Вышивка

Разделы: Технология


Цели урока:

1. Образовательные:

  • дать представление о видах вышивки,
  • научить учащихся выполнять вышивку простым крестом и двусторонней гладью, используя ИКТ.

2. Развивающие:

  • развивать внимание, память, развивать творческие способности учащихся.
  • расширять кругозор, развивать эстетический вкус,
  • формировать навыки работы с иглой и ножницами.

3. Воспитательные:

  • формирование положительной мотивации к предмету,
  • формирование умений четко организовать свою практическую деятельность,
  • развитие личностных качеств: аккуратности, глазомера, терпеливости, трудолюбия.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, программа Power point, ткань, нитки “Мулине”, ножницы, игла, образцы вышивки, схемы вышивки, рисунки, учебная доска, мел, технологические карты.

Технология личностно – ориентированная (ИКТ).

План урока

Этап урока Дидактические цели Деятельность учителя Деятельность учащихся ИКТ
Организационный момент

2мин.

Активизация учебной деятельности Приветствие, проверка готовности к уроку, проверка отсутствующих в классе. Формулировка задач. Организация рабочего места.  
Основная часть.

1. Беседа. 3 мин.

Актуализация опорных знаний. Выявление знаний учеников посредством фронтального опроса Активизация внимания. Применение имеющихся знаний. Ответы на вопросы.  
2. Объяснение нового материала.

23 мин.

Сформировать представление о видах вышивки, ознакомить с инструментами и приспособлениями,материалами,

образцами готовой вышивки,

техникой вышивания.

Сообщает новые сведения, используя ИКТ, комментирует слайды. Задает вопросы.

Диктует основные понятия.

Демонстрирует образцы вышивки и схемы.

Знакомятся с видами вышивки, инструментами, техникой выполнения с помощью ИКТ. Отвечают на вопросы. Слайды с 2-22
3. Вводный инструктаж. 6 мин. Конкретизировать последовательность этапов выполнения вышивки крестом и гладью; применение правил ТБ Знакомит с правилами и последовательностью выполнения вышивки крестом посредством ИКТ. Рассказывают правила ТБ. Мысленно фиксируют технику вышивания, используя слайды. Сл.

23

4. Практическая работа.

37мин.

Применение знаний, формирование умений по выполнению вышивки крестом и гладью. Развитие аккуратности глазомера и терпеливости, навыки самоконтроля. Учитель комментирует действия учащихся, корректирует ошибки. Выполнение упражнений, корректирование ошибок, самоконтроль с использованием ИКТ и технологических карт. Сл.

23

Заключительная часть.

Подведение

итогов урока.

1. Беседа.

5 мин.

Закрепление знаний, полученных на уроке.

Анализ успешности работы учащихся.

Создает условия для запоминания и осознания понятий, изученных на уроке.

Выявляет затруднения в ходе практической работы. Дает анализ успешности учебной деятельности учеников. Выявляет типичные ошибки и пути их устранения.

Отвечают на вопросы учителя, комментируют технику выполнения и затруднения в работе. Дают оценку своей деятельности. Сл.

24

2. Выставление оценок.

2 мин.

Активизация мотивации учебной деятельности. Оценка качества учебной деятельности учащихся. Демонстрирует работы учеников. Осознание успешности своей работы на уроке.  
3. Домашнее задание.

2 мин.

Закрепление полученных знаний и умений. Сообщает домашнее задание, дает инструктаж по выполнению (выполнить несколько упражнений по кресту и глади, принести ткань, нитки, иглу) Запись домашнего задания в дневник, постановка цели по его содержанию.  

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

Сообщение темы и целей урока.

Проверить отсутствующих в классе.

2. Основная часть.

1. Беседа.

  • Какие виды рукоделия вы знаете?
  • Где чаще всего встречается вышивка?
  • Какие виды вышивки вам знакомы?
  • Назовите инструменты, которые применяют для вышивания.
  • Откуда взяла свое начало вышивка?

2. Объяснение.

Исторические сведения.

“Мы можем только догадываться, где и когда люди впервые стали использовать иглу и нить для сшивания кусков ткани. На основании древнейших рисунков документов и преданий можно предположить, что люди шили и вышивали с древних времен. Но в отличие от глины, дерева и металла, ткани не выдерживают испытания временем. Влага и солнце достаточно быстро приводит ткань в негодность, поэтому до наших дней сохранились лишь несколько образцов шитья и вышивки, изготовленных до XV века. На слайде 3 изображена игла, которую изготовили из кости более 4 тысяч лет назад. В качестве нитей использовали растительные волокна и жилы животных. В X1V веке уже применялись железные иглы с крючком, заменяющим ушко для удерживания нити. Металлические иглы с ушком появились в Европе только в ХV веке” [ 4] .

Люди всегда стремились украшать ткань вышивкой или, нашивая на нее драгоценные камни, ракушки, бисер, кусочки стекла, металла или кожи. Такие ткани очень высоко ценились в обществе - они указывали на богатство и власть своих хозяев. Кроме одежды люди украшали предметы быта.

“На Руси вышивка известна еще в домонгольский период. Вышивка выполнялась шелком, золотой и серебряной нитью, драгоценными камнями и жемчугом. Ею украшались стены храмов.

Большое место в узорах русской и славянской вышивке занимают орнаменты, растения и животные геометрической формы. Мотивы женской фигуры, всадника, цветущего дерева, а также ромба с его разновидностями, квадраты, треугольники занимают большое место в народной вышивке. Ромб, крест означают крест, женщина, растение символизирует плодородие, птица – наступление весны. В основном это были счетные швы и гладь.

В странах Востока чаще всего использовали золотую нить, шелк, серебро по таким тканям, как бархат, атлас, шелк, сукно, шерсть. Отдавали предпочтение красному, фиолетовому, синему и зеленому цветам. В орнаментах восточных вышивок преобладают изображения животных, птиц, квадратов и ромбов. Использовали гладь, тамбурный и стебельчатый швы” [ 3] .

(См. Приложение 1 слайды 2-8).

Виды рукоделия. Работа со слайдами. (Слайд 9).

Учитель вместе с учащимися читает и комментирует виды рукоделия.

- вышивка

- аппликация

- лоскутное шитье

- вязание

- ковроткачество

- береста

- работа с кожей и т. д.

Вышивка – один из популярных видов отделки одежды.

Учитель знакомит учащихся с видами вышивки. (Слайд 10).

Инструменты и приспособления

Использование слайда 11 в качестве заставки к тексту.

Чтобы выполнить вышивку, не деформируя ткань, следует использовать пяльцы. (Учитель демонстрирует различные виды пяльцев). Пяльцы могут быть круглыми, квадратными, на подставке или без нее, деревянными или пластмассовыми, с винтом или без, различных размеров. Лучше подобрать пяльцы нужного размера с винтом. (Слайд 12).

Кроме пяльцев понадобятся следующие инструменты:

Ножницы лучше применять трех видов: маленькие с острыми концами, для подрезания и выдергивания нитей в ткани; средние для обрезания ниток при вышивании; большие для разрезания ткани и мотков ниток.

Иглу подбирают с большим ушком и тупым концом.

Наперсток применяют при прокалывании иглы через ткань. Его подбирают по размеру, бывают с донышком или без.

Утюг необходим для проутюживания ткани до работы, и после вышивания.

Копировальная бумага необходима для перевода рисунка на ткань.

Материалы

Учитель рассказывает о различных видах канвы.

“- Пластиковая канва применяется в качестве основы, ее не нужно удалять после вышивки.

- накладная канва наметывается на ткань и выдергивается после работы.

-плотная канва (“Рогожка”) используется для постоянного назначения.

- страмин - материал, который для счетной вышивки, для изготовления гобелена” [ 3] .

(Слайд 13)

Лен – ткань с толстыми нитями. Чаще всего используется для вышивки крестом.

Хлопчатобумажная ткань обладает прочностью и мягкостью. Эти свойства ткани важны в данной работе. Используется для глади, ришелье, креста и контурной вышивки.

Мешковина – ткань с редкой структурой. Используется реже других видов тканей.

Кроме тканей необходимо правильно подобрать нитки. (Слайд 14)

Нитки

- Мулине

- шерстяные

- гарус

- ирис

- шелковые

- синтетические.

“Нитки должны быть хорошо окрашенными, прочными, должны хорошо пружинить при растягивании.

Нитки “Мулине” продаются в моточках, поэтому после разрезания они часто путаются. Их следует наматывать на шпульки или хранить в специальных органайзерах, откуда далее их легко извлечь” [ 1] .

Рисунки для вышивки

Рисунки для счетной вышивки и для свободной отличаются друг от друга.

Если размер рисунка не устраивает, то следует уменьшить его или увеличить.

Увеличение рисунка

(Слайд 15)

“Рисунок разбивается на несколько квадратов, одного размера, где они обозначаются номерами и буквами. Строится таблица нужного размера и с таким же количеством равных квадратов. Элементы исходного рисунка переносятся на новый.

После этого необходимо перенести рисунок на ткань. Существует множество способов, рассмотрим простейшие.

С помощью подсветки под стеклом.

2) Через копировальную бумагу” [ 2] .

Техника выполнения

Учитель рассказывает несколько видов техники выполнения различной вышивки.

- Прорезной глади;

- простой двусторонней глади;

- глади с настилом.

Выполнение креста

Учитель использует слайд 16. Комментирует выполнение вышивки.

“Первый прокол выполняется из левого нижнего угла в правый верхний угол. Таким же образом выполняются все остальные стежки. Игла выводится горизонтально вниз.

Игла выводится на лицевую сторону, следующий стежок перекрывает предыдущий в другом направлении. Игла вкалывается в проколы первой строчки.

 

После того, как ряд креста выполнен, игла выводится вниз

Выполнение глади

Демонстрация 17 слайда.

“По контуру рисунка прокладывается шов “вперед иголку”. Затем вышивают гладьевые стежки, плотно прилегающие друг к другу (нить в одно сложение)” [ 1] .

Обработка вышивки после работы

“Работу следует постирать в теплой воде с применением моющих средств, прополоскать в холодной и высушить, завернув в махровое полотенце. Проутюжить через марлю с изнаночной стороны. Оформить в рамку” [ 2] .

Учитель обращает внимание учащихся на экран. (Слайд 18 - 22).

В сюжете показываются готовые вышивки, т. е. результат работы.

3. Вводный инструктаж.

Повторение правил техники безопасности при работе с иглой и ножницами.

Иглу хранить в игольнице. При потере обязательно найти ее. При поломке вколоть в ткань и отдать учителю. Не размахивать иглой по сторонам.

Ножницы передавать кольцами веред. Должны лежать с сомкнутыми лезвиями.

Повторить все этапы выполнения креста и глади, используя слайд 23.

4. Практическая работа.

Учащиеся выполняют практическую работу. Учитель показывает, как правильно исправлять ошибки.

4. Заключительная часть

Подведение итогов урока.

1. Беседа.

  1. Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
  2. Что больше всего вас заинтересовало?
  3. Какую вышивку выполнять быстрее и проще?

А теперь внимание на экран! (Слайд 24)

Вопросы на слайде.

1) Назовите виды рукоделия.

2) Назовите виды вышивки.

3) Какие инструменты применяются при вышивании?

4) Какие материалы можно использовать для вышивки?

5) Расскажите технику вышивания креста и глади.

2. Выставление оценок.

Объявить оценки учащихся за работу. Показать лучшие работы. Назвать типичные ошибки и способы их исправления.

3. Домашнее задание.

Объявить домашнее задание с записью в дневник. (Ткань, нитки, иглу, пяльцы. Выполнить упражнения по простому кресту и глади).

4. Уборка класса.

Учащиеся убирают аудиторию.

Список литературы.

  1. А. Л. Грекулова. Рукоделие. – М. : Большая русская энциклопедия, 1993. – 287 с.
  2. Альбом по рукоделию. / Под редакцией Е. Романовой. – М. : Весшигма, 1995. – 128 с.
  3. Е. Б. Глинская. Азбука вышивания. – М. : Педагогика, 1991. – 220 с.
  4. Д. Н. Вомовский. Шитье и вышивка. С – П. : Полигон, 1997. – 30 с.
  5. Сычева Л. В. Вышивка. Ручная вышивка. Челябинск, 1992 – 144 с.