Сложение и вычитание десятичных дробей

Разделы: Математика


Цели:

  • повторить и закрепить правила сложения и вычитания десятичных дробей;
  • отработать вычислительные навыки при выполнении действий с дробями;
  • навыки сравнения десятичных дробей.

Образовательная задача:

  • Закрепление и систематизация знаний по теме, формирование практических и устных навыков выполнения действий с десятичными дробями.

Развивающая задача:

  • Развитие внимания, логического мышления, наглядно-образного мышления

Воспитательные задачи:

  • Расширение общего кругозора учащихся, воспитание любви к природе, эстетическое воспитание, трудолюбие, аккуратность;
  • Формирование навыков групповой, индивидуальной деятельности в сочетании с самостоятельностью учащихся.

Требования к знаниям, умениям и способам деятельности: овладеть понятиями и умениями, связанными с выполнением действий с десятичными дробями; овладеть приемами прикидки и оценки результатов вычислений; правильно употреблять термины; уметь сравнивать два числа; упорядочивать в несложных случаях наборы чисел.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Формы работы: индивидуальная, парная, фронтальная

Оборудование и дидактический материал: компьютер, проектор, запись музыки Чайковского “Вальс цветов”, презентация к уроку, карточки для индивидуальной и парной работы учащихся.

План урока:

1. Организационный момент

2. Проверка домашней работы

3. Устные упражнения (примеры)

4. Парная работа учащихся (упорядочивание чисел)

5. Самостоятельная работа учащихся (примеры, задания на развитие наглядно-образного мышления)

6. Устная работа (кроссворд)

6. Домашнее задание

7. Итоги урока

Приложение

Ход урока

Этап урока Содержание этапа, деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный момент Взаимные приветствия учителя и учащихся, фиксация отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к уроку, настрой на рабочий лад, организация внимания и внутренней готовности, подготовка к проверке домашнего задания.  
Проверка домашней работы Выяснить степень готовности домашнего задания, типичные недостатки. Проверяем ответы к примерам, повторяем правила выполнения действий с десятичными дробями. Отвечают на вопросы учителя
Подготовка к учебной деятельности Сообщение темы, целей и задач урока, показ его практической значимости, вступительное слово учителя. Слушают
Устные упражнения (примеры) Организация внимания, обеспечение восприятия и осознания. Повторение правил сложения, вычитания десятичных дробей.

А)Учитель предлагает выполнить задание “поставьте в нужном месте запятые”.

В) Учитель показывает карточки с примерами.

А) Внимательно смотрят на примеры, ставят запятые. В)Учащиеся устно считают и поднимают карточки с правильным ответом
Парная работа учащихся (упорядочивание чисел) Повторение правил сравнения десятичных дробей. Учащимся раздаются карточки с заданием. После результаты проверяются с помощью слайдов компьютерной презентации. Учащиеся работают в группах, выполняют задание

 

 

Самостоятельная индивидуальная работа учащихся (примеры, задания на развитие наглядно-образного мышления) Учитель проводит анализ выполненной работы, предлагает самостоятельно индивидуально решить примеры на карточках.

 

Учащиеся работают на местах с раздаточным материалом
Устная работа (кроссворд) Учитель предлагает учащимся разгадать математический кроссворд. Разгадывают кроссворд.
Домашнее задание Примеры № 1236 (а, в) стр. 271, № 1188 (задача) Записывают задание в дневник
Обобщение и систематизация (итог урока) Обобщается и систематизируется учебный материал урока, аргументировано оценивается деятельность учащихся на уроке, замечания и предложения по уроку.  

Ход урока

Звучит музыка П. И. Чайковского. (Приложение2) (Слайд 2)

Учитель:

Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну услышала она
И ей невольно улыбнулась (В. Тютчев)

Ребята, как вы думаете, о чем это стихотворение? Правильно о весне. А это значит, что сегодня на уроке мы будем не только решать примеры и задачи, но и узнаем много интересного о первом месяце весны – марте. На дворе уже середина марта. В лесу и на полях синевой отливают сугробы снега, сильны еще по ночам морозы и бодрят утренники, и порой еще бушуют метели. Но потому, как ярче светит солнце, как в полдень звенит капель, радостнее чирикают воробьи, чувствуется приближение весны. Весну уже ничем не остановить. Она вступает в свои права.

Зима не даром злится,
Прошла ее пора.
Весна в окно стучится
И гонит со двора.

Когда-то в старину отсчет вели с 1 марта. Март был началом года. С начала первой весенней капели начинался год. Ребята, посмотрите на экран.

(Слайд 3)У меня записано несколько слов и ниже строчка с числами.

Задание: Прочитайте вслух. Найдите в этих строках лишнее. Объясни почему. Как можно назвать, одним словом оставшиеся три?

Апрель, декабрь, март, май

2,5 0,84 213м 124, 07

Учитель: Откройте тетради. Запишите дату и тему урока. (Слайд 4)

Ребята, обратите внимание на предложение, которое видите на экране.

(Слайд 5) Прочитайте.

Была бы охота – заладится всякая работа.

Как вы думаете, что это значит?

Учитель: Внимательно посмотрите на экран. (Слайд 6) Подумайте, где нужно поставить запятые в примерах, чтобы получились верные равенства. (Учащиеся по очереди идут к компьютеру и вставляют запятые).

32+18=5

3+108=408

42+17=212

736-336=4

63-27=603

57- 4=17

Учитель: Название месяца “март” идет от римлян. Они называли этот месяц в честь одного из богов. Узнать что это за бог, вам помогут следующие примеры.

Задание: Я показываю пример, у вас на столах карточки с ответами, вы решаете пример, и показываете мне правильный ответ у кого он есть. Когда все примеры будут решены, мы получим рисунок.

Но сначала повторим правила сложения и вычитания десятичных дробей.

(Слайды 7 - 15 )

Примеры (на карточках):

1)17,3 – 1 =

2) 2,65 + 0,05 =

3) 7,4 + 3,2 =

4) 9,7 – 2 =

5) 0,863 – 0,563 =

6) 9,5 – 4,3 =

7) 12,35 + 2 =

8) 8 + 2,4 =

Учитель: У римлян один месяц года в честь бога войны Марса был назван мартиусом. На Руси это название упростили, взяв лишь первые четыре буквы.

МАРТИУС

Зима в марте не один раз наряжается в белоснежный сверкающий наряд. Особенно холодной бывает первая половина марта. В народе говорят: “Март неверен: то плачет, то смеется”. С мартом связано много народных примет. Некоторые дни в марте имеют свои названия. Эти названия мы сейчас узнаем.

Задание: Давайте повторим правило сравнения десятичных дробей.

(Слайд 16)

1 вариант: Расставьте числа в порядке возрастания.

1,3 1,72 0,5 3,5 2,08 1,7 4,81 2,18 5,09
А Е К Н Л П И Ь К

Ответ: КАПЕЛЬНИК-13 марта

(Слайд 17)

2 вариант: Расставьте числа в порядке убывания.

4,20 8,14 6,17 1,2 7,05 3,85 5,8 0,9 2,78
Е Г А И Р В Ч К Н

Ответ: ГРАЧЕВНИК -17 марта

Учитель: (Слайд 18)

21 марта называют днем весеннего равноденствия. Солнце на небе ровно 12 часов. День сравнялся с ночью. “Зима кончается, лето начинается”. 7 марта – ВЕСНОВЕЙ.

Задание: (на развитие восприятия и ориентировки в пространстве, на коррекцию наглядно-образного мышления). Выполняется задание под музыку.

1. Раскрасьте все треугольники цветным карандашом.

а) Предложенная карточка б) Выполненное задание

2. Продолжи рисунок “Снеговик”

Учитель: Ребята, мы сегодня говорили о весне и нарисовали птицу. Как вы думаете, почему? (Ответ: Потому, что весной из теплых краев к нам возвращаются перелетные птицы)

Физминутка: Упражнения для снятия усталости, на концентрацию и расслабление. Выполняется под музыку.

Для глаз “Пчелка”

Для кистей и пальцев рук “Веселые маляры”

Взгляд через плечо и развод рук в разные стороны

Учитель: А теперь выполните следующее задание: Решите примеры. Расшифруйте слово.

1 вариант: 2 вариант:
0,18+0,36=

10,91+15,09=

117,44+26,56=

61,008+45,003=

6,36-2,28=

12,454-9,364=

0,813-0,189=

128,354+0,848=

6,907+694,357=

52,7+0,728=

0,196+824,6=

596,38-0,988=

60,7-49,809=

101,103-9,996=

20,98-14,86=

л в н а е и т
0,54 144 0,624 3,09 26 106,011 4,08
а а о с р с в в
595,392 701,264 91,107 129,202 824,796 10,891 53,428 6,12

Ответ: Левитан (Слайд 19)

Ответ: Саврасов (Слайд 20)

Учитель: Мы, ребята, расшифровали сейчас фамилии двух известных художников: Саврасова и Левитана. Обратите внимание на экран. Мы видим две картины. Одна из них художника Левитана и называется она “Март”, а другая художника Саврасова “Грачи прилетели”.

Радостнее становится на душе и теплее, когда после долгой зимы вдруг услышишь весеннее пение птиц: скворцов или грачей.

Изменения весной происходят и в мире рыб. Они поднимаются из своих зимовальных ям на мелководье, смывая слизь с чешуи. Им теперь не до спячки. Поэтому в конце марта начинается самый разгар рыбацких страстей. Все рыбаки знают, что рыба в это время лучше всего ловится у берегов и особенно там, куда стекает талая вода. В это время ловят щук, окуней, сазанов. (Слайды 21 - 26)

Задание: угадайте, какую еще рыбу ловят в это время?
  1. Что можно записать с помощью цифр? (число)
  2. Результат сложения. (сумма)
  3. Самое маленькое двузначное число. (десять)
  4. Единица измерения времени. (час)
  5. Инструмент для проведения отрезков. (линейка)

Учитель: Всё дальше и дальше шагает по дорогам март – первая улыбка весны. За мартом будет апрель, а потом май. За весной – лето, а за летом – осень, а потом снова будет весна. И так будет всегда! Берегите, ребята, свою родину, берегите ту пору, которую А. С. Пушкин назвал “утро года”. Берегите своё здоровье.

Домашнее задание: “Найди ошибку” (примеры), примеры № 1236 (а, в)

стр. 271, № 1188 (задача)

Подведение итогов урока

Стихотворение о весне