"Путешествие к таинственным островам". Методическая разработка литературно-географического брейн-ринга, посвященного книгам Ж.Верна, для учащихся 7-го класса

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Методическая разработка литературно - географического брейн-ринга, посвященного книгам Ж.Верна, для учащихся 7 класса.

Цели и задачи:

  1. Способствовать повышению познавательного интереса к предметам естественнонаучного цикла.
  2. Активизировать интерес к чтению художественной литературы.
  3. Развивать творческую активность учащихся.

Продолжительность: 40 минут.

Количество учащихся: 3 команды по 5 человек, зрители – учащиеся 7-х классов.

Предварительная подготовка:

  1. Повесить в классах объявление об игре с указание места и времени проведения.
  2. Собрать представителей от классов и раздать конверты с заданием:
    1. Прочитать книги Ж. Верна: “Пятнадцатилетний капитан”, “Таинственный остров”, “Дети капитана Гранта” и другие по желанию.
    2. Выбрать капитана.
    3. Дать название команде.
    4. Изготовить флаг команды, отличительные знаки (эмблема и пр.)

Сценарий игры

Оформление помещения.

  • На стенах класса карты.
  • Барометры.
  • Компасы.
  • Портрет Ж.Верна с датами жизни.

Оборудование:

  • На 3-х партах стоит по 1 глобусу.
  • Ручки, карандаши, книги.
  • 3 парты для играющих команд.
  • Коробка с ГЕО (шоколадные конфеты-монеты).
  • В центре стол для жюри.
  • Ручки, бумага, листы с ответами на вопросы.

Зрители рассаживаются на стулья по периметру комнаты.

Члены команд рассаживаются за своими столами.

Ведущий (воспитатель): Объявляет о целях игры и предоставляет слово библиотекарю.

Рисунок 1.

Библиотекарь: “Ж.Верн и его книги” (5 мин.)

Ведущий: Для судейства в сегодняшней игре мы пригласили в жюри школьного библиотекаря, учителя биологии, учителя географии, ученика

9 “а” класса, воспитателя 7 класса “В”. Уважаемое жюри! Просим занять свои места.

Ведущий: А теперь разрешите представить играющие команды.

Сегодня играют команды 3 команды от 7-х классов. Приветствуйте:

  • “Пятнадцатилетние капитаны” - 7 “А” класс!
  • “Таинственные островитяне” - 7 “Б” класс!
  • “Дети капитана Гранта” - 7 “В” класс!

Ведущий: Игра проводится в 3 этапа:

  • 1 этап - разминка.
  • 2 этап – основная игра “Брейн-ринг”.
  • 3 этап – Игра с залом. “Битва эрудитов”.

Сегодня разыгрываются так же 18 оценок “5” по географии” для всех участников. И по три “5” на каждую команду по литературе.

Выигрывает та команда, которая принесет больше ГЕО к концу игры в жюри. Болельщики, получившие ГЕО в конкурсе “Битва эрудитов”, могут распоряжаться ими по своему усмотрению. За нарушение правил игры, и шум в зале жюри имеет право снять ГЕО.

Ведущий: Начинам игру.

Разминка. За правильный ответ 1 ГЕО.

Сейчас я вам раздам карточки с именами героев Ж.Верна и названиями кораблей, на которых они путешествовали.

Ваша задача рассадить всех по своим местам. Время – 2 мин. Листы с ответами сдавать в жюри. ( Раздаются листы каждой команде).

“ПИЛИГРИММ” “ДУНКАН” ВОЗДУШНЫЙ ШАР
     

Список героев:

Дик Сэнд, Паспарту, Жак Паганель, Гарри Грант, Сайрес Смит, Гедеон Спилет, капитан Немо, Негоро, Роберт Грант, майор Мак-Набс, Пенкроф, Гербер Габ, Филеас Фоггг, Мэри Грант, Гербер Браун, Топ, мисс Уэлдон, капитан Халл, кузен Бенедикт, Геркулес, Гаррис

Музыкальная пауза. Исполнение песни “Жил отважный капитан.

Ведущий: Слово для подведения итогов разминки предоставляется жюри.

Жюри: Подведение итогов первого конкурса.

Ведущий: Основная игра “Брэйн-ринг”. Сейчас я хочу вам напомнить правила игры.

Команды по очереди бросают кубик. Количество выпавших очков – это стоимость вопроса в ГЕО. Чем больше стоимость, тем вопрос сложнее. Вопрос один для всех команд. Первой отвечает та команда, которая быстрее поднимет свой флаг. Кто отвечает, решает капитан или отвечает сам. Если команда не отвечает, то право ответа переходит к следующей команде, которая второй подняла флаг и т.д. Если ответ команды неполон, то другие команды могут дополнять, за что жюри может разделить стоимость вопросов между командами.

Вопросы для основной игры.

1 ВОПРОС (4 ГЕО).

Проходя Торресовым проливом “Наутилус” сел на мель. Капитан Немо сделал в бортовом журнале следующую запись: “Сегодня 4 января, через 5 дней будет полнолуние, и я буду очень удивлен, если любезный спутник нашей планеты не поднимет воды и тем не окажет мене услуги, которой я ни от кого не приму, кроме него”.

На какое явление природы надеялся капитан Немо? Объясните его суть.

ОТВЕТ: На полнолуние. Во время полнолуния, а также новолуния, солнечный и лунный прилив совпадают, из-за чего высота прилива в это время достигает своей наибольшей величины. Та как длительность приливной волны особенно интенсивна в проливах, Немо имел все основания надеяться, что поднявшаяся вода снимет его корабль с мели. Это и случилось.

2 ВОПРОС (5 ГЕО).

Помните прогулку капитана Немо и профессора Аронакса по дну моря? На обратном пути к “Наутилусу” они шли на глубине около 10 метров. Аронакс обратил внимание на пробегающие над их головами густые облака, быстро появляющиеся и быстро исчезающие. Поразмыслив немного, он пришел к выводу, что эти облака ни что иное, как пена от волн.

Велико ли было в это время волнение на поверхности моря? Примерно, какой величины были волны?

ОТВЕТ: Волны очень слабо передаются в глубину, не более чем на 1,5 м длины волны. Аронакс имел рост не более 2 м (средний рост человека 1,75). На глубине 10 м он волнение моря не ощущал, а лишь догадывался о нем. Значит, волнение передавалось на глубину не более 8 м. Но в таком случае длина волны должна была быть в 1.5 раза меньше, т.е. 5-6 м. При такой длине высота волны может быть не больше нескольких сантиметров, так как высота волны в 15-20 раз меньше длины. Итак, во время прогулки Аронакса по дну моря на поверхности была редкая зыбь.

3 ВОПРОС (3 ГЕО).

Флегматичный Филеас Фогс сделал путешествие вокруг света за 80 дней. Он точно записывал и отсчитывал дни, и все же ошибся. Оказалось, он был в путешествии не 80, а 79 дней.

Почему ошибся Филеас Фогг?

ОТВЕТ: Фогг двигался на Восток, так как Земля вращается вокруг своей оси тоже с Запада на Восток, то для Фогга дни уменьшались на 4 минуты столько раз, сколько градусов в этом направлении он проезжал. А так как Земной шар разделен на 360?, то при полном обороте вокруг Земли время незаметно для Фогга уменьшилось на сутки (4 мин. х 360 = 1440 минут или 24 часа).

4 ВОПРОС (2 ГЕО).

Вспомните название первого романа Жюль Верна.

ОТВЕТ: “5 недель на воздушном шаре”.

5 ВОПРОС: (1 ГЕО).

Какой язык выучил Паганель по ошибке?

ОТВЕТ: Португальский язык вместо испанского.

6 ВОПРОС (5 ГЕО)

Бриг “Пилигрим” шел из Новой Зеландии в Южную Америку, т.е. с запада на восток. И вдруг он изменил свой курс на юго-восток. Произошло это помимо воли и ведома капитана, потому что португалец Негоро тайком отклонил компасную стрелку на 45?, положив под компас кусок железа. Проходили дни ясные, солнечные. Дик Сэнд был убежден в непогрешимости компаса, он думал, что корабль продолжает путь к западным берегам Южной Америки…

Вообразите себя на месте Дика Сэнда. Не возникли ли у вас сомнения в правильности показаний компаса? Благодаря какому обстоятельству они у вас должны были возникнуть?

ОТВЕТ: До того, как стрелка была отклонена, тени от мачт и снастей на корабле, идущем с Запада на Восток должны были ложиться в полдень перпендикулярно к бортам корабля. Изменение курса на 45? влекло совершенно иное расположение теней, что должно было резко бросаться в глаза.

7 ВОПРОС (4 ГЕО).

Очутившись среди Тихого океана на корабле с испорченным компасом, при помощи каких известных вам простых приемов вы могли бы определить стороны горизонта, а следовательно и угол отклонения магнитной стрелки?

ОТВЕТ:

Стороны горизонта можно определить при помощи самой короткой тени от шеста или при помощи часовой стрелки карманных часов. Если нет качки и корабль идет в одном направлении самая короткая тень показывает полуденную линию, то есть с.- ю. С помощью часов угол делят пополам, т.к. солнце в своем видимом движении проходит в час 15?, а часовая стрелка 30? окружности. Если вы находитесь в России, то пополам делят угол между солнцем и “1”.

8 ВОПРОС: БЛИЦ-ИГРА (6 ГЕО).

Играют три команды.

Расшифруйте текст записки, найденной в бутылке, вытащенной из акулы.

Каждая получает по листку с текстом записки, в которой пропущены слова и буквы. Побеждает та команда, которая расшифрует текст быстрее.

Рисунок 2.

“7 ию…я 1…62 года судно “…тания” из порта Гла… затонуло у берегов …тагонии. Два м…са и ка… Грант могут попасть в плен к жестоким инд.... Они бросили этот документ под 1…? долготы и 137? 11' широты. Окажите им ...”

Рисунок 3.

“7 ию…я 1…62 года судно

“…тания” из порта Гла… затонуло у берегов …тагонии. Два м…са и ка… Грант могут попасть в плен к жестоким инд.... Они бросили этот документ под 1…? долготы и 137? 11' широты. Окажите им ...”

Рисунок 4.

“7 ию…я 1…62 года судно “…тания” из порта Гла… затонуло у берегов …тагонии. Два м…са и ка… Грант могут попасть в плен к жестоким инд.... Они бросили этот документ под 1…? долготы и 137? 11' широты. Окажите им ...”

ОТВЕТ: “7 июня 1862 года судно “Британия” из порта Глазго затонуло у берегов Патагонии. Два матроса и капитан Грант могут попасть в плен к жестоким индейцам. Они бросили этот документ под 153? долготы и 137? 11' широты. Окажите им помощь”.

9 ВОПРОС: ( 3 ГЕО).

Отыщите на глобусе точку с ординатами из записки капитана Гранта: 153? долготы и 137? 11' широты.

10 ВОПРОС: (5 ГЕО).

Объясните, почему у острова, на котором нашли капитана Гранта двойное название.

ОТВЕТ:

о. Табор – на французских картах

о. Мария-Тереза на английских и немецких картах.

11 ВОПРОС: (2 ГЕО).

Перед вами карта острова Линкольна. Какие из географических названий на карте этого несуществующего острова можно найти на настоящих картах и где именно. Кто больше?

ОТВЕТ:

  • Мыс Южный – о. Тасмания и на п.о. Камчатка.
  • Мыс Северный – о. Н. Зеландия
  • Горы Франклина – Северная Америка, Н. Зеландия
  • Вашингтон – штат, город, остров на озере Мичиган в США, мыс в Антарктиде.
  • Находка – порт в России
  • Змеиный остров – Черное море, Россия.

12 ВОПРОС: (3 ГЕО).

Описывая зиму на острове Линкольна 37?57' южной широты и 150? 30' западной долготы, Жюль Верн говорил: “В июле настали жестокие морозы, то так как колонисты не жалели ни дров, ни угля, в Гранитном дворце было тепло. В начале августа буря несколько утихла, и спокойствие, казалось уже навсегда утраченное, вернулось в атмосфере. Но вместе с успокоением пришли холода, и столбик термометра упал до 21? ниже нуля”.

Какую ошибку допустил Ж.Верн в описании зимы на о. Линкольна?

ОТВЕТ: Неправдоподобно, чтобы на маленьком острове среди Тихого океана под указанной широтой и долготой стояли такие холода. На этой широте Южного полушария проходит только изотерма +15?. Июль самый холодный месяц Южного полушария.

13 ВОПРОС: (5 ГЕО).

Кто больше назовет предметов, найденных в ящиках на берегу. Время на обдумывание – 3 мин. Ответы сдать в жюри.

3 ножа с несколькими лезвиями, 2 лесорубных топора, 2 плотничьих топора, 3 рубанка, 3 молотка, 10 мешков с гвоздями, 3 пилы, 2 коробки с иголками Чугунный котелок, 10 алюминиевых приборов, 2 чайника, 1 переносная печка, столовых ножей, 3 сковородки 1 бинокль, 1 подзорная труба, 1 компас, 1 барометр, 1 термометр, 1 коробка с фотографическим аппаратом
2 дюжины рубашек, 3 дюжины носков 2 ружья, 5 охотничьих ножей, 2 бочонка с порохом, 2 карабина Библия, атлас, энциклопедия, бумага

Рисунок 5.

Ведущий: Прошу все команды сдать ГЕО в жюри. Пока жюри подводит итоги основной игры, я предлагаю игру со зрителями “Битва эрудитов”. Напоминаю, что за правильный ответ вы также получаете ГЕО, но вы можете оставить его себе, а можете сдать в жюри в копилку команды.

Вопросы для “Битвы эрудитов”

  1. Последнее средство для уменьшения нагрузки падающего шара? (отрезать корзину)
  2. Что было выброшено из корзины падающего шара в последнюю очередь? (деньги)
  3. Как называют путешественников на воздушном шаре? (аэронавты)
  4. Что изобрел инженер для добывания огня? Какие еще способы добывания огня использовали путешественники?
  5. В каком месяце на острове наступила зима? (июнь)
  6. С помощью какого устройства передавалась информация на острове? (телеграф)
  7. Как определить Южное полушарие по Южному Кресту ночью?
  8. Из чего путешественники сделали стекло? (песок, мел, сода из водорослей)

Подведение итогов.

Ведущий: Прошу участников “Битвы эрудитов” распорядиться своими ГЕО. Слово жюри.

Жюри: Подведение итогов.

Ведущий: Поздравляю победителей и предлагаю в заключение нашей игры всем вместе спеть песню из кинофильма “Дети капитана Гранта”.

“Веселый ветер” сл. В.Лебедева-Кумача, муз. И.Дунаевского,

А ну-ка, песню нам пропой, веселый ветер,
Веселый ветер, веселый ветер!
Моря и горы ты обшарил все на свете
И все на свете песенки слыхал.

Спой нам, ветер, про дикие горы,
Про глубокие тайны морей.
Про птичьи разговоры,
Про синие просторы,
Про смелых и больших людей!

Кто привык за победу бороться,
С нами вместе пускай запоет:
Кто весел - тот смеется,
Кто хочет - тот добьется,
Кто ищет - тот всегда найдет!