Урок русского языка в 3-м классе "Повторение знаний о предложение. Правописание окончаний имен существительных 1-го склонения"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • развивать умения различать части речи, определять главные и второстепенные члены предложения
  • показать детям, что в синтаксических и морфологических единицах речи присутствует не только форма, но и значение
  • развивать умение различать падежи по совокупности признаков
  • отрабатывать навык правописания падежных окончаний имен существительных 1 склонения
  • развивать логическое мышление, орфографическую зоркость
  • учить анализировать морфемный состав слов и конструировать новые слова по предложенным моделям
  • воспитывать внимательное отношение к ответам товарищей

У. Ребята, помогите мне разобраться.

В одной книге я прочитала стихотворение, в котором мне встретилась такая фраза:

Хливкие шорьки пырялись по наве.

У. Что скажете?

Я думаю, может это наборщик ошибся, когда текст набирал?

А еще может это он пошутил, у него наверное хорошее настроение было.

Вообще-то видно, что это предложение.

У. Почему?

Слово хливкие написано с большой буквы, после слова наве стоит точка. Значит это предложение.

Даже можно сказать, сколько здесь слов – их 5.

У. Почему?

А вот смотрите. Хливкие, дальше идет пробел, это первое слово; шорьки – опять пробел – это второе слово; пырялись третье. Ой, а четвертое слово по, а по – это предлог; ну а пятое слово наве.

У. А может быть мы сможем о каждом слове что-то сказать? Давайте попробуем.

Слово хливкие – это похоже на прилагательное.

У. Почему?

У него окончание -ие. А это окончание прилагательного мн.числа.

Слово шорьки, наверное, существительное мн.числа, так как у него окончание -и.

А у глагола Пр.вр. тоже бывает окончание -и.

Это слово не похоже на глагол Пр.вр. Вот следующее наверное глагол Пр.вр. У него виден суффикс –л- и окончание- и. И наверное этот глагол согласуется с существительным мн.числа шорьки.

А я догадалась, что по наве – это существительное с предлогом и даже знаю какого падежа! Дательного!! Я догадалась по предлогу по, что это Дательный падеж.

У. Девочки, вы говорите, что эта фраза предложение. А мы уже умеем давать предложению характеристику. Попробуем?

Это предложение простое, по цели высказывания повествовательное; по интонации невосклицательное; по наличию главных членов сейчас узнаем. В предложении говорится о шорьках. Кто? Шорьки – это подлежащее, подчеркиваем одной чертой. Шорьки что делают? Это сказуемое, подчеркиваем двумя чертами.

Задаем вопрос от подлежащего. Шорьки какие? Хливкие, это определение, подчеркиваем волнистой линией. Теперь задаем вопрос от сказуемого. Пырялись где? По наве – это обстоятельство места.

У. Девочки, как много мы уже сказали об этом предложении.

Но что же все-таки оно значит?

Непонятное какое-то предложение.

Писатель хотел нас повеселить, у него хорошее чувство юмора.

У. Тогда вам задание. Придумайте свое предложение, сохранив его грамматическую формулу, но наполните предложение смыслом.

Дети работают, затем предлагают такие варианты.

Гибкие хорьки передвигались по тропе.

Ловкие хорьки разбежались по норе.

Хорошие хорьки прятались по норе.

Маленькие кошечки катались по траве.

Маленькие собачки крутились по траве.

У. Укажите части речи и обозначьте грамматические показатели частей речи.

А кому эта фраза знакома?

Я вспомнила. Это из Льюиса Кэрролла “Приключения Алисы”.

У. Умница, Катя! Эту фразу придумал 145 лет назад английский писатель и математик Льюис Кэрролл. Он написал книги “Приключения Алисы в стране чудес” и “Алиса в Зазеркалье”.

Это была первая попытка в литературе придумать несуществующие слова, подчиняющиеся всем законам языка.

А когда нам на уроках литературы какое-то слово непонятно, к кому мы обращаемся?

К консультантам.

К Бабе Яге…

К Шалтаю - Болтаю!!!

У. Любимый персонаж Кэрролла Алиса тоже не поняла смысл этого предложения и обратилась за разъяснениями к Шалтаю-Болтаю. Вот как он перевел эту загадочную фразу.

Далее учитель читает отрывок из книги Л.Кэрролла, где Шалтай-Болтай объясняет значение слов.

У. Найти слово в вашем предложении, соответствующее данной схеме.

Учитель записывает на доске некоторые слова, предложенные детьми.

Маленькие умные ловкие кошечки красивые

У. Займемся конструированием слов по данной модели.

Дети образуют новые слова и записывают их.

Маленькие умные ловкие кошечки красивые
Шустренькие вкусные зоркие мошечки червивые

У. Что можно сказать об образовавшихся словах?

Получились разные слова, неродственные.

На доске записано:

В лодк…, без печк…, по земл…, на берез…, в трав…, к сестр…, без обложк…, к черемух….

У. Что общего у этих слов?

Это все 1 склонение.

У. Разве слово “в” 1 склонения?

Я поправлюсь. Это существительные 1 склонения с предлогами.

У. Если я вас попрошу разделить эти слова на 2 группы, какие варианты вы предложите?

Можно по падежам.

У. Продолжай.

Выделим Р.п., и Д.п. Ой! Не получится на 2 группы по падежам, там еще есть и П.п.

Можно так разделить: слова с окончанием - е и слова с окончанием - и.

У. Что скажете?

Да, Саша хорошо предложила. А я увидела, что так можно разделить: слова, которые требуют проверки и которые не требуют.

У. Аня, поясни свою мысль.

Там есть слова, в которых ударное окончание. Зачем же их проверять, окончание хорошо слышится.

У. Что же это за слова?

Дети называют, а учитель вставляет на доске окончание и ставит ударение над гласной:

по земле, в траве, к сестре.

У. Давайте разделим оставшиеся слова на 3 группы.

Вот теперь можно по падежам.

У. Каким?

Р., Д. и П.

Учитель дает задание: 1 ряд выписывает существительные П.п; 2 ряд – Р.п.; 3 ряд – Д.п.

Девочки с 3 ряда улыбаются, очень оживились.

У. Девочки, потом объясните, почему вы так обрадовались?

Проверяем.

Ученики четко читают выписанные слова, объясняют, почему так написали.

У. Так чему так радовались представители 3 ряда?

У нас всего одно слово. А еще нам достался Д.п., а его легко определить по предлогу к.

У. Раз у вас всего одно слово, то вам дополнительное задание: придумать еще одно свое существительное 1 склонения Д.п. с безударным окончанием и правильно записать его.

Проверяем. Дети с 3 ряда читают придуманные слова, две девочки придумали существительные с ударным окончанием.

А Соня неправильно придумала. У нее ударное окончание в воде, его не надо проверять, и у Кати в земле тоже.

У. Давайте поможем девочкам.

Соня может записать не в воде, а в водичке.

У. А Кате как помочь?

В земельке.

У. Сегодня у нас с вами был последний урок по теме Правописание окончаний существительных 1 склонения. (Дети оживляются, радуются.) Завтра мы с вами начнем рассматривать существительные 2 склонения. Но с 1 склонением мы не прощаемся. Эти слова всегда с нами – в текстах, разговорах, диктантах, книгах…

В конце урока дети смотрят отрывок из фильма “Алиса в стране чудес”.