Элективный курс "Деловой русский язык в школе". Занятие "Инновационные формы делового общения" в 11-м классе

Разделы: Русский язык


Слайд 1 (Деловой русский язык в школе.

Инновационные формы делового общения)

Учитель.

Перед педагогами, а особенно перед нами,словесниками, стоит сложная задача – формирование у школьников коммуникативной компетенции, культуры общения от межличностной до корпоративной, что особенно актуально сегодня, когда необходимо динамично и грамотно ориентироваться в захлестывающем потоке самой разнообразной информации. Наши ученики учатся и развиваются не только, даже не столько в школе, сколько под влиянием семьи, социума, окружения подростков, средств массовой информации, Интернета. Наверно, поэтому на уроках нам часто приходится слышать: “То, что вы говорите, правильно, но так никто из нашего окружения не говорит. Если мы будем говорить и вести себя так, как вы нас учите, над нами будут смеяться”. Слышать такие слова о родном языке тяжело.

Длительное наблюдение и анализ системы преподавания русского языка в школе привели меня к поиску ответа на вопросы: “Почему, обучаясь русскому языку в школе, дети плохо пользуются им как инструментом общения в жизни? Почему выпускникам порой трудно ориентироваться в этом сложном мире, почему часто они попросту теряются перед новыми формами приема на работу, не могут достойно представить себя, рассказать о себе и сфере своих интересов?

Что необходимо сделать педагогу, чтобы выпускник мог успешно реализовать свои возможности на современном рынке труда? Как на практике попытаться изменить ситуацию?

Как возможный вариант (подчеркиваю: как вариант) решения обозначенной проблемы я вижу в инновационной надпредметной деятельности, формирующей ключевые компетенции, т.е. в решении задач, определенных в 3-м измерении модернизации образования (обновление образования в соответствии с потребностями страны).

Особенно актуальной мне показалась программа “Деловой русский язык в школе”, написанная М.Ю.Касумовой.

Помочь ученику повысить уровень речевой культуры, получить необходимые языковые и социокультурные знания в области коммуникативной компетенции будущего специалиста – это стратегическая задача курса “Деловой русский в школе”.

А инновационные формы делового общения, о которых речь пойдет сегодня,– это часть данного курса. Сюда относятся:

- презентация

- круглый стол

- собрание акционеров

- выставки и ярмарки товаров

- брифинг как форма собеседования при приеме на работу.

Мы представляем сегодня в нашей деловой лаборатории три формы.

Это-

  • круглый стол
  • брифинг как форма собеседования при приеме на работу
  • презентация.

К сожалению, время нашей встречи ограничено, поэтому мы на практике покажем вам фрагменты занятия.

Итак, первая форма делового общения - “Круглый стол”.

СЛАЙД 1.1 I. Проведение круглого стола “Деловой русский язык”

Вед. Тухбатулина Р.

Здравствуйте, уважаемые гости нашей деловой лаборатории. Мы рады приветствовать вас на заседании круглого стола. Тема нашей сегодняшней встречи - “Деловой русский язык в школе” и я, ведущая представляю вам наших участников, учеников выпускного класса, слушателей данного курса:

- Сергеева Дарья Анатольевна

- Романов Дмитрий Геннадьевич

- Севостьянов Ярослав Иванович

- Шленов Михаил Сергеевич.

Слайд 2. Тема и вопросы, обсуждаемые на круглом столе.

Тема нашей встречи “Деловой русский язык как предмет в школе”

Участникам сегодняшней беседы я предлагаю следующие вопросы:

- Какие задачи положены в основу программы курса?

- Какие методические идеи реализованы в этом курсе?

-Какова структура школьного курса?

- Русский язык делового общения и профессиональное образование.

Начать нашу беседу я попрошу Сергееву Дарью Анатольевну.

Сергеева Д.

Мы все понимаем, что на этапе модернизации российского образования основная идея старшей ступени общего образования состоит в том, что оно должно стать боле индивидуальным, функциональным и эффективным. Повышение уровня речевой культуры стало одной из ключевых проблем.

“Деловой русский язык в школе” помогает приобрести общие знания, умения, навыки в деловой коммуникации, т.е. помогает нам стать сознательными участниками общественных событий.

Элективный курс знакомит с различными моделями делового общения, помогает получить представление об этапах деловой беседы и переговорных стратегиях, дает представление о нормах деловой устной и письменной речи, расширяет словарный запас, знакомит со специальной лексикой, используемой в официально-деловом стиле.

Вед.

Спасибо. Конечно, эти умения становятся все более востребованными.

И все-таки хотелось бы уточнить, а какие обучающие идеи реализуются в этом курсе? Михаил Сергеевич, по-моему, этим вопросом заниамались Вы.

Шленов М.

На мой взгляд, одной из самых важных идей является идея выработки коммуникативных умений, т.е. способности владеть языком как средством коммуникации, способности ориентироваться во времени:

- умение вести деловые переговоры

- взаимодействовать с другими людьми

- умение понимать различные роли и позиции

- понимать и уважать позиции других людей

Вед.

Все это хорошо. Но ведь такой курс должен быть очень четко структурирован!

Сергеева Д.

Да. И составитель этого курса четко выделила 4 модуля в данном курсе:

СЛАЙД 3 (структура курса)

Модуль 1 Деловая коммуникация
Модуль 2 Устное и письменное деловое общение.
Модуль 3 Официально-деловой стиль
Модуль 4 Нормы деловой речи
Доп Модуль 5 Выбор профессии

Дима Р.

Я тоже ознакомился с содержанием курса, Меня привлекло в нем многообразие творческих работ, которые составляют “Портфолио”. Это и эссе, словари экономических терминов для проведении деловых лабораторий, речевых практикумов, творческих проектов составление договоров, пресс-релизов и многое-многое другое) Кстати, уважаемые гости, все это можно посмотреть “Портфолио”, лежащих перед вами.

Но… Не смущает ли Вас тот факт, что в этом курсе большое количество русских названий заменено на иноязычные. Не ущемляет ли это наш русский язык?

Слава С.

Думаю, что нет. Я вполне допускаю, что при ловом общении самого разного уровня просто необходимо частично использовать международные лексические стандарты. А великий и могучий русский язык останется приоритетным в сфене межличностного общения. В сфере художественной литературы, государственных документах и т.д.

Вед

Я бы обратила особое внимание на 5-й модуль в курсе. Это “Выбор профессии”.

Шленов М.

Это, я думаю, особенно актуально для выпускного класса, он к тому же является профильным (углубленное изучение английского языка и обществознания). И курс этот как раз способствует решению общих задач по русскому языку и раннему началу профильного образования.

Вед.

Спасибо всем участникам нашего круглого стола. Заканчивая беседу, мне хотелось бы еще добавить, что курс этот обеспечен учебным пособием, практическим пособием и хрестоматией, что особенно важно для учеников.

СЛАЙД 4. (учебники)

СЛАЙД 5. II. Брифинг как форма собеседования при приеме на работу.

Вед.Мишина И. Итак, мы представляем вам еще один инновационный вид делового общения - брифинг.

В последнее время брифинг стал часто использоваться как форма проведения собеседования при приеме на работу соискателей, при формировании команды для реализации какого – либо проекта. Форма брифинга позволяет значительно экономить время, избегать необходимости рассказывать о проекте каждому соискателю и помогает соискателям видеть своих потенциальных коллег.

Перед собеседованием всем претендентам были розданы бейджи с их именами и указанием последнего места работы.

Начинается собеседование с краткого рассказа о планируемом проекте, а также с описания той деятельности, которой придется заниматься кандидатам.

Брифинг будет состоять из 3 этапов. Проводить его будет помощник

директора по подбору персонала ?

1 этап. Мишина И. вед.

Я являюсь заместителем директора по персоналу фирмы “Теплая сказка”, которая работает в системе Френчайза,т.е. предприятия, имеющего лицензию на функционирование нашей фирмы как большой торговой сети, Мы занимаемся (рассказ о деятельности фирмы – 5-6 предложений).

СЛАЙД 6. На современном этапе мы разрабатываем новый проект “Пушные радости” и проводим брифинг по приему на работу соискателей на вакантную должность по “сейл-промоушену” нашего нового проекта. В Ваши обязанности будет входить: разработка мероприятий по созданию образа фирмы, по достижению осведомленности о нас потенциальных партнеров.

Участники должны представиться, сказать, в какой фирме они раньше работали или работают. Если уволены или уволились, то по какой причине. Каждому участнику отводится на это не более 2-х минут.

Опрос будем проводить по цепочке. Начнем с Вас (показывает на одного из соискателей).

Соискатель 1: Муратова Екатерина.

Меня зовут Муратова Екатерина. Я закончила Московский Университет Менеджмента и Управления факультет маркетинга. Последнее место работы – фирма “Гарант”, занимающаяся недвижимостью. Сфера деятельности - Паблик рилейшн (т.е. ответственность за достижение фирмой высокой общественной репутации) Стаж работы -3 года. За время моей работы наша фирма по рейтингу среди компаний, занимающихся недвижимостью, продвинулась с 5-го места на 3-е. Мне 24 года, Не замужем. Причина моего увольнения – перемена места жительства.

Ведущий.

Спасибо. Теперь Ваша очередь.

Соискатель 2. Дружинин Владимир.

Меня зовут Дружинин Владимир. Прежнее место работы – директор по продажам фирмы “Элит-Сбыт”, занимающейся продажей бытовой техники.

Хорошо владею программой “1С Предприятие”, “1С склад”. Английский язык - свободное владение. Стаж работы – 5 лет. Не женат. Причина увольнения - низкая заработная плата.

Ведущий. Спасибо. И я предоставляю слово Вам, уважаемая Жанна ?

Соискатель 3. Цереленко Жанна.

Меня зовут Цереленко Жанна. В этом году я закончила Институт Сервиса факультет “Финансы и кредит”. С 4-го курса работаю в открытом акционерном обществе “Золотой колос”, занимающейся разработкой и апробацией новых технологий в производстве кондитерских изделий.

Занимаемая должность – помощник бухгалтера. Я инициативна, коммуникабельна, владею Программами “1С Бухгалтерия версия 7.7 и новой версией 8.0”. Мне 22 года, не замужем. Ищу работу, где я смогла бы проявить себя как творческая личность.

Ведущий. Спасибо. Итак, первое знакомство состоялось.

Переходим ко 2-му этапу.

На втором этапе мы предлагаем вам выбрать себе в “команду” одного из присутствующих и объяснить, почему выбор был остановлен именно на нем (соискателям раздаются карточки, на которых написаны имена всех участников брифинга).

1.Муратова Екатерина.

2. Дружинин Владимир.

3. Цереленко Жанна.

1.Муратова Екатерина.

2. Дружинин Владимир.

3. Цереленко Жанна.

1.Муратова Екатерина.

2. Дружинин Владимир.

3. Цереленко Жанна.

Образец ответов

Муратова Е.

Я бы остановила свой выбор на ----------------, т.к. считаю, что предыдущая занимаемая должность претендента и умение рассказать о себе наиболее соответствуют должности сейл-промоушена в проекте “Пушистые радости”.

Дружинин Владимир.

Я бы выбрал себе в команду--------------, т.к. считаю, что ее владение деловой терминологией и успехи на предыдущей работе наиболее соответствуют должности сейл-промоушена в вашем проекте.

Цереленко Жанна.

А я бы согласилась сотрудничать в одном коллективе с Дружининым Владимиром, потому что и стаж работы этого претендента, и свободное владение английским языком позволят продвинуть ваш проект и на международном рынке.

Ведущий. Благодарю вас.

И 3-й этап брифинга – это психологическое тестирование. Оно состоит из 3-х этапов:

СЛАЙД 7. 1 этап) Тест “Неоконченные предложения”. Начала предложений выбраны не случайно, они отвечают интересам нашей фирмы.

Например:

- Я отношусь к себе -----

- Работа для меня – это-------

- Мои коллеги ---------

- Мой руководитель должен----------

В целях экономии времени эти тесты мы уже провели, их результаты готовы. (Демонстрация тестов)

СЛАЙД 8. 2 этап) Тест “Несуществующие животные” (Готовые рисунки)

На листе А4 простым карандашом необходимо нарисовать несуществующее животное. (Все это тоже готово)

Тест относится к числу проективных. Он дает достаточно полное представление о личностных характеристиках и психологических особенностях авторов рисунков. При анализе учитывается положение рисунка на листе, сила нажатия на карандаш, способ штриховки, элементы организма животного. Особое внимание уделяется придуманному названию. (Демонстрация рисунков).

СЛАЙД 9. 3 этап) Тест на исследование УСК(уровня субъективного контроля).

Эта методика позволяет быстро и эффективно оценить сформированность у испытуемого уровня субъективного контроля над разнообразными жизненными ситуациями. Весь опросник состоит из 44 пунктов. Ответы даются в форме “согласен – не согласен”. Сейчас мы приведем только примерные вопросы: (претенденты отвечают)

- В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблема разрешится сама собой.

- Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения.

- Я всегда предпочитаю принять решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей или судьбу.

Предыдущие тесты мы уже проанализировали с нашим психологом, директором по персоналу. Теперь прибавляем к ним результаты последнего теста и сообщаем вам, уважаемые соискатели, что все вы успешно прошли ревое испытание и пригашаетесь на второй этап, о проведении которого вам будет сообщено дополнительно в письменном виде.

Спасибо всем за сотрудничество.

СЛАЙДЫ 10---III. Презентация туристической фирмы “Родные просторы”

Женя.

В последнее время становится популярным туристический отдых в Подмосковье. И это не случайно. Подмосковье – это живая легенда Российской истории, здесь зримо отразилась вековая жизнь страны. Земля Подмосковья прославлена именами великих соотечественников – писателей, художников, композиторов. Можно сказать, что это большой исторический заповедник.

Именно поэтому наша фирма “Родные просторы” поставила перед собой цель – разработать проекты новых туристических маршрутов родного Подмосковья и, в частности, нашего Раменского района и не только для жителей России, но и для иностранных туристических компаний.

Эксклюзивные туры – это уникальный продукт, т.к. проводятся всего один раз и поэтому не включаются в каталог регулярных туров.

Редчайшая коллекция таких туров, которыми мы гордимся, пополнилась еще одним интересным маршрутом. В рамках проекта “Жемчужина Раменья” наша фирма предлагает вам интереснейшую поездки по Раменскому району.

На три дня Вы попадете в атмосферу Раменского края нашего необъятного Отечества. Вы увидите эту капельку России под названием Земля Раменская.

Сегодня мы представляем фрагменты презентации нашего нового проекта “Жемчужины Раменья”.

Женя. Представляем вам, уважаемые гости, сотрудников нашего туристического агентства.

Шивинская Любовь Федоровна

Анищенко Мария

Зацепин Дмитрий

Задорожный Кирилл

Женя

День первый. Начнется наше путешествие с города Раменское, расположенного на юго-востоке Московской области.

Маша В самом центре города находятся Борисо-Глебское озеро и Троицкая церковь.

Удивительна древняя история возникновения этих жемчужин. Первое упоминание об этом озере датируется 1628 годом. Наши сотрудники расскажут вам легенду о том, как однажды хлынула вода к церкви Бориса и Глеба, затопила все вокруг, и образовалось озеро

Вы узнаете, как связана история Раменья с Иваном Калитой, А.С.Пушкиным, М.М.Пришвиным, И.И.Пущиным, Василием Баженовым и многими другими славными российскими именами. Главные святыни Раменского – это церковь Бориса и Глеба и Церковь живоначальной Троицы. Сколько пришлось претерпеть этим памятникам истории и архитектуры за столетия их существования.

Свидетелем истории города и его былой жизни является городской парк. В наши дни еще можно увидеть множество деревьев – ровесников времен XVIII XIX веков. Вы узнаете, что здесь были оранжереи (летняя и зимняя),в которых росли экзотические растения, в том числе и пальмы.
В части парка, который назывался “зверинец”, водились дикие животные: кабаны, волки, зайцы, косули.

Вы узнаете, что это были за особые билеты, по которым пускали в парк простой народ.

Перед Вашим взором предстанут знаменитые фабрики Саввы Морозова, первые школы и больницы для рабочих.

Вы посетите краеведческий музей, где сотрудники с огромной любовью собирают и хранят материал о любимом городе.

Продолжительность экскурсии – 4 часа.

Женя.

На второй день вам предстоит посетить еще одно уникальное место нашего района – это село Быково.

Дима Зацепин. (Слайды о Быково)

Итак, уважаемые дамы и господа! На комфортабельном автобусе мы предлагаем вам отправиться в Версаль подмосковного села Быково.

Именно здесь в Раменском имении Председатель Комиссии Кремлевских строений Мих. Мих. Измайлов решил возвести загородный дворец и пригласил Академика, вице – президента Петербургской Академии художеств Василия Ивановича Баженова.

На высоком месте у кромки пологого спуска к пойме долин Пехорки и Москвы-реки был выстроен дворец, вблизи него Эрмитаж (так в эпоху Екатерины называли беседки для уединенных встреч), оранжерея, церковь.

Были вырыты три пруда, разбит великолепный парк. Со временем претерпели изменения многие постройки, но два пруда, церковь, парк и беседка сохранились до наших дней.

Вашему взору представится удивительная церковь, построенная в 1789 году. Одна из немногих на Руси, она имеет овальную форму и увенчана шпилями. Наши экскурсоводы расскажут вам о пристрастиях архитектора к сложным планировочным композициям. Церковь двухэтажная, белокаменная лестница ведет на второй этаж.

Церковь открыта для прихожан.

Все, что создано великим архитектором, является подлинной жемчужиной на Раменской земле, является нашей гордостью.

Продолжительность данной экскурсии – 5 часов.

ЖЕНЯ.

Приглашаем Вас посетить родину фарфора с синей росписью и испытать чувство гордости и восторга, схоже с тем, что охватывает Вас при виде первых островков цветов среди еще не растаявшего снега.

Задорожный К.

Гжель… Издревле под этим кратким названием подразумевается местность, расположенная на юго-востоке Московской области, включающая несколько десятков деревень и сел, жители которых были виртуозами керамического ремесла.

Гжель – это живописный район Подмосковья в 60 километрах от Москвы, колыбель и основной центр русской керамики. Со словом “гжель” неразрывно связаны понятия гармонии, сказки и были. Здесь сформировались и проявились высшие достижения народного искусства.

Сегодня ЗАО Гжель – традиционный народный художественный промысел, сохранивший самобытные традиции, преемственность поколений, создавший свои современные художественно – стилевые особенности, свою художественную школу.

Высококачественные гжельские глины послужили основой для широкого развития керамического производства, которое появилось на гжельской земле в 4-м веке до нашей эры. С тех пор прошли столетия, мастерство совершенствовалось. Теперь хранители традиций – молодое поколение - разрабатывает и выпускает новую продукцию – это и чехлы для мобильных телефонов, и одежда с гжельской символикой.

Весь процесс производства Вы сможете увидеть полностью. Если появится желание, гжельские мастера проведут мастер- класс по росписи изделий. Экскурсия закончится посещением музея и склада готовой продукции, где госте ждет угощение чаем с баранками, печеньем и конфетами у русской печи. А еще вас ожидают приятные сувениры - подарки гжельских мастеров.

Продолжительность этой экскурсии – 5 часов.

Женя.

Мы надеемся, что за эти дни вы успеете насладиться всем, что предложит вам гостеприимная Раменская земля.

Мы, сотрудники фирмы, сделаем ваше путешествие максимально комфортным и приятным еще и потому, что в течение учебного года у нас действуют 50% скидки для школьников и педагогов.

Проживание в уютной гостинице “Раменье”, расположенной в самом центре города. Для вас в качестве подарка – бесплатное посещение самого современного кинотеатра “Юбилейный”.

Итак, собираем чемоданы, вооружаемся блоконтами, фотоаппаратами, видеокамерами и отправляемся в эксклюзивный тур по Раменской земле.

Спасибо.

Учитель. Я надеюсь, что вам, уважаемые гости, было интересно сегодня на нашем занятии.

Спасибо всем моим коллегам, партерам – ученикам за помощь в организации и проведении нашего занятия. Эксперимент продолжается…