Внеклассное занятие на тему: "Ямальский сувенир". 4-й класс

Разделы: Внеклассная работа, МХК и ИЗО

Класс: 4


Цель: формировать навыки конструирования из цветной бумаги;

Задачи:

  • развитие творческих способностей, умения составлять правильно стилизованные детали сувенира, развивать глазомер и мелкую моторику рук, развитие речи;
  • воспитывать терпение и аккуратность; интереса и любви к национальной культуре ненецкого народа, эмоциональной отзывчивости.

Оснащение занятия:

  • стенд “Орнаменты, узоры, используемые ненецким народом в быту";
  • декоративно-прикладное творчество детей, посвященное обычаям и традициям ненецкого народа, флаг ЯНАО;
  • ТСО – магнитофон и музыкальные записи о Ямале;
  • Готовая аппликация “Ямальский сувенир”, трафареты на каждого воспитанника, цветная бумага, картон, клей ПВА, ножницы, салфетки, мех северного оленя.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент. Приветствие учащихся. Эмоциональный настрой на занятие.

Цель: Изготовление “Ямальского сувенира”.

Воспитатель: На этом занятии вам предстоит показать, какими умениями и навыками вы владеете при работе с цветной бумагой и ножницами.

Ребята, в этом году вы оканчиваете начальную школу. Ваши учителя дали вам много знаний, заботились о вас, научили вас быть вежливыми, добрыми, отзывчивыми. А сегодня на нашем занятии я предлагаю вам сделать своими руками подарок для своего учителя. Я думаю, что такой подарок будет им очень дорог.

Посмотрите, какой сувенир вы можете изготовить. (Показать готовое изделие, смотри приложение 6.)

А сейчас приступим к нашему занятию. Материал для предстоящей работы перед вами. (На столе перед каждым учащимся необходимые для изготовления сувенира материалы.)

Воспитатель показывает национальный ненецкий орнамент, задает вопрос:

- Где можно увидеть этот орнамент?

Ученик: “На нашей национальной одежде. Такой орнамент есть на ягушке, на малице, на кисах.

Воспитатель: Ещё где вы можете встретить такой рисунок?

Воспитатель: “Правильно, такой орнамент имеется на флаге ЯНАО.

Воспитатель: “Вспомните, что напоминает орнамент?”

Ученик: “Орнамент напоминает рога северного”.

Воспитатель: “А как на ненецком языке называется орнамент?”

Ученик: “Орнамент называется “МАДАВЫ”.

Воспитатель: (показывает трафарет чума) А теперь посмотрите на этот трафарет, что он вам напоминает?”

Ученик: “Трафарет напоминает нам родной дом, чум, где мы живем с родителями”.

Воспитатель: “А как называется чум на ненецком языке?”

Ученик: “На ненецком языке чум называется “МЯ ”.

Воспитатель: “Найдите у себя трафарет круга. Приклейте на него лист желтой бумаги, а затем аккуратно вырежьте его. У вас получилось солнце. Какое природное явление отличает солнце севера от солнца Средней полосы России?

Ученик: “Отличие в том, что солнце на севере светит день и ночь целых полгода.

Воспитатель: “Правильно. Поэтому мы включили в наш сувенир деталь солнца, что характерно для природы Ямала. Как ненецком языке будет солнце.

Ученик: На ненецком языке солнце называется “ХАЕРАКО”.

Воспитатель: “ Какое зимнее явление характерно для ночи крайнего Севера?”.

Ученик: “Зимней ночью светит северное сияние”.

Воспитатель: “Как называется северное сияние на ненецком языке?”.

Ученик: “На ненецком языке северное сияние называется “ХАРП”.

Воспитатель: (показывает трафарет головы). “Дети, посмотрите на трафарет головы. Каким мехом окантована голова девочки?”

Ученик: “Голова окантована мехом северного оленя”.

Ученик: “Потому что на крайнем Севере ненцы шьют одежду в основном из меха северного оленя”.

Воспитатель: Ребята, все, что мы с вами здесь вспомнили: орнамент, чум, солнце, северное сияние, кусочки меха северного оленя, задействуем в нашей аппликационной работе, в нашем будущем сувенире.

ХОД РАБОТЫ

ПОМНИТЕ! Работа с ножницами требует повышенной осторожности и аккуратности! Включить музыку.

1. Проверьте наличие трафаретов: орнамента, чума, солнца, северного сияния и трафарета головы с окантовкой из меха. (Приложение 1).

2. Проверьте наличие клея, ножниц, простого карандаша, цветной бумаги и белого картона.

3. Сначала возьмем орнамент и белый картон. Орнамент приклеиваем к нижнему основанию белого картона (Приложение 2). Затем берем трафарет чума и приклеиваем к цветной бумаге, вырезаем.

4. Чум приклеиваем над орнаментом, делаем аккуратно (Приложение 3). Если клей вышел за края изделия, вытереть салфеткой.

5. Берем круг и желтую бумагу, приклеиваем и вырезаем. Прикладываем за чум желтый круг в верхней части нашего изделия и смотрим, как будет выглядеть, затем приклеиваем (Приложение 4).

6. Берем трафарет головы с мехом и прикладываем на середину чума, делаем пометку карандашом и тоже приклеиваем (Приложение 5).

7. Находим синюю бумагу и трафарет северного сияния, обводим, вырезаем и приклеиваем за желтым кругом (Приложение 6).

8. Обращаю внимание детей на то, как должно приклеиться северное сияние, на верхнюю часть солнца.

9. Пока сохнет сувенир, прибираем рабочее место.

ИТОГ

  1. Ребята! Чем сегодня мы занимались?
  2. А для чего мы их делали?
  3. Вам понравилось мероприятие?
  4. Спасибо вам за работу!