Конспект занятия по истории с использованием цифровых образовательных ресурсов и авторских презентаций

Разделы: История и обществознание


Тип урока: комбинированный.

Место урока в тематическом планировании: 3-й урок в теме “Россия в эпоху Петра Первого”.

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с событиями Северной войны 1700-1721 гг, рассказать о значении Северной войны для России;
  2. Обучать навыкам работы с картой, учить объяснять смысл выражения: “Россия- морская держава”; навыкам поисковой деятельности (подобрать материал из нескольких источников о морских сражениях ) и оформления сообщения (презентация);
  3. Воспитывать патриотизм на примере полководческого искусства Петра Первого, обращения к войску перед Полтавской битвой. Отметить мужество, патриотизм русского народа в борьбе со Швецией.

Основные понятия: регулярная армия, рекруты, империя, редут, галера, фрегат.

Программа:

Программа по истории России для 6-9 классов. А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, М. : Просвещение,2006 г.

Учебник:

История России с древнейших времён до конца 16 века.

Данилов А. А. М. : Просвещение, 2003 г.

ЦОРы:

1. Авторская презентация.

2. История России XVII – XIX

Республиканский центр, 2004.

3. Отечественная история до начала XX века. Институт новых технологий, 2004.

Путь к ЦОРам:

1. Пуск – рабочий стол Мои документы – открыть презентацию “Северная война”;

2. Рабочий стол – ярлык “alcohol- 120” - история – смонтировать на устройство Е – пароль – вход – альбомы – Северная война – выбрать;

3. Рабочий стол – ярлык “alcohol- 120” – История Отечества – карты – анимированная “Северная война”.

Вариант использования компьютерной техники: компьютер + медиапроектор.

(на уроке)

При подготовке к уроку: компьютер, принтер, сканер.

Пособие для учащихся:

Рабочая тетрадь к учебнику “История России” Данилов А. А. М. : Просвещение, 2006 г.

ХОД УРОКА

Технологическая карта урока.

№п/п Этап урока Дидактическая цель Методы обучения Формы обучения
1. Организационный Мотивация на работу на уроке эвристический рассказ
2. Проверка домашнего задания Контроль за усвоением темы предыдущего урока эвристический Самостоятельная работа. Беседа
3. Изучения нового материала Познакомить с содержанием нового материала Объяснительно-иллюстративный Рассказ, беседа
4. Закрепление Первичное закрепление основных событий Северной войны эвристический Беседа. Самостоятельная работа
5. Организационный Инструктаж о выполнении домашнего задания эвристический Рассказ
6. Контроль Оценить работу учащихся на уроке эвристический Беседа
7. Организационный Подвести итог урока эвристический Беседа

I. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, садитесь! Начинаем урок. Сегодня мы продолжим изучение раздела “Россия при Петре I”. Тема прошлого урока связана с темой сегодняшнего урока, поэтому сначала мы вспомним, как началось царствование Петра, в чём важность для России выхода к незамерзающим морям, какие действия предпринимал Пётр в начале своего царствования, всё ли удалось решить. Сейчас вы немного поработаете самостоятельно.

II. Проверка домашнего задания.

Получите карточки с заданиями, выполните задания в рабочих тетрадях, а потом мы с вами подведём некоторые итоги и приступим к теме урока. (Время для работы – 10 минут).

Фронтальная беседа

 

Вопросы для беседы:

Кем были эти люди, каков их вклад в историю России?

Н. К. Нарышкина

Софья Алексеевна

Фёдор Алексеевич

Иван Алексеевич

Фрагмент из презентации: (слайд 1)

Портреты указанных деятелей

Фёдор Алексеевич

Иван Алексеевич

Софья Алексеевна

Беседа по вопросам теста: Отвечают по очереди.

III. Изучение нового материала.

Учитель: Рассказывает и сопровождает объяснение фрагментами авторской презентации.

Рассказ учителя Фрагменты из презентации
Тема урока – “Северная война” Слайд “Северная война”. План изучения.
Постановка проблемного задания: По ходу изложения материала заполнить таблицу “Северная война”. У учащихся с печатной рабочей тетрадью задания № 2, 3, 5 – которые вы будете выполнять по ходу урока. Слайд “Таблица с памяткой”

Хронологические рамки

Причины войны

Повод

Ход военных действий

Итоги войны.

Северная война началась в 1700 году. К началу XVIII века всё восточное побережье Балтики контролировала Швеция. Под её властью оказались и те территории на востоке Финского залива, которые веками принадлежали России. Балтийское море превратилось в своего рода “шведское озеро”. И это не могло не вызывать беспокойства соседних со Швецией стран. Для борьбы с её владычеством на Балтике был заключён Северный союз в составе России, Дании и Саксонии.

Поводом к войне для России стал момент, когда все ведущие страны были заняты дележом “Испанского наследства”, Россия имела союзников, приобрела боевой опыт в Азовских походах.

Слайд “Карта Северная война”

Слайд “Антишведская коалиция”. Портреты королей.

Начало военных действий 2минуты ( сворачиваю авторскую презентацию) включаю анимированную карту из ЦОРа “История России с древнейших времён”
Реорганизация армии. Уроки “нарвской конфузии” (словарная работа с. 115)со всей очевидностью показали молодому царю необходимость ускорения реформы армии. Основой новой армии стали “потешные полки” Семёновский и Преображенский. Преобразования в военной сфере начались ещё в 1699 году, накануне Северной войны. Армия стала регулярной. Пётр Первый отказался от стрелецкого войска и ввёл полки с единообразным стрелковым вооружением, снаряжением, единой формой одежды, системой подготовки и обучения. Армия комплектовалась на основе рекрутской повинности. Каждое сословие выставляло от своей общины определённое количество рекрутов. В итоге армия увеличилась с 40 тысяч до 113 тысяч.

Не менее важно было создать собственную военную экономику. Её начало было положено передачей царём Никите Демидову казённого Невьянского завода на Урале. В 1701-1704 годах по приказу Петра на Урале были построены первые в стране крупные металлургические заводы. Они производили железо, чугун, пушки, лафеты, ядра для нужд армии. Создавались казённые мануфактуры по выпуску пороха, стрелкового оружия, сукна для обмундирования. Для обучения офицеров создаются математическая, навигацкая, инженерная, иностранных языков, хирургическая школы. Многие дворяне отправлялись на учёбу за границу военному делу. Был принят воинский и морской устав. Особое внимание Пётр уделял строительству военно-морского флота. Оно велось на юге, на севере, на Балтике. В 1708 году здесь был спущен на воду первый 28-пушечный фрегат. Всего же было построено около 900 кораблей.

Сворачиваю “История России с древнейших времён” включаю авторскую презентацию.

“реорганизация армии”

стрелецкое войско заменили регулярными войсками (вставка в презентацию из альбома “Армия при Петре Первом”.

Комплектация на основе рекрутских наборов.

Слайды: “Демидов”

“Диаграмма государственных расходов”

“пушки”

“корабль”

Первые победы. После поражения России под Нарвой, шведский король Карл XII думал, что с Россией покончено и стал вести боевые действия против Польши. Однако русские не думали прекращать военные действия. В 1702 году они овладели Нотебургом (Орешком) в устье Невы. С учётом ключевой роли этого города в обеспечении выхода на Балтику Пётр переименовал его в Шлиссельбург (“ключ-город”) Слайд “Взятие Нотебурга”
Полтавская битва.

После разгрома польского короля и саксонского курфюрста Карл XII вывел Саксонию и речь Посполитую из войны и начал готовить вторжение на территорию России. Летом 1708 года он выступил против России в сторону Смоленска. 28 сентября русские дали шведам бой у д. Лесной, в ходе которой они разбили армейский корпус противника. Сражение под Лесной Пётр назвал “матерью Полтавской баталии”. Карл был вынужден отказаться от похода на Москву и двинулся на Украину, где рассчитывал на помощь гетмана Мазепы, предавшего Петра, а также на помощь крымского хана и турецкого султана. Но эти расчёты не оправдались. Весной 1709 года шведы осадили Полтаву, героический гарнизон боролся более двух месяцев. Против шведов, осаждавших Полтаву двинулась русская армия во главе с полководцами Шереметевым, Меньшиковым и Репниным. Шведская армия оказалась зажатой между осаждённой ею Полтавой и главными силами русской армии, изготовившейся для генерального сражения.

Полтавская битва изменила ход войны на суше. Но главной целью было море, где господствовал шведский флот.

Слайд. “Сражение у д. Лесная”

Слайд “портреты Меньшикова, Шереметева”

Схема “Полтавская битва” (для этого свернуть авторскую презентацию и включить “Историю России с древнейших времён” бегунок на второй половине.

Видеофрагмент “Полтавская битва” (сворачиваю “Историю России с древнейших” и включаю “Историю России XVII – XIX века” альбомы. Он приготовлен заранее.

Морские сражения (сообщения учащихся) 3 минуты.

У мыса Гангут

У о. Гренгам

Слайд “Схема Сражения у мыса Гангут”
Ништадтский мир.

В 1721 году был заключён мир между Россией и Швецией, по которому Россия возвращала Швеции Финляндию (кроме Выборга) но получала балтийское побережье от Выборга до Риги с огромными территориями Лифляндии, Эстляндии и Ингерманландии.

Слайд “Ништадтский мир” 1721 год.

Обеспечил выход России в Балтийское море.

Беседа с учащимися по вопросам памятки:

1)Каковы хронологические рамки войны? Повод?

2)Каковы причины войны?

3)Какие важные военные действия произошли в ходе войны?

4) Каковы итоги войны.

Слайд “Северная война” с заполненной второй половиной.

Хронологические рамки

1700-1721 годы

Причины войны

Борьба за выход в Балтийское море.

Повод

Борьба за испанское наследство.

Ход военных действий

1700 –первые сражения. Неудача под Нарвой.

1702г – первые победы.

1708 г. – сражение у д. Лесной.

1709 г. - Полтавская битва

1714 – сражение у мыса Гангут

1720 г –сражение у о. Гренгам.

Итоги войны

1721 год. Победа России.

VI. Постановка домашнего задания:

Откройте дневники и запишите §14. Задания в рабочей тетради №4, 6.

VII. Итог урока.

Выставление оценок.

Приложение 1

Приложение 2