком расстоянии, а также помогают укрепить окологлазные мышцы, сохранить упругость кожи век. Они снижают умственное и глазное утомление.

Памятка по навыкам сохранения правильной осанки.

Круглая и сутулая спина – результат дугообразного искривления позвоночника. Наличие круглой спины ведет к уменьшению дыхательной экскурсии грудной клетки, так как полный вдох можно сделать только при максимальном разгибании позвоночника. Уменьшение же экскурсии грудной клетки влечет за собой снижение жизненной емкости легких и колебания внутригрудного давления. Последнее может отрицательно сказаться на функции не только дыхательной, но и сердечно-сосудистой системы.

Причинами развития круглой спины являются перегрузка позвоночника, длительное согнутое положение во время работы и занятий, плохое освещение рабочего места, близорукость. Кроме того, в образовании круглой спины некоторую роль играет плохо сшитая одежда, когда человек вынужден сутулиться, Круглая спина нередко формируется у малоподвижных, ленивых людей. Они не утруждают себя тем, чтобы удерживать позвоночник в правильном положении при помощи мышц и дают ему возможность изгибаться под тяжестью тела. Причиной формирования круглой спигы может быть и вредная привычка стоять сгорбившись, как это часто бывает у высоких юношей и девушек.

Профилактика дефектов осанки должна быть направлена на устранение причин, вызывающих эти нарушения, систематическое развитие и укрепление мышц спины, брюшного пресса и других мышц нашего тела. Очень большое значение имеет воспитание у детей привычки держать свое туловище не только тогда, когда они стоят, Нои при положении сидя за столом. Если ученики прислоняются грудью к столу, то них затрудняется дыхание и кровообращение, но и ведет к возникновению неправильной осанки.