Применение модульной технологии на уроках литературы в старших классах. Модуль "Рассказы Шукшина". 11-й класс

Разделы: Литература

Класс: 11


В рамках гуманистической парадигмы человек понимается как уникальная, целостная личность, развивающаяся в процессе активной самореализации своего творческого потенциала в системе взаимодействия с другими людьми.

В современном учебном процессе в условиях модернизации образования школы предполагается апробация и реализация таких форм и видов образовательной деятельности, которые позволят проявить учащимся интеллектуальную мобильность, их способность к сознательному и ответственному выбору, личностную и гражданскую зрелость. Одной из таких форм является, на мой взгляд, модульная технология обучения.

Модуль – это фундаментальный целевой узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно или с определенной дозой помощи достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Таким образом, модуль выступает средством модульного обучения, так как в него входят следующие составляющие: целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению дидактической цели. Именно модуль может выступать программой обучения, дающей уровень самостоятельности и темп учебно-познавательной деятельности.

Теория модульного обучения, исходя из практики, ценна тем, что опирается на рефлексивный подход, а это в первую очередь – процесс самопознания учеником своих внутренних психических актов и состояний. Рефлексия связана с самооценкой себя, своих действий, осознанием причин успеха и неудач. Кроме этого, не следует забывать, что образование, как деятельность личности, основано на внутренней мотивации, а также на полноценном общении учителя и учащихся, причем участие школьников в совместном принятии решения уважается и поощряется. И наиболее успешно образование осуществляется в обстановке заботы, внимания, сотрудничества, а не формального руководства.

Составление модульного тематического планирования уроков литературы предполагает процесс осмысления деятельности как учителя, так и ученика, начиная с целеполагания и завершая контролем разного типа.

В модуле темы “Рассказы В. М. Шукшина” в 11 классе модульное планирование ведется от общей темы – характеристики литературного процесса 60-70-х годов, творческой судьбы писателя через анализ своеобразия рассказов Шукшина, определение концепции личности героев и самого писателя к рассмотрению образов “духовной истины бытия” в его рассказах.

Каждый урок такого модуля имеет свою цель, название, логику построения. От этого зависит и тип урока, и вид контроля. В данном модуле самостоятельной деятельности ученика отводится максимум времени. Виды работы разнообразны: герменевтический подход к текстам рассказов позволяет рассматривать не только поступки, но и чувства, суждения героев, их мировосприятие, житейскую философию. Кроме того, учащиеся исследуют художественное пространство текстов Шукшина (индивидуально и работая в группах), конспектируют литературоведческие материалы, устно готовят ответы на проблемные вопросы, дают собственную интерпретацию рассказов (устно и письменно) и, наконец, выполняют творческое задание (например, эссе, рецензия).

К таблице “Модульное тематическое планирование уроков литературы в 11 классе.

Модуль “Рассказы В. М. Шукшина” разработана “Ориентировочная карта учащегося”, где определены необходимые знания, умения и навыки, отрабатываемые в модуле, а также “Технологическая карта для работы в группах”, в которой зафиксированы основные этапы, формы и содержание работы учащихся.

Модульное тематическое планирование уроков литературы в 11 классе.

Модуль “Рассказы В. М. Шукшина”.

№ урока 1 2 3 4
Тема Общая характеристика литературного процесса 60-70-х

годов XX века.

Творческая судьба

В. М. Шукшина. Многогранность

его таланта.

Своеобразие рассказов Шукшина. Герои,

ситуации, конфликты.

 

Концепция личности в рассказах В. М. Шукшина. Радость и тревога бытия. Образы духовной истины бытия в рассказах “Алеша Бесконвойный”, “Письмо”, “Осенью”.

Обобщить представление о мироощущении автора и его героев.

Цели 1. Продолжить формирование достаточного знания и понимания литературного процесса ХХ в. ,

взаимоотношения литературы и времени, литературы и социального бытия нации, литературы и духовных чаяний человека.

2. Познакомиться с фактами биографии и творчества писателя.

3. На основе сопутствующих материалов сделать выводы о мироощущении автора, его главных заповедях жизни и творчества.

1. Продолжить знакомство с художественным миром Шукшина.

2. Определить специфику прозы Шукшина как писателя- “деревенщика” через анализ системы персонажей, поэтики, связи с национальными традициями русской культуры.

3. Совершенствовать навыки и умения интерпретации текста: давать толкование, трактовку, оценку в форме аргументированного высказывания, рецензии.

1. Понять особенности представления писателя В. М. Шукшина о человеке, о его характере.

2. Суметь увидеть мастерство художника в изображении концепции личности.

3. В плане подготовки к творческой работе продолжить работу над составлением плана, основных тезисов, выводов по теме.

1. Обобщить представление о мироощущении автора и его героев.

2. Продолжить работу над понятийным анализом темы, совершенствовать навыки монологической

(устной и письменной) речи.

3. Систематизировать

собранные для

творческой работы

материалы.

Ос-нов-ные виды работ 1. Составить конспект или тезисы лекции.

Определить место писателя в литературном процессе.

2. Проанализиро-

вать материалы “Писатель о времени и о себе”,

“О творчестве писателя”, “Свидетельства современников”

3. Ответить на проблемные вопросы:

*Какие представления сложились у вас о Шукшине-человеке по воспоминаниям современников?

*Как определяет писатель свою главную заповедь, как вы ее понимаете? Легко ли ей следовать?

4. Оформите выводы.

1. Подобрать эпиграф, соответствующий теме урока

2. Обмен мнениями по поводу прочитанных рассказов.

3. Какие очевидные приметы писательского мастерства обратили на себя внимание? Назовите их. Подтвердите примерами.

4. Какие ситуации и конфликты представлены в рассказах?(Анализ).

5. Кто является героями произведений? Как автор относится к изображаемому? Что ему дорого? Что он не принимает?

6. Сформулируйте и запишите основные выводы беседы или представьте собственную интерпретацию рассказов писателя.

1. Обсуждение в группах домашнего задания.

2. Характеристика героев рассказов:

*суждения,

*чувства,

*поступки.

3. Анализ авторских приемов для изображения личности героя.

4. Работа со смысловыми фразами-доминантами, позволяющими “увидеть”

героя и понять

отношение к нему автора.

5. Определение главного вопроса рассказа и его решение автором.

6. Составление плана, тезисов, выводов по теме урока.

1. Реализация домашнего задания:

понятийный анализ темы

2. Работая с текстом, показать умение героя постигать в заурядных подробностях красоту бытия

(“Алеша Бесконвойный”).

3. Анализируя рассказы “Письмо”, “Осень”,

показать мудрую философию стариков.

4. Обозначить образы покоя и простора в прозе Шукшина как символ обретенного смысла.

5. Можно ли согласиться с писателем, что непостижимость покоя -свидетельство драматизма и незавершенности духовных метаний простого человека?

Тип урока Лекция с элементами беседы, самостоятельная и аналитическая работа Эвристическая беседа, исследование, анализ текста рассказов Шукшина Углубление знаний. Коллективная работа на основе индивидуально выполненных заданий, обмен мнениями. Обобщение и систематизация знаний.
Дом. зада-ние. Прочитать рассказы В. М. Шукшина

по выбору

“Дядя Ермолай”, “Мастер”, “Чудик”, “Сапожки”, “Срезал”, “Обида”, “Верую!”, “Микроскоп”, “Упорный” и др.

Осмыслить и откорректировать выводы, сделанные на уроке.

1. Повторить материал, напоминающий, как работать над рецензией, отзывом и эссе.

2. Образ героя в рассказах Шукшина.

Варианты:

1. Традиционная схема анализа образа литературного героя, подобрать иллюстрационный материал.

2. Отзыв или рецензия на рассказ (по выбору ).

Перечитать рассказы “Алеша Бесконвойный”, “Письмо”, “Осенью”.

Варианты:

1. Понятийный анализ темы “Образы духовной истины бытия” (трактовка ключевых понятий, проблемные вопросы и ответы на них; соотнесение эпизодов текста с темой)

2. Анализ характера одного из героев указанных рассказов в ряду персонажей -типов, раскрывающих концепцию личности(по типу работы в классе)

Творческая работа по рассказам В. М. Шукшина.

Варианты (по выбору):

1. Рецензия.

2. Эссе.

3. Интерпретация текста одного или нескольких рассказов писателя (по выбору учащегося)

4. Тест на знание и понимание материала модуля

Ориентировочная карточка учащегося

Знать

1. Тексты изучаемых рассказов.

2. Основные факты жизни и творчества писателя в контексте времени и литературы.

3. Литературоведческие понятия и термины: род, вид, жанр, композиция, тема, идея, хронотоп произведения.

4. Основные принципы

  • анализа текста;
  • характеристики темы творческой работы;
  • работы над образом литературного героя.

Понимать

1. Своеобразие рассказов В. М. Шукшина.

2. Жанровую специфику рассказов (рассказ-характер; рассказ-судьба; рассказ-исповедь…)

3. Композиционные приемы писателя:

- ситуативность;

- высокое мастерство диалогов(реплики, раскрывающие психологию героев; точные, сжатые портретные детали; характеристики действующих лиц, передающие внезапный поворот мысли и др. )

- динамику поступка и ощущение покоя и величия бытия.

4. Особенность представления писателя о человеке, его характере.

Уметь

1. Свободно ориентироваться в текстах рассказов.

2. Использовать терминологию в устных и письменных монологических ответах.

3. Производить анализ текста с целью понимания авторской позиции и художественной значимости текста.

4. Качественно делать характеристику темы, составлять план, формулировать тезисы и резюме.

5. Последовательно и полно раскрывать образ литературного героя, делать сравнительную характеристику.

6. Объективно оценивать себя и других.

Технологическая карта работы в группах по теме “Концепция личности в рассказах В. М. Шукшина”.

3-й урок в модуле.

Организационный момент.

  • Выберите руководителя группы.
  • Выполняйте, реализуйте те задания, которые вам понятны.
  • Время на работу в группах 10-15 минут.

Задания.

I. Обсудите индивидуальное домашнее задание и обобщите материал.

1. Представьте рассказ и его героев.

2. Выделите суждения,чувства,поступки героев,раскрывающие характер.

3. Работая с текстом, выпишите в тетрадь некоторые фразы-доминанты, позволяющие “увидеть” героя и понять отношение к нему автора.

4. Какие приемы использует автор для изображения личности героев?

5. Определите главный вопрос, поставленный в рассказе. Как он решается автором? Что можно сказать об авторской позиции и жизненных принципах писателя?

II. Составьте тезис и резюме по теме урока на примере анализируемого рассказа.

III. Произведите само- и взаимопроверку работы и ответов с позиции

  • знания и понимания текста и авторской точки зрения;
  • умения точно и правильно выразить мысль, делать обобщения .
Ф. И. Оценка за д\з. Вид работы на уроке в группе Самооценка Взаимооценка Оценка учителя