Интегрированный урок в 6-м классе по теме "Математическая география" или "Путешествие по маршруту Финляндия — Швеция"

Разделы: Математика, География


Цели урока:

Образовательные

  • Повышение мотивации к изучению предметов школьного курса;
  • Повторение основополагающих тем 6 класса по географии: “Географические карты”, “Географические координаты”, “Масштаб”; по математике: действия с числами с разными знаками, пропорции, проценты, решение уравнений, координатная плоскость, действия с обыкновенными и десятичными дробями, округление чисел, логические задачи и др.
  • Применение теоретических знаний на практике - закрепление навыков работы с географическими картами различного масштаба и содержания и решение практических расчетных задач с помощью справочных материалов;
  • Пропедевтика темы 7 класса “Страны мира” - сравнение площади стран Европы, определение места заданных стран; раздела 7 класса “Страноведение”, тема “Страны Северной Европы” - географическое положение, ландшафты, особенности природы и жизни людей;
  • Применение устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов;

Воспитательные

  • Самостоятельная организация учебной деятельности, владения навыками контроля и оценки своей деятельности, поиск и устранение причин возникших трудностей
  • Формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: критичность мышления, интуиция, логическое мышление;

Развивающие

  • Развитие мышления и предметной речи, владение монологической и диалогической речью, умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге;
  • Расширение кругозора, формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных межпредметных компетенциях
  • Повышение любознательности детей, стремление к использованию приобретенного на уроке опыта деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса

Оборудование: компьютер, проектор, экран, атлас по географии для 6 класса (у каждого учащегося), настенная карта полушарий, настенная карта Финляндии, раздаточный материал.

Ход урока

Презентация

1. Учитель математики.

Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами повторим пройденные за год темы по математике и географии, подведем итоги сразу по двум предметам, убедимся в том, что они тесно связаны между собой, в процессе работы будем помогать друг другу в различных ситуациях.

2. Учитель географии

Сегодняшний наш урок называется “Математическая география, или Путешествие по маршруту Финляндия – Швеция”. Поскольку мы решили с вами в следующем учебном году совершить подобную поездку, как истинные путешественники, мы должны к ней подготовиться. Итак, в Путь! Первый слайд презентации: тема урока.

3. Учитель географии:

География, как известно, начинается с карты. Давайте обратимся к карте и мы (карта полушарий) Финляндия и Швеция – Скандинавские страны. Почему их так называют? (находятся на Скандинавском полуострове на северо-западе материка Евразия)Какое море омывает берега этих стран? (Балтийское) Используя политическую карту в атласе, назовите страны, соседствующие с Финляндией (Швеция, Норвегия, Россия) В 1550 году шведский король Густав 1 основал город севернее устья реки Ванта, который сейчас и является столицей Финляндии. Как называется этот город? (Хельсинки) Давайте определим географические координаты этого города. Но сначала вспомним, что такое географические координаты? (широта и долгота) Что называется географической широтой? (Расстояние от экватора до заданной точки, выраженное в градусах) Какой бывает географическая широта? (северной и южной)Какова широта Хельсинки? (60ос.ш.)

Что называется и какой бывает географическая долгота? (расстояние от нулевого меридиана до заданной точки, выраженное в градусах. Восточная и западная)

Определим долготу Хельсинки (25 ов.д.)

Запишите координаты города Хельсинки в ваш “Путевой лист” (1) Приложение №1 и проверьте правильность получившегося результата. Второй слайд презентации: фотография с видом Хельсинки и географические координаты.

Проделайте аналогичную работу с городом, являющимся столицей Швеции (2) Проверьте себя (устная проверка) Третий слайд презентации: фотография с видом Стокгольма и географические координаты.

Учитель математики:

Вы повторили определение географических координат, а ведь в математике нам тоже координаты встречались. По заданным координатам постройте точки, последовательно их соедините и назовите созвездие Северного полушария, которое хорошо видно на небе с территории Финляндии и Швеции. (3)

1 А (-11; 2) 8 Р (13; 9)
2 В (-7; 1) 9 S (11; 11)
3 С (-5; -2) 10 Е (9; 12)
4 D (-2,5; -4) 11 Т (6; 11,5)
5 М (-3; -7) 12 Q (5,5; 13)
6 N (2; -9) 13 L (2; 12)
7 К (3,5; -6,5) 14 R (3,5; 10)

img1.gif (1384 bytes)

Большая медведица - крупное северное созвездие, семь ярких звезд которого образуют известный Ковш. Этот астеризм известен с древности и у разных народов. Именовался он также как Лось, Повозка, Тесло, Плуг, Семь Мудрецов, и т.п. Действительно, очертания созвездия нисколько не напоминают медведя. Греческий миф повествует, что прекрасная нимфа Каллисто была превращена Зевсом в Медведицу, чтобы спасти ее от мести Геры. Звезды Ковша называют Указателями, поскольку проведенная через них прямая упирается в Полярную звезду. Если соединить две звезды Большого Ковша, то на этой же прямой будет находиться Полярная Звезда, которая принадлежит Малому Ковшу. Чтобы определить ее местонахождение, нужно отложить 6 одинаковых отрезков, равных продолженной стороне Большого Ковша. Четвертый слайд презентации: На координатной плоскости появляются точки-звездочки и название созвездия Большая Медведица.

5. Учитель географии:

Какие ассоциации возникают у вас, когда звучит слово “Швеция”? (дети называют, учитель направляет беседу)

  • Северный полярный круг Немалая часть Швеции лежит за Северным полярным кругом. Летом наступает полярный день, когда солнце не садится за горизонт, а зимой приходит полярная ночь. В арктических областях можно наблюдать полярное сияние.
  • Это страна разнообразнейших ландшафтов. На крайнем севере лютуют настоящие арктические зимы и величественное северное сияние освещает полярную ночь. На западе теснятся невысокие горы. К югу раскинулись богатые сельхоз. угодья. Восточное побережье – страна островов и голых скал. 2/3 территории занимают леса, в которых прячется 100000 озер. Большинство населения живет в городах в южных районах страны.
  • В каждом окне горит лампа. Это дань истории. Раньше, когда моряки уходили в плаванье, им ставили маяк, который всегда горел и показывал дорогу домой.
  • Фирмы “Электролюкс”, “Эрикссон”
  • В этой стране происходит вручение Нобелевской премии
  • Родина Карлсона и Пеппи – Длинный Чулок (Астрен Лингрен)
  • Знаменитый “шведский стол” (“бутербродный стол”), всемирно известный как типично шведская форма угощения, на самом деле был заимствован из русской боярской традиции начинать застолье с закусок.
  • Рыцари

Пятый слайд: карта Швеции – полярное сияние – озеро – маяк – телефон Эрикссон – шведский стол - рыцарь

  • А что представляется в связи с Финляндией?
  • Нигде (даже в России!) нет такого богатого разнообразия болот. Они являются предметом национальной гордости и объектом повседневной природоохранной заботы. Недаром одно из толкований слова “суоми” - страна болот.
  • Родина мумми-троллей, Снежной Королевы и фирмы “Нокия” в начале третьего тысячелетия заняла ведущее место в мире по эффективности экономики, управления и инфраструктуры и – одновременно! – по уровню охраны природы.
  • Президент Финляндии – женщина – Тарья Халонен
  • Белый цвет на флаге символизирует снег, голубой – воду.
  • В Лапландии находится родина Санта Клауса. По-фински дедушку зовут ЙОУЛУПУККИ, что означает Рождественский Дед или Рождественский Козел.

Шестой слайд: карта Финляндии – болото – мумми-тролль – телефон Нокия – флаг страны – Санта-Клаус

6. Учитель математики:

А известно ли вам, как называется родина Санта-Клауса? Нет? Тогда давайте устно посчитаем и это финское слово разгадаем. (4) Устный счет

А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П
0,018 0,18 8 77 -5 1/42 1,8 1 13 1/30 10 1/84 50 1/4 -23 7/9
Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
5 -80 -8 2/13 -77 400 18 25 -1 7/8 1/9 3/26 20 1/5 100 0,9

1) 18=3У+3

2) 27-50

3) 2/3=Х/12

4) 6% от 0,3

5) Сколько % составляет число 2 от 800?

6) 0,16/4,8

7) 5/6-17/21

8) -60:12 *16 -120 : (-4)

9) В:1/5=1/6

Седьмой слайд: проверка устного счета, слово РОВАНИЕМИ, Санта-Клаус

7. Учитель географии:

Основная характеристика любой страны – величина ее территории, или площадь. Самая большая в мире страна – Россия. Ее площадь составляет 17,1 млн кв.км. Есть страны-карлики, или, как их называют, микрогосударства, площадью всего несколько гектаров. Таков, например, Ватикан. А на каком месте среди Европейских стран стоят Финляндия и Швеция?

8. Учитель математики:

Чтобы выяснить ответ на этот вопрос, давайте поработаем с таблицей. Расставьте страны Европы в порядке убывания их площади. Определите, какое место займет Швеция. А Финляндия? (5)

Страна Площадь (км2)
1 Российская Федерация 17 075 400
2 Украина 603 700
3 Франция 547 030
4 Испания 504 782
5 Швеция 449 964
6 Германия 357 021
7 Финляндия 337 030
8 Норвегия 324 220
9 Польша 312 685
10 Италия 301 230

Восьмой слайд: Таблица, цветом выделены Финляндия и Швеция.

9. Учитель географии:

Ну что ж, путешествие проходит удачно. Мы много узнали о Скандинавских столицах. Давайте же попробуем выяснить маршрут нашего передвижения. (По настенной карте Финляндии) Сначала на автобусе мы преодолеем расстояние от Хельсинки до города Турку на юге Финляндии, на берегу Балтийского моря. Затем пересядем на паром, который доставит нас в Стокгольм. Как узнать, какое расстояние мы проедем и проплывем? (с помощью масштаба карты)

Что называется масштабом? (Масштаб – это дробь, числитель которой всегда единица, а знаменатель – число, показывающее, во сколько раз все расстояния уменьшены при перенесении на карту)

Каков масштаб данной карты? (1:1500000)

Что он обозначает? (что 1 см на карте соответствует 1500000 см на местности)

В каком виде он дан? (в численном)

Переведите масштаб в именованный вид (в 1 см 15 км)

Как с помощью масштаба можно измерить расстояние между городами? (измерить расстояние линейкой, а затем посчитать его же на местности, зная масштаб)

Измерьте расстояние от Хельсинки до Турку и посчитайте, сколько км нам предстоит проехать на автобусе. (6) (Один ученик выполняет задание на доске)

10см – расстояние на карте; В каждом см 15 км

10*15=150 км

А теперь измерим протяженность морского путешествия (7) (на доске - другой ученик)

17см – расстояние на карте; В каждом см 15км

17*15=255км

10. Учитель математики.

По водам Балтийского моря путешествовать нам придется на теплоходе “Силья лайн”. Это современный комфортабельный корабль, огромный, как дом! Давайте выясним подробности об этом средстве передвижения с помощью математических знаний! (8)

1) Паром вмещает 2860 пассажиров. Какую часть всех пассажиров составляет группа 6-Б класса в количестве 22 человек?

22:2860=22/2860=1/30 (часть); Ответ: 1/30

2) За какое время паром преодолеет расстояние в 360 км от Турку до Стокгольма, если его скорость 21,5 узел в час (1 узел=1,852км/ч)?

1) 21,5*1,852=39,818 (км/ч) – скорость парома; 39,818?40км/ч

2) 360:40=9 (ч) – время в пути; Ответ: 9 часов

3)Сколько человек смогут встать от кормы до носа парома, взявшись за руки, если “размах” рук 1,5м, а длина палубы 203м?

203:1,5=135,333…=135,(3) (чел); 135,(3)?135 человек; Ответ: 135 человек

4) Найти ширину парома, если взявшись за руки от борта до борта может встать 21 человек (“размах” рук 1,5м)

21*1,5=31,5 (м) – ширина парома; Ответ: 31,5м

5) Найти объем парома (представив, что он имеет форму параллелепипеда), если длина его 203м, ширина 31,5м, всего 12 этажей, каждый этаж высотой 3м, а осадка парома (подводная часть) 7,1м.

1) 12*3+7,1=36+7,1=43,1 (м) – высота парома

2) 43,1*203*31,5=275602,95 (м?) – объем парома

Девятый слайд: Проверка задачи и фотография парома

11. Учитель географии:

В Стокгольме нас ждут интереснейшие музеи

  • Музей под открытым небом – Скансен – расположен на острове Юргорден. Здесь представлена патриархальная Швеция в миниатюре – 1,5 сотни крестьянских домов.
  • В музее детской писательницы-сказочницы Астрен Лингрен “Юнибакен” нас ждет интересная поездка на поезде по сказкам писательницы. Мы увидим героев ее сказок и даже заглянем в комнату всеобщего любимца – Карлсона.
  • В музее-аквариуме мы с вами станем очевидцами тропического ливня, о котором читали в учебнике географии, и, конечно же, сфотографируемся с лимонной акулой, которая живет в аквариуме объемом 80000 литров.
  • Там же расположен еще один музей – Васа…

Десятый слайд: фотографии музеев, о которых идет речь в рассказе

12. Учитель математики:

Стоп, об этом музее мы сейчас узнаем, применив математические знания, умения и навыки (9) Решите примеры и вставьте в текст пропущенные числа:

1) Результат произведения двух взаимно-обратных дробей;

2) Записать четырехзначное число, в котором:

А)первая цифра – нечетная, остальные – четные;

Б) сумма второй и третьей цифры дает четвертую;

В) куб третьей цифры равен четвертой цифре;

Г) первая цифра меньше самого маленького простого числа на 1;

Д) вторая цифра имеет делители 2 и 3.

3) Вычислить 1/3 до четвертого знака после запятой, округлить до тысячных и умножить на 1000;

Одиннадцатый слайд: фотография корабля Васа и проверка задания: В музее Васа выставлен всего 1 экспонат, зато какой! – огромный парусник короля Густава Адольфа, который затонул прямо в порту в 1628 году, не успев отправиться в свое первое плаванье. Через 333 года его подняли со дна и отреставрировали.

Учитель географии:

Но ведь до музеев нужно еще суметь добраться. Это мы сделаем с помощью крупномасштабной карты острова Юргорден. С помощью линейного масштаба определите числовой и именованный масштабы. Измерьте расстояние от музея Юнибакен (36) до музея Васа (42) и вычислите его с помощью масштаба. Выполните аналогичное задание, измерив и рассчитав расстояние от музея Васа (42) до музея Аквариум (35) через точку А. (10)

Масштаб карты:

2,6см --------400м

1см ----------Хм  Х=400/2,6=153,846м=154м 1:15400 или в 1 см 154м

Юнибакен – Васа 1см или 154м

Васа – А 2,5см или 154*2,5=385м

А-Аквариум 1см или 154м

Васа – Аквариум 385+154=539м 

Двенадцатый слайд: проверка задания

14. Учитель математики:

“Сделано с умом” - девиз компании “Электролюкс” по праву можно отнести ко всем изобретениям, придуманным в стране Нобеля. А когда были сделаны эти великие открытия, мы постараемся узнать.

Заполните недостающие графы в таблице, решив задачи: (11)

Год Автор изобретения Изобретение
1 1739 Карл Линней “Система природы”
2 1742 Андерс Цельсий Шкала Цельсия
3 1861 Джон Эрикссон Броненосец “Монитор” ?
4 1867 Альфред Нобель Динамит
5 1878 Карл Густав Патрик де Лаваль Молочный сепаратор
6 1892 Йохан Петер Йоханссон Разводной гаечный ключ
7 1952 Рубен Раусинг Упаковка “Тетра Пак”
8 1994 Фирма “Эрикссон” Соединение устройств друг с другом при помощи радиосвязи

1) Первые две цифры – это простое число, стоящее между числами 13 и 18; вторые две цифры – это число, имеющее делителями только 3, 13, 1 и само себя.

2) Решите уравнение: -59-Х= -1801

3) 10?+10?·2?+2?·15+1

4) Округлить до единиц 1866,65

5) 1800+50,3+?·36-50,3-60+140

6) От числа 18 отнять 13, умножить на 4, найти 50% от него, прибавить ему противоположное и прибавить 1892

7) Найти неизвестный член пропорции: Х/36=976/18

8) Марат родился в декабре 1993 года. Он старше Паши на 1 год 4 месяца, а Паша младше Саши на 10 месяцев. В каком году родилась Саша? Тринадцатый слайд: проверка таблицы

Учитель географии:

Еще одной отличительной особенностью каждой страны является ее валюта. После создания Европейского Союза во многих странах упразднили свои деньги и ввели единую валюту – Евро. Но вот в Швеции по-прежнему денежной единицей является шведская крона.

Учитель математики:

А каково отношение шведской кроны к другим валютам, мы узнаем из следующей задачи. Снова обращаемся к пропорциям. (12)

Юля, Игорь и Катя решили поменять валюту. У Юли было 1500 рублей, у Игоря 50 долларов, а у Кати 30 евро. Кто из ребят получит больше шведских крон, если за 37 рублей давали 10 крон, за 2,5 доллара – 18,03 кроны, а за 5 евро – 47 крон 15 эре

Юля Игорь Катя
37 руб. -------10 крон 2,5 дол.----------18,03 крон 5 евро ----------47,15 крон
1500 руб.-----Х крон 50 дол.-------------Х крон 30 евро ---------Х крон
Х=405,4 шведских крон Х= 360,6 шведских крон Х=282,9 шведских крон

Ответ: У Юли 405,4 крон, у Игоря 360,6 крон, у Кати 282,9 крон. Больше всего денег получит Юля. Четырнадцатый слайд: Проверка задачи

17. Учитель географии:

Сегодня на уроке мы с вами виртуально путешествовали, и это была подготовка к путешествию настоящему. Мы вспомнили много тем из курса географии и математики 6 класса, узнали много интересного о Скандинавских странах, применили свои знания для решения задач. Некоторые сведения нам пришлось добывать своими уменьями.

18. Учитель математики:

А теперь давайте подведем итог нашему уроку. Какие темы мы сегодня с вами повторили? (дети перечисляют) Давайте подведем итоги вашей работы на уроке.

И в заключении давайте еще раз полюбуемся видами двух Скандинавских столиц.

И пожалуйста, отправляясь в путешествие, не забывайте прихватить географию и математику! Пятнадцатый слайд: Приятных путешествий с географией и математикой!

Приложение