Урок окружающего мира в 3-м классе "Экосистема леса. Деревья — главные производители леса". Программа "Школа-2100"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Способствовать формированию у детей естественнонаучной картины мира.
  2. Учить детей устанавливать закономерности в природе.
  3. Познакомить детей с деревьями и их особенностями.
  4. Формировать у детей экологическую культуру.
  5. Развивать логику суждений, наблюдательность, воображение, речь.
  6. Развивать умение работать в группе.

Оборудование:

  • три конверта с фотографиями (картинками) представителей трех “профессий” экосистем болото, озера, луга;
  • картинки с изображением представителей разных видов растений;
  • кроссворды с заданиями, таблички с названиями частей дерева, названиями экосистем;
  • картинки с изображением животных, обитающих в разных частях дерева; фильм об экологических катастрофах лесной экосистемы.

Ход урока

I. Организационный момент – установка на работу.

Учитель приветствует детей. Дети рассажены в три группы. Перед началом работы дети проговаривают правила работы в группах.

П. Актуализация знаний – работа в группе, основанная на повторении изученного материала, по ситуациям, вызывающим затруднения, что и стало поставленной проблемой.

Учитель: Лена и Миша увлечены изучением окружающей среды. Они настоящие исследователи природы. Сегодня я получила от них три письма. В них они вложены фотографии, сделанные во время своих путешествий. Сейчас группы получат письма с фотографиями и подумают, что объединяет все фотографии в конвертах.

Дети работают в группах, раскладывают фотографии, обсуждают их и делают выводы:

1 группа: в нашем конверте собраны представители экосистемы озера (перечисляют их). Озера бывают проточные и бессточные.

На доску вывешивается табличка с названием экосистемы.

2 группа: в нашем конверте собраны представители экосистемы болота (перечисляют их).

На доску вывешивается табличка с названием экосистемы

3 группа: в нашем конверте собраны представители экосистемы луга (перечисляют их).

На доску вывешивается табличка с названием экосистемы.

Учитель: Молодцы! Давайте вспомним, что может произойти с течением времени с этими экосистемами.

Дети: - Если озеро бессточное, то разрушители не справляются со своей работой, а это значит, что круговорот веществ в нем замкнут не полностью, и постепенно условия в озере меняются. Оно превращается в другую экосистему – болото. (В бессточном озере частицы почвы оседают на дно и образуется ил. Остатки умерших растений и животных перемешиваются вместе с илом и остаются на дне. Растения разрастаются и их корни образуют сплошной ковер – сплавину. Она постепенно захватывает все озеро. Дно становится выше, и заросшее дно постепенно превращается в болото - второй вариант ответа).

- Разрушителям трудно жить в болотной почве, к тому же много мха – сфагнума, который убивает микробы и отлично впитывает влагу. Отмершие останки не разрушаются, а постепенно уплотняются в торф. Со временем болото сохнет и зарастает травой. Пройдет много лет и здесь будет луг.

Ш. Постановка проблемы – дети выдвигают гипотезы о глав. поизв. Дети помогают самостоятельно выдвинуть тему урока.

Учитель: А давайте предположим, что же будет дальше с лугом.

Дети выдвигают версии, учитель фиксирует их на доске. Предполагаемые ответы детей:

- С лугом ничего не произойдет.

- Луг превратится в лес.

- Луг будет распахан и превратится в поле.

Учитель: Посмотрите, сколько у нас мнений, и все они разные. Какое же будет правильным? Как можно это определить?

Дети: Можно обратиться к энциклопедиям, спросить у родителей, поинтересоваться у учителя биологии, почитать в учебнике.

Учитель: Молодцы! Все вы правы. Но сегодня ближе нам с вами учебник. Откройте страницу 56 и прочитайте диалог детей.

Прочитав и подумав, дети делают вывод.

Дети: Благодаря плодородию почв луга, рано или поздно на месте травянистых зарослей, появляются всходы кустов и деревьев. Деревья будут расти, затенять собой травы, и постепенно дуг превратится в лес.

Учитель вывешивают на доску табличку: “Экосистема леса”.

Учитель: А какие факторы нужны для роста растений?

Дети: Солнечный свет, почва - из которой растения берут влагу и минеральные вещества, воздух – из которого растения берут углекислый газ.

Учитель: А кто из вас дети бывал в лесу? Какие растения вы видели там?

Дети: В лесу много разных видов растений: деревья, мхи, грибы, кустарники.

Учитель вывешивает на доску демонстрационные картинки с представителями этих видов растений.

Учитель дает слово информационной группе (дети приводят интересные факты о представителях мира растений, собранные из энциклопедических источников).

Учитель: А как же такие разные растения уживаются вместе?

Дети: все растениям в лесу живется хорошо. Каждое растение нашло себе удобное место жительства. Ближе к земле мхи, травы, грибы. Выше растут кустарники, еще выше деревья. Растения выстраиваются как будто этажами.

К этому мнению дети пришли, поработав в группах. Дети выстраивают этажи леса из демонстрационного материала на доске.

Учитель: Вы абсолютно правы. Растения разместились в лесу этажами или ярусами. А чем кроме размеров отличаются растения различных ярусов.

Дети: У травянистых растений мягкий зеленый стебель, у кустарников несколько твердых стеблей, а у деревьев один крупный твердый стебель.

Учитель: мы убедились, что лес богат производителями. Так все же, какие из производителей самые главные в экосистеме?

Дети: Деревья.

Учитель: А почему?

Дети выдвигают разные версии доказательств:

- Деревья самые высокие.

- Им достается больше солнечных лучей.

- Они больше всего потребляют влаги.

IV. Открытие нового знания – работа с учебником, дополнительными материалами, схемами, таблицами.

Учитель: А как вы думаете, о чем будет сегодня наш главный разговор на уроке. Давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока.

Дети предполагают:

- Деревья.

- Самые главные в лесу – деревья.

- Главные производители леса - деревья.

Учитель открывает тему урока на доске.

Учитель: Для доказательства давайте вспомним, как устроено дерево.

Дети: Корень, ствол, крона.

Учитель: Сейчас группам будут выданы задания, и вы попробуете доказать, какую выполняет каждая часть дерева.

Дети работают в группах, и как результат - краткий рассказ о функциях кроны, ствола и корня.

1 группа: Корни у деревьев мощные. Они укрепляют дерево в почве и не дают ему упасть. Корни глубоко проникают в почву и добывают воду, минеральные вещества, А еще корни являются средой обитания или домом для ежей, мышей и кротов (на доску закрепляется табличка “Корень”, вывешиваются картинки с обитателями этой среды).

2 группа: Ствол дерева покрыт прочной корой, которая защищает его от смены температур и повреждений, а также является средой обитания насекомых и дает им питание. Внутренняя часть ствола пронизана тонкими сосудами, по которым вода с минеральными веществами поднимается вверх к ветвям и листьям (Учитель синим цветом на макете прорисовывает движение воды и минеральных веществ по стволу).

Выступает экспериментальная группа и описывает опыт с растением, постановленным в подкрашенную воду.

3 группа: Крона – это совокупность ветвей и листьев. Листья выделяют кислород и производят органические вещества, снабжающие остальные части дерева. Органические вещества отправляются по сосудам ствола вниз к корням дерева. Крона – это дом многим живых существ: птиц, белок, гусениц, насекомых. (Учитель на макете дерева красным цветом прорисовывает перемещение органических веществ).

Учитель: Кто же сможет сделать вывод о том, кто главный производитель леса?

Дети: Деревья – главные производители леса. Они являются домом и пищей для живых существ и обогащают воздух кислородом.

Показ фильма о бедах лесной экосистемы (2-3 мин. )

Учитель: Ребята, оказывается, не так легка жизнь главных производителей леса – деревьев. И чтобы не произошла их гибель и разрушение экосистемы леса, какие правила нужно соблюдать в лесу? (Экологическая группа знакомит детей с правилами поведения в лесу).

V. Самостоятельное применение знаний –

Учитель выдает группам детей конверт с кроссвордом и заданиями к нему. Дети совещаются, заполняют кроссворд, сверяют свои результаты с эталоном учителя на доске, подводится итог работы с помощью сигнальных карт.

Вопросы кроссворда:

1. Чем служит дерево для живых существ?

2. Часть дерева, удерживающая и помогающая получить влагу и минеральные вещества.

3. Что помогает растениям в экосистеме леса удобно приспособиться к жизни?

4. Какую профессию выполняют растения в экосистеме леса?

5. Часть дерева, пронизанная сосудами.

6. Как называется совокупность ветвей и листьев?

VI. Домашнее задание

Учитель предлагает детям задание на выбор: составить свой вариант кроссворда по данной теме или поработать с заданиями № 5, 7 на странице 58 учебника.

VII. Итог урока. Рефлексия урока (с учетом принципа комфортности, выявление момента положительной работы в группах).

а) Содержание:

Учитель: Над какой темой мы работали сегодня на уроке? Какие новые знания вы получили? Где могут пригодиться новые знания?

б) Совместная деятельность:

Учитель: Сегодня на уроке работа была в группах. Как вы считаете, работать в группе легче и интересней, чем по одному? Попробуйте оценить работу вашей группы.

Идет выявление детей, которые оказали помощь группе на разных этапах урока.

в) Собственная деятельность детей (по желанию)

Учитель: Что вас заинтересовало на уроке больше всего? Какие задания показались интересными, а какие вызвали затруднения?

г) Эмоциональная оценка урока:

Учитель благодарит детей за работу на уроке.