Что такое текст?

Разделы: Русский язык


Цель урока: обобщить знания по теме “Текст”, сформировать умение определять способы и средства связи между частями текста; сформировать умении конструировать текст, используя известные способы и средства связи; совершенствование навыков пунктуации и правописания.

Оборудование урока:

  1. Таблицы

а) “Признаки текста”

б) “Связи предложений в тексте”

  1. Учебник А.И. Власенкова. Русский язык
  2. Этимологический словарь Н.М.Шанского
  3. Карточки для самостоятельной работы
  4. Тексты ЕГЭ

Ход урока

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и цели урока

 Люблю проявление ткани,
Когда после двух или трех,
А то и четырех задыханий,
Придет выпрямительный вздох –
И как хорошо мне и тяжко,
Когда приближается миг –
И вдруг дуговая растяжка
Звучит в бормотаньях моих.
О. Мандельштам

Слово учителя

Обратимся к этимологическому словарю Н.М. Шанского.

Текст. Заим. в ХVIII.в. из немец. Языка, где ТЕХТ/ лат. textus “словесное единство”, “ткань”, производное от texo “тку”.

Л.В. Щерба писал, что на языке лингвистов тексты – “совокупность всего говоримого и понимаемого в определенной конкретной обстановке в ту или другую эпоху жизни данной общественной группы”.

Текст - явление, феномен употребления языка. Текст возникает как результат употребления языка, и наиболее характерные свойства, признаки текста обусловлены именно этим обстоятельством.

Каковы же признаки текста?

III. Сообщение учащегося “Признаки текста?”

План

  1. Выраженность
  2. Отграниченность
  3. Цельность
  4. Упорядоченность
  5. Информативность

Вывод.

Текст – это выраженная в письменной или устной форме упорядоченная последовательность языковых единиц, отграниченная от других подобных последовательностей и не вошедшая в данную последовательность языкового материала, заключающая в себе определенное содержание и соотносимая с одним из жанров художественной или нехудожественной словесности.

IV. Блиц-опрос.

1) Что такое текст?

2) Каковы признаки текста?

3) Посмотрите на доску. Можно ли данное высказывание назвать текстом? Докажите свое мнение.

V. Слово учителя

Начать следующую часть урока о связях предложений в тексте мне бы хотелось словами русского языковеда Л.В. Щербы: “Связь предложений в тексте – это прежде всего связь смыслов”. Способы связи слов в предложении и частей сложного предложения хорошо известны. А как связываются между собой предложения в тексте? Ведь предложения, разделенные точкой, не изолированы друг от друга. Они связаны. Причем связанными могут быть не только предложения расположенные рядом, но и предложения, отделенные друг от друга одним или несколькими другими предложениями. Послушаем сообщения о способах связи предложений в тексте.

VI. Сообщение учащегося “Параллельная связь предложений в тексте”

В сложных синтаксических целых с параллельной связью даётся описание ряда одновременно происходящих или сменяющих друг друга явлений, которые перечисляются или сопоставляются. Первое предложение в таких сложных синтаксических целых обычно имеет обобщающее содержание, а последующие предложения, однотипно построенные, раскрывают это общее содержание. Например: Июльский сумеречно-тёплый лес неторопливо готовился отойти ко сну. Смолкали непоседливые лесные птицы, замирали набухающие темнотой ёлки. Затвердевала смола, и её запах мешался с запахом сухой, ещё не опустившейся наземь росы (В. Белов).

VII. Сообщение учащегося “Цепная связь предложений в тексте”

В сложных синтаксических целых с цепной связью даётся постепенное развитие мысли. Предложения и по смыслу, и структурно как бы “цепляются” одно за другое; то, что в первом предложении сообщается как нечто новое, в последующем предложении становится элементом известным, ранее упомянутым; каждое следующее предложение начинается с того, чем закончилось предыдущее. Цепная связь предложений осуществляется чаще всего с помощью повторов, местоименных слов, синонимических замен. Например: За садом находился у них большой лес, который был совершенно пощажён предприимчивым приказчиком, может быть, оттого, что стук топора доходил до самых ушей Пулъхерии Ивановны. Он был глух, запущен, старые древесные стволы были закрыты разросшимся орешником и походили на мохнатые лапы голубей. В этом лесу обитали дикие коты. Лесных диких котов не должно смешивать с теми удальцами, которые бегают по крышам домов. Находясь в городах, они, несмотря на крутой нрав свой, гораздо более цивилизованны, нежели обитатели лесов (Н. Гоголь)

Главное в цепной связи — повтор ключевого слова, замена его синонимом, синонимическим оборотом, местоимением, повтор того или иного члена предложения

VIII. Карточка для закрепления

Определите способы связи предложений в тексте. Докажите свою точку зрения.

I вариант.

Солнце уже оторвалось от леса, вышло в чистый, готовый для него простор, держась чуть справа, как вчера и позавчера, десять и двадцать лет назад. Оно еще все было неяркое, четкое и не слепило глаза. Росы в огороде, казалось, даже прибавилось, горящими, заманчивыми искрами она блестела повсюду. Деревня просыпалась под крышами, над крышами поплыл дым, по улице тяжело и сыто, содрогая землю, брел скот, хлопали в избах тугие двери, раздавались первые, хорошо слышные поутру звуки.

II вариант.

Государственная Третьяковская галерея в Москве – одно из крупнейших собраний русского изобразительного искусства, всемирно известный национальный культурный центр. Музей носит имя Павла Михайловича Третьякова, подарившего 1892 году городу свою картинную галерею ( около двух тысяч произведений ), а также небольшую коллекцию брата Сергея Михайловича Третьякова и дом в Лаврушенском переулке, который начали перестраивать под музейное здание.

IX. Творческое задание. Придумайте текст с цепной и параллельной связями

X. Работа у доски (запись под диктовку)

Воспитанные люди уважают человеческую личность, потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы. Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки, живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а, уходя, не говорят, что с вами жить нельзя. Они прощают и шум, и холод, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних. Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом…

А.П. Чехов

1. Можно ли данное высказывание назвать текстом?

2. Определите тему высказывания.

3. Как в данном тексте связаны предложения?

4. Подчеркните все орфограммы. Объясните пунктуацию.

5. Составьте схему второго предложения.

XI. Самостоятельная работа по карточкам

XII. Итоги урока

1. Назовите признаки текста.

2. Что такое цепная (последовательная) связь?

3. Что такое параллельная связь?

XIII. Домашнее задание

Выпишите из художественной литературы отрывок, укажите в нем все признаки текста, определите способы связи предложений.

XIV. Выставление оценок