Мастерская построения знаний "Времена года"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • показать связь времён года с изменением угла солнечных лучей и продолжительности дня
  • закрепление знаний о временах года
  • формирование умения работать в группах
  • развивать наблюдательность

Оборудование:

  • 4 листа с контурами и надписями: “Зима”, “Весна”, “Лето”, “Осень”
  • 4 круга – солнышки
  • листы для каждого ученика
  • магниты
  • полоски – лучи
  • квадратики 4 цветов
  • настольная лампа
  • 2 листа чёрного цвета
  • цветные карандаши, ручка

Ход урока

1. Проверка домашнего задания

  • Почему происходит смена дня и ночи?
  • Как отличить утро от вечера?
  • Когда бывает теплее днём или ночью?
  • Для чего нужен режим дня?

2. Отгадайте загадку:

Четыре ковра рукодельницы ткут.
Один за другим их на землю кладут.
Белый, зелёный, пёстрый и жёлтый.
Ответ здесь мудрёный его не нашёл ты?

(Времена года)

  • Какие времена года вы знаете? (На доске написано: зима, весна, лето и осень)
  • В загадке, какого цвета ткут ковры рукодельницы?

3. Объединение в группы.

Каждый ученик берёт квадратик и садится за тот стол, где его цвет квадрата совпадает с цветом таблички на столе.

4. Работа над созданием ассоциативного ряда.

Групповой этап работы

  • Возьмите листочек, подпишите его. 1 группа напишет на листочке слово “Весна”, 2 – “Осень”, 3 – “Лето” и 4 – “Зима”.
  • Напишите, какие слова вспоминаются, когда вы произносите написанное слово. (Дети пишут слова)
  • По часовой стрелке передаём листочки. Прочитайте, что написал ваш товарищ, и какими словами вы можете дополнить этот список, напишите. Так работаем, пока ваш листочек не вернётся к вам.

5. Этап социализации

Какие слова вы написали?

Каждая группа называет слова, связанные с временами года. 1 группа “Зима”, 2 – “Весна”, 3 – “Лето”, 4 группа “Осень”.

(Учитель пишет слова на доске)

6. Раскрашивание картинок в группах

Вспомним, в чём различие времён года. Вам помогут цветные карандаши и рисунки на столах. Раскрасьте рисунок в соответствии с вашим временем года. Работаем все вместе на одном рисунке. Распределите роли.

7. Этап социализации. Работа у доски

Повесьте свои рисунки и расскажите, чем ваше время года отличается от других? (Дети рассказывают)

Подумайте, и обсудите в группах, какое солнышко вам надо взять, и как его расположить над рисунком, с учётом вашего времени года. (На доске 4 “Солнышка”: красного, оранжевого, синего и розового цветов)

Объясните, почему вы выбрали этот вариант?

8. Работа в парах

  • Представьте, что полоски, лежащие у вас на столах, – это лучи солнца. Попробуйте их расположить на рисунках, используя магниты. (Ребята выходят по два человека к доске и магнитом прикрепляют полоски к рисунку своей группы)
  • Как вы думаете, какие лучи сильнее нагревают Землю: прямые или косые?
  • Будет ли это зависеть от продолжительности дня?

9. Опыт

  • Проверим наши предположения. Проведём опыт. Под лампу положим 2 листа, и будем нагревать под прямыми лучами и косыми.
  • Как действуют прямые и косые лучи тепловые лучи от лампы?
  • Чем дольше мы будем нагревать листы, тем они сильнее нагреются, как вы думаете?
  • Так в какое время года земля будет нагреваться сильнее. Почему?

Прямые лучи нагревают поверхность сильнее, чем косые.

(На доске открывается запись)

10. Работа в учебнике страница 38 № 5.

11. Вывод

Солнце нагревает землю. От неё в свою очередь нагревается воздух. Летом лучи прямые, земля нагревается сильнее, и воздух становится тёплым. Зимой солнечные лучи более косые. Земля нагревается слабее, и воздух становится холодным.

12. Рефлексия.

  • Что нового вы узнали о временах года?
  • Как времена года зависят от изменения угла падения солнечных лучей?
  • С какими трудностями столкнулись на занятии?
  • Что было легко выполнять?

13. Домашнее задание.

Литература:

Вахрушев А.А. Окружающий мир. Учебник для 2 класса “Наша планета Земля”. В 4-х частях. Часть 1.