Урок информатики и информационно-коммуникационных технологий в 10-м классе с углублённым изучением точных наук по теме "Автоматизированное рабочее место"

Разделы: Информатика


Цели:

  • образовательная: определение понятия интегрированной информационной системы; выработка умений определения концепции автоматизированного рабочего места; умение комбинировать информационные технологии соответственно целям АРМ;
  • развивающая: развитие творческой личности, активизация эмоций и воображения;
  • воспитательная: воспитание культуры умственного труда.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран.

Комментарий учителя. Такой урок целесообразно провести в качестве обобщающего урока после того, как рассмотрены и усвоены технологии подготовки текста, электронных таблиц, систем управления базой данных и машинной графики.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Актуализация знаний.

Ребята! Назовите, пожалуйста, информационные технологии, реализованные в виде программных систем и применяемые для автоматизации умственного труда пользователей в любой области человеческой деятельности. (Ответы детей).

Правильно! А скажите, пожалуйста, почему в одной программной системе, например, Excel или Word, объединяются несколько технологий? С какой целью? (Ответы детей)

3. Сообщение темы и постановка целей урока. (Слайд №1)

Презентация

4. Ознакомление с новым материалом. С помощью слайдов мы создадим опорный конспект нашей темы, который вы, ребята, должны записать в тетрадь.

Понятие интегрированной системы

По мере накопления опыта разработки и использования разных прикладных систем стало ясно, что наиболее удобно сочетание нескольких видов прикладных систем в рамках единой операционной среды. Было положено начало построению так называемых интегрированных систем, объединяющих наиболее часто используемые прикладные программы и пакеты.(Слайд №2)

Такая интегрированная система должна обеспечивать:

  • удобный ввод проблемно-ориентированной информации;
  • быстрый доступ к ранее введённой информации;
  • формирование и обработку документов сложной структуры;
  • создание личных картотек, деловых календарей, записных книжек и других средств оргтехники.

На базе такой интегрированной системы строят автоматизированное рабочее место. (Слайд №3)

Интеграция – состояние связанности отдельных частей и функций системы в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию.

Интеграция в системе должна проявляться, во-первых в том, что все программные компоненты системы взаимно согласованы и могут обмениваться информацией друг с другом. Во-вторых, должен обеспечиваться единый стиль взаимодействия пользователя с системой, который предусматривает минимум манипуляций на клавиатуре, единообразное и наглядное отображение информации, простое управление ходом диалога, быстрое переключение между различными функциональными компонентами системы. (Слайд №4)

 

Автоматизированное рабочее место руководителя

(Слайд №5)

Одно из наиболее частых применений ЭВМ связано с автоматизацией информационной деятельности руководителей. Рассмотрим типичные документы, с которыми имеет дело руководитель.(Слайд №6)

Основным документом, как правило, является общий план работы, в котором отражаются основные темы (проекты, задания), раскрывается их содержание и ожидаемые результаты, указываются исполнители, ресурсы, финансовые показатели и др.

Кроме общего плана работы, необходимо иметь детальные планы отдельных подразделений и групп, вплоть до конкретных заданий и исполнителей.

Другой тип документов, с которыми имеет дело руководитель, - это различные ведомости, справки, отчёты. В них содержится более детальная информация об отдельных проектах, изделиях, материалах, исполнителях.

Наконец, у руководителей всегда есть необходимость в информационной поддержке личной деятельности, для чего используются записные книжки, картотеки, календари и другие средства оргтехники.

Для наглядного представления планов работ часто пользуются справочными таблицами. Пользователь-руководитель или его помощник должен иметь возможность внимательно просматривать такую таблицу по строкам и столбцам, анализируя и сопоставляя значения показателей. Кроме того, должна иметься возможность занесения новых значений в отдельные ячейки таблицы. Содержимое некоторых ячеек может раскрываться с помощью дополнительных таблиц, которые могут иметь примерно такую же структуру. Кроме того, раскрытие содержания отдельных позиций плана может осуществляться с помощью текстовых документов – пояснительных записок, аннотаций, рефератов и др. Такая сводная таблица может быть достаточно большой. Просмотреть её на экране помогает многооконное отражение информации. (Слайд №7)

Пользователь имеет возможность выполнять три базовые операции:

а) изменять текстовые и числовые значения в отдельных ячейках справочной таблицы или в текстовых документах, выведенных на экран;

б) перемещаться вдоль таблицы или текста, открывая для просмотра или изменения другие части, в том числе не видимые в данный момент на экране;

в) раскрывать содержимое отдельных ячеек таблицы или позиций текста, выводя на экран вспомогательные таблицы и текстовые документы.

При этом от пользователя практически не требуется никаких специальных навыков, кроме умения перемещать курсор и нажимать две-три специально выделенные функциональные клавиши. Основной технологией такого рабочего места является технология текстового процессора.

Рабочее место экономиста, бухгалтера

(Слайд №8)

В то время как руководители и их помощники имеют дело со структурированной информацией, в которой основными элементами являются формулировки тем, проектов, заданий, фамилии людей, названия организаций, изделий и т.п., другая категория работников административно-управленческого аппарата – экономисты, бухгалтеры и плановики работают в основном с числовыми данными. (Слайд №9)

Эти данные характеризуют бюджет учреждения, различные фонды, распределение денежных средств по отделам, материальные ресурсы, финансовые расчёты с банками и другими учреждениями.

Для автоматизации обработки экономической информации больше всего подходит метод электронных таблиц. Свойство электронных таблиц, позволяющее соединять формирование документов с автоматическими вычислениями по формулам, является их главной привлекательной чертой для экономистов, бухгалтеров и плановиков. Сформированная электронная таблица сразу же становится документом, который может многократно использоваться, легко модифицироваться и выводиться на печать в нужном числе экземпляров.

Кроме удобства работы с электронными таблицами как с таковыми, экономист имеет возможность графического представления данных, содержащихся в таблице. Пользователь выделяет в таблице данные, которые он хотел бы представить в графическом виде. График строится на экране. Важно, что при изменении исходных данных происходит автоматическая перестройка графиков.

Средства деловой графики повышают наглядность отображения числовой информации и особенно ценны при проведении финансового анализа, составлении отчётов и другой документации. (Слайд №10)

Таким образом, сочетание методов работы с электронными таблицами и средств деловой графики даёт в руки финансовых работников удобный инструмент для обработки и отображения числовой экономической информации.

Рабочее место проектировщика, исследователя

(Слайд №11)

В отличие от работников административно-управленческого аппарата, для которых большая часть служебной информации может быть представлена в виде достаточно однородных табличных и текстовых документов, проектировщики и исследователи нуждаются в более разнообразных средствах представления и обработки информации. (Слайд №12).

Проектируемый или исследуемый объект обычно характеризуется множеством структурных описаний, которые необходимо хранить в базе данных, он часто сопровождается графическими изображениями (схемами, чертежами) отдельных компонентов, для расчёта параметров используются вычислительные модели, реализованные в виде программ; текстовая документация также является необходимой составной частью информации об объекте.

Проектировщик должен иметь возможность быстро ориентироваться в этом множестве и находить нужные фрагменты информации, многократно изменять их, проводить соответствующие вычисления и выдавать твёрдые копии документов.

Информация может представляться не только с помощью структурных описаний (меню выбора различных действий пользователя в системе) и графических изображений, но также с помощью справочных и вычисляемых электронных таблиц. (Слайд №13)

 

Таким образом, особенностью данного АРМ является, с одной стороны возможность применения различных средств представления информации о проектируемых/исследуемых объектах и их составных частях; с другой стороны, такая организация информации, которая позволяет легко переключаться между общим и частным, текстовыми представлениями и графическими, режимом просмотра/модификации параметров и режимов вычисления. Эти особенности дают пользователям удобные средства для анализа, модификации и расчётов при проектировании и исследовании объектов разного назначения.

5. Создание проблемной ситуации.

При создании нового автоматизированного рабочего места проводится предпроектный анализ, который включает анализ социальных, функциональных, эргономических требований к АРМ; анализ принципов и условий его взаимодействия с человеком и средой. На основе предпроектного анализа разрабатывается концепция данного АРМ, которая в дальнейшем реализуется программно. Сегодня на уроке мы рассмотрели предпроектный анализ и на его основе концепцию трёх рабочих мест: АРМ-руководителя, АРМ-бухгалтера, АРМ-проектировщика. (Слайд №14).

 

 Вы сейчас выступите в роли создателей нового рабочего места – АРМ-ученика и, проведя предпроектный анализ, создадите каждый концепцию своего рабочего места. В вашем распоряжении все существующие информационные технологии. Если вы разработаете свою технологию, опишите её в своей работе. Работать будем поэтапно: сначала создаёте черновой вариант творческой работы в объёме не более 1 листа, а затем проходите на компьютерные рабочие места и в среде текстового редактора описываете свою авторскую концепцию. Ваши документы сохраняете в папке “Мои документы”. Мы их распечатаем, проанализируем и определим самое удачное рабочее место соответственно функциональным целям на следующем уроке. Каждая работа получит оценку с точки зрения правильности применения ИКТ.

6. Практическая работа на ЭВМ.

7. Домашнее задание. (Слайд №15)

8. А теперь немного посмеёмся. (Слайд №16)

 

9. Подведение итогов урока. Для закрепления материала на своих рабочих местах просмотрите презентацию с рабочего стола под названием “АРМ”.

Список литературы

В.М. Брябрин. Программное обеспечение персональных ЭВМ. М.; Наука; 1988.