Классный час "Твой стиль поведения"

Разделы: Классное руководство


Цель: создание условий для формирования этических категорий у учащихся.

Задачи:

  • Заставить задуматься о вкусах.
  • Помочь осознать понятие “воспитанный человек”.

Опираясь на “Этическую грамматику” А. Шемшуриной, опубликованную в журнале “Воспитание школьников” за 1993-1994 годы, хочу поделиться опытом проведения одного из этических уроков в 7-8 классе. Урок рассчитан на живое и непосредственное включение ребенка в мир этических категорий. Знания, чувства, поведение – вот черезо что идет воспитательное влияние на ученика.

Оборудование:

  • бумажные обручи с наименованиями вещей;
  • карточки с названиями вещей;
  • плакат “Что необходимо, чтобы выглядеть хорошо одетым?”;
  • плакат “Правила хорошего вкуса”;
  • плакат с пронумерованными пословицами;
  • список класса для каждого ученика.

(Вступительное слово учителя) Друзья мои, вы знаете, что существуют определенные правила поведения в обществе. Следуя общим правилам, каждому легче и приятнее находиться в обществе других людей, своих сверстников, не так ли?

В то же время каждый из нас, следуя общему, имеет свои индивидуальные, только ему присущие особенности общения. Они проявляются в поведении, манерах, жестах, словах. Иными словами, каждому присущ свой стиль поведения, и по этому стилю судят о человеке.

Вот и сегодня мы попытаемся разобраться, что должно и не должно быть свойственно стилю поведения воспитанного человека 14-летнего возраста. Начнем так: с игры.

Пять человек берут на себя роль определенных вещей. Например: “автомобиль”, “черная шляпа с широкими полями”, “жевательная резинка”, “приглашение на юбилей”, “удостоверение пенсионера”. Каждому надевается на голову бумажный обруч с наименованием выбранной им вещи (роли). Остальные участники получают карточки, на которых тоже написаны слова, обозначающие различные вещи. Владельцы карточек стремятся избавиться от своих “вещей”, предлагая их другим игрокам в вежливой, но очень аргументированной форме. Главная задача здесь – найти своего адресата (карточки прикрепляются к одежде “вещи” булавками).

1. “Жевательная резинка”:

  • джинсы
  • кроссовки
  • солнечные очки
  • футболка

2. “Приглашение на юбилей”:

  • фрак
  • галстук
  • нарядные туфли
  • красивая прическа
  • длинное платье

3. “Черная шляпа с широкими полями”:

  • туфли на высоком каблуке
  • черные перчатки
  • длинный шарф
  • серое широкое пальто

4. “Удостоверение пенсионера”:

  • очки
  • медаль
  • трость
  • пуховой платок
  • домашние тапочки

5. “Автомобиль”:

  • бензин
  • канистра
  • трос
  • ведро
  • щетка

Когда все “вещи”, участвующие в игре, найдут друг друга, проводится обсуждение того, что в результате получилось. Они должны понять, какая существует связь между вещами, по какому принципу происходит отбор вещей.

Учитель: мы хотим быть воспитанными людьми и выглядеть хорошо одетыми. Что для этого необходимо? Посмотрите на плакат (на доске вывешен плакат “Что необходимо, чтобы выглядеть хорошо одетым?”). Какие из ответов вы считаете правильным?

  1. Надо иметь много денег, чтобы покупать дорогие вещи.
  2. Надо покупать только заграничную одежду, она лучше.
  3. Надо не покупать вещи в магазине, а шить в ателье.
  4. Чтобы быть всегда хорошо одетым, надо иметь вкус.
  5. Надо следить за модой, носить только модное.
  6. Надо, чтобы никто не мешал нам носить то, что мы хотим.

(Правильный ответ: № 4)

А чтобы выработать в себе вкус, надо учитывать следующие правила: (зачитывается плакат “Правила хорошего вкуса”):

  • Одежда должна соответствовать своему назначению;
  • Вещи сами по себе не хороши и не плохи, они имеют смысл лишь в ансамбле;
  • Вещи строго индивидуальны, соответствуют возрасту и интересам владельца;
  • Вещи строго соответствуют поведению человека;
  • Вредные для здоровья вещи не могут быть красивыми;
  • Вещи нуждаются в уходе и заботе.

Учитель: Друзья мои, я думаю, для выработки своего стиля поведения не помешают такие выдержки из старинных книг. Автор одной из них, которая была издана еще в 1812 году и называлась “детское сокровище”, уделяет много внимания походке.

“Ежели будете ходить, как индейские петухи, волоча ноги, то сочтут вас ленивыми, которые едва могут передвигаться. Не ходите на пальцах, как будто бы вы плясали. Не размахивайте слишком руками как бы крыльями, чтобы скорее идти. Ежели вы идете с кем-нибудь, то старайтесь идти равным с ним шагом, не подходите к нему слишком близко и не отдаляйтесь настолько, чтоб его не слышать”

А вот ещё: “Человек невнимательный не годен для жизни на этом свете. Стоит такому олуху войти в комнату, как шпага его легко может оказаться у него между ног, и он либо падает, либо. В лучшем случае, спотыкается. Исправив свою неловкость. Он проходит вперед и умудряется занять как раз то место. Где ему не следовало бы садиться. Потом он роняет шляпу; поднимая ее, выпускает из рук трость, а когда нагибается за ней, то шляпа его падает снова, таким образом проходит добрых четверть часа, прежде чем он приведет себя в порядок. Начав пить кофе или чай, он неминуемо обожжет себе рот, уронит и разобьет либо блюдечко, либо чашку или прольет себе на штаны чай или кофе”.

Это о различных деталях поведения, а что, с вашей точки зрения, является определяющим? (учащиеся перечисляют).

- Скромность. Б.В. Бушелева в своей книге “Поговорим о воспитании” пишет: “Сущность воспитанного человека в том, что он трезво оценивает себя и никогда не пытается во что бы то ни стало привлечь к себе внимание и оказаться на первом плане. Известный французский философ XVIII века Ж.-Ж. Руссо писал: “ Признак хорошего воспитания, черта, особенно привлекательная и внушающая симпатию, заключается не в стремлении блеснуть своими достоинствами, а в умении помочь другим блеснуть, самому же держаться скромно, не задевая их гордости”.

Ребята, вы наблюдаете друг друга постоянно и по стилю поведения каждого можете охарактеризовать его, составить пре6дставление о нем. Попробуйте охарактеризовать поведение ваших одноклассников с помощью следующих пословиц:

  1. Какой характер, таковы и поступки.
  2. Суди о человеке не по красоте одежды, а по красоте души.
  3. Не человек, а охапка пустяков.
  4. Самолюб никому не люб.
  5. Внешне хороша, да в жизни тяжела.
  6. Цена человеку – его дело.
  7. Уважая человека, уважаешь себя.
  8. Других не суди – на себя погляди.
  9. Красота без разума проста.
  10. Звону много, да толку мало.
  11. Доносчику первый кнут.
  12. В работе люби размах, а в личной жизни скромность.
  13. Тиха вода, да омуты глубоки.
  14. За словом в карман не полезет.
  15. Умею, да не смею.

На доске вывешивается плакат с пронумерованными пословицами. Каждый ученик получает список своего класса и против каждой фамилии, кроме своей, ставит номера подходящих пословиц. Для следующего занятия учитель анализирует полученные результаты и делает выводы о коллективе, о степени уважения школьников друг к другу.

Литература:

  1. Журнал “Воспитание школьников” № 5 - 1994. № 4 - 1995.
  2. “Пословицы и поговорки”, Москва, “Художественная литература” - 1988.