Интегрированный урок (математика + история) для 3-х классов

Разделы: Начальная школа


Эпохи Российской истории (обобщение).

Цели:

образовательная:

  • закреплять умение решать задачи на движение.
  • повторить эпохи Российской истории и их важнейшие события.

воспитательная: воспитывать любовь к Родине, гордость за нее, интерес к прошлому своего народа, трудолюбие, положительную мотивацию к учению;

развивающая: развивать мышление, речь, умение делать выводы.

Оборудование: магнитная доска, река времени Российской истории на ватмане, карточки с символами s, v, t, компьютер с проектором, диск с презентацией, магнитофон с записью “Вставай, страна огромная…”, у детей – заранее заготовленные картонные фигурки.

Ход урока

1. Организационный момент

Для чего человек приходит в мир? Он рождается на Земле, чтобы исполнить свою миссию. Нужно успеть сделать как можно больше добрых дел, ведь время быстротечно.

Каждый из нас должен держать ответ за то, что он принес в этот мир.

2. Сообщение темы и целей урока

Сегодняшний урок математики необычный. Это путешествие по реке времени Российской истории. А значит это еще и какой урок? (истории) Приложение 1. <Слайд 1>

Используя зависимость между скоростью, временем и расстоянием потренируемся решать задачи на движение, повторим эпохи Российской истории и их важнейшие события. <Слайд 2>

Посмотрите, какой длинный путь мы должны преодолеть (река времени Российской истории на ватмане).

Что поможет в этом? (Совместная дружная работа, взаимоподдержка, взаимовыручка, взаимопонимание).

Работать будем под девизом “В единстве наша сила”

2. Актуализация знаний

Поскольку путь действительно длинный, без чего не обойтись? Без скорости.

- Что такое скорость? (Расстояние, пройденное за единицу времени.)

- Это величина? (Да, так как ее можно измерить.)

- Какие еще величины встречаются в задачах на движение? (Время и расстояние.)

- Установим взаимосвязь между этими величинами. (На магнитной доске из карточек ребята составляют формулы: s = v · t, v = s : t, t = s : v)

3. Закрепление пройденного

Блицтурнир. <Слайд 3>

Охотникам надо пройти по тайге 40 км.

Через сколько часов они выйдут на опушку, если будут идти со скоростью 4 км/ч?

(10 ч) <Слайд 4>

Лодка проплыла 22км за 2 часа. С какой скоростью она двигалась?

(11 км/ч) <Слайд 5>

Пахарь деревянной сохой прокладывает борозду со скоростью 6 м/мин. Какой длины будет борозда через 2 мин?

(12 м) <Слайд 6>

Почтовый голубь летел 650 км со скоростью 50 км/ч.

Сколько часов он был в пути?

(13 ч) <Слайд 7>

- Расставим полученные ответы на реке времени. Как называется первая эпоха Российской истории? (Древняя Русь)

-Вспомним основные события этого периода. <Слайд 8> (Объединение славянских племен князем Олегом, Крещение Руси, набеги кочевников, нашествие рыцарей – 1242г. Ледовое побоище, Александр Невский) <Слайд 9>

- Что стало той скалой, о которую разбились воды Древней Руси и река времени сделала крутой поворот (Русь перешла во владычество могучего государства – Золотой Орды) <Слайд 10>

- Почему это произошло? (Не было единства, княжества ссорились и воевали друг с другом)

- Пока река времени переносит нас в другую эпоху решим задачу. <Слайд 11>

Княжеская дружина прошла 40 км за 10 ч, а всадники на лошадях преодолели это же расстояние за 2 ч. Во сколько раз скорость всадников больше, чем пеших?

- Назовите ключевые слова (расстояние, скорость, время пеших и всадников). <Слайд 12>

- Заполним таблицу. <Слайд 13>, <Слайд 14>. Что неизвестно? (скорость, а чтобы найти скорость надо расстояние разделить на время).

- Как узнать во сколько раз одно число больше или меньше другого? (Правило.)

  s u t
Пешие 40км ?км/ч 10ч
Всадники 40км ?км/ч

- Вы убедились, что на лошадях значительно быстрее, поэтому они были основным средством передвижения и в следующую эпоху. Как ее называют? (Московское государство.) <Слайд 15>

- Какие важные события произошли в этот период? <Слайд 16> (Освобождение от монголо-татарского ига (почему удалось? – объединились!), правление Ивана Грозного). <Слайд 17>

- И вновь воды разбиваются о скалы и река времени Российской истории делает крутой поворот. <Слайд 18>

- Как называется следующая эпоха в истории развития нашего государства? <Слайд 19> (эпоха Российской империи.) (Важнейшие события, это правление Петра I и его преобразования) <Слайд 20>

- Почему Петр I столько делал для России и сам трудился, не покладая рук? (Любовь к родине)

- Он стал первым императором и государство стало называться Российская империя. <Слайд 21>

- Благодаря реформам Петра I Россия поднялась в своем развитии и стала в один ряд с Европейскими государствами. Активно развивалась наука и техника. В 1833 году братьями Черепановыми был построен первый паровоз.

Работа в парах.

- На каждой парте текст задачи, чертеж и пустая таблица. <Слайд 22>

Паровоз вышел из Петербурга. В какую сторону он едет? Какова его скорость?

Пусть s км – путь, пройденный паровозом, d км – его расстояние до Ивановки, а Dкм – расстояние до Сосновки. Заполните таблицу и запишите формулы зависимости величин s, d, D от времени движения t. <Слайд 23>

t 0 1 2 3 t
s км         S=
d км         d=
D км         D=

- Проверим правильность решения задачи по слайду. <Слайд 24>

Физ. минутка ( для глаз)

- Какие еще важные события этой эпохи можете назвать? (Война с Наполеоном, отмена крепостного права, революция, гражданская война) <Слайд 25>

- Какую войну называют гражданской? (Когда граждане одной страны воюют друг с другом за власть)

- Победили большевики. На просторах бывшей Российской империи было создано новое государство – СССР.

- Как вы думаете, о чем мечтали люди, уставшие от войн? (о мире, о светлом будущем).

<Слайд 26>

Музыка “Вставай, страна огромная”

- Мирная жизнь была нарушена новой бедой. Что это за беда? (Начало Великой Отечественной войны, победа – 9 мая 1945 г.)

- Что помогло победить в такой тяжелой, долгой войне? (Единство народа, любовь и преданность Родине)

- Советские люди заново отстроили города и села. Наша страна вновь стала одним из сильнейших государств мира.

- Развивалась наука и техника. Недаром XX век называли веком космических скоростей.

- Какие важные события этого периода можете назвать? (Полет в космос Ю.А. Гагарина.) <Слайд 27>

Работа у доски

- Соедините карточки с названиями объектов и соответствующие им скорости.

4. Подведение итога (по схеме)

 

<Слайд 28>

- Союз распался, но Русь жива. Современная Россия называется… Российская Федерация.

- Какие еще скорости ей покорятся, как она будет жить, развиваться зависит от вас: от того, как вы умеете трудиться, дружить, любить своих родных, свой дом, свой лицей, свой город, свою Родину. На каждом из вас лежит большая ответственность за будущее нашей страны. Вы – жители XXI века перевернете страничку Российской истории и река времени продолжит свой бег. Какие еще скалы встретятся на ее пути пока тайна. Надеюсь вы готовы ее постигнуть. Расположите свои фигурки на реке времени. (Заготовленные заранее фигурки из бумаги, символизирующие каждого из них, ребята прикрепляют на ватмане с изображением реки времени Российской истории.)

- Закончить наш урок позвольте стихотворением Расула Гамзатова

Сначала время благосклонно к нам
И вместе с молодостью в изобилье
Рукам дарует силу, свет – глазам.
Уму дает мечту и сердцу – крылья.
Оно нам зажигает свет зари.
В весеннем небе зажигает звезды.
И каждому из нас твердит: “Твори!”
Дерзай, лети, ты для полета создан!