Программа кружка школьной газеты "Школьник": "Применение информационно-коммуникационных технологий в издательской деятельности школы", 1-й год обучения

Разделы: Информатика, Технология, Внеклассная работа


Пояснительная записка

Неотъемлемой частью жизни ЛСШ № 1 является продукция школьного издательства – газета “Школьник”, издаваемая силами учеников под руководством учителя технологии. За время существования газеты было создано уже около 50 выпусков. Поэтому назрела острая необходимость разработки образовательной программы, знакомящей учащихся с современным издательским бизнесом, который сегодня немыслим без компьютерных технологий, раздвигающих горизонты творчества, позволяющих реализовать все наши замыслы. Мощность средств, включенных в настольные издательские системы настолько велики, что практически весь процесс подготовки газеты к изданию может выполнять один человек. При этом издательские программы легко поддаются освоению даже непрофессионалам в издательской работе. А графические возможности компьютера позволяют сделать газету красочной. Ребята сами подбирают иллюстрации, используют множество фотографий, создают коллажи. Однако недостаточно всего лишь овладеть инструментами, которые они предлагают. Нужно обладать, помимо прочего, базовыми понятиями издательского дела, иметь представление об издательском процессе, азами журналистики. Без этих знаний немыслимо создание полноценной полиграфической продукции. Поэтому на занятиях кружка учащиеся знакомятся с компьютерными настольными издательскими системами.

Цель данной программы как раз и состоит в том, чтобы дать общее представление, как сделать наши издания приемлемыми с точки зрения полиграфических требований, а значит и более привлекательными на вид. В данной программе собран материал, которого достаточно для получения общего представления о предмете и создания печатной продукции. Обучение построено таким образом, что последовательно освещаются все стадии подготовки издания: от замысла до получения оригинал-макета. Разделы программы непосредственно посвящены настольной издательской системе PageMaker. Содержание программы предполагает работу с разными источниками информации. Содержание каждой темы включает в себя самостоятельную работу учащихся. При организации занятий целесообразно создавать ситуации, в которых каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную творческую или конструкторскую работу и принять участие в работе группы. Необходимо развивать интерес к этой профессиональной сфере у учащихся школы, потому что ребенок может продемонстрировать свои умения, свое дарование, наглядно продемонстрировать результат. Кроме того, необходимо развивать мотивацию к профессии дизайнера-верстальщика, так как дело, которым учащиеся будут заниматься, значимо и для других, представляет интерес для окружающих.

Программа направлена на развитие способности не только к правильной, но и выразительной, воздействующей на ум и чувства читателя или слушателя речи. Изучение данной дисциплины должно содействовать расширению лингвистического кругозора учащихся, воспитанию у них стилистического чутья, закреплению умений и навыков коммуникативно-целесообразного отбора единиц языка, развитию и совершенствованию способностей создавать и оценивать тексты различной стилевой принадлежности. Программа предусматривает изучение лингвистической стилистики, функциональной стилистики, а также практической стилистики и культуры речи. В программе отражена связь стилистики с культурой речи. Одной из важных задач программы является повышение общей культуры речи учащихся, поэтому в “Программу” включен раздел “Культура речи”. Навыки, которые предполагается выработать в процессе изучения курса, окажутся полезными как для построения устного сообщения, так и для написания заметок и статей в газету.

Программа способствует освоению учащимися фундаментальных понятий современной информатики, формирование у них навыков алгоритмического мышления, понимание компьютера как современного средства обработки информации; в получении практических навыков работы с компьютером и современными информационными технологиями. В каждой теме предусмотрено выделение определенного количества часов на изучение теории и выполнения работ компьютерного практикума и решение задач. Распределение часов на изучение теории и компьютерный практикум примерное, т.к. зависит от обеспеченности учебного процесса аппаратными и программными ресурсами (конфигурация компьютеров, наличие программного обеспечения, локальной сети и выхода в Интернет

1ый год обучения (учащиеся 3–10 классов) Количество детей в группе – 15 человек

Планирование рассчитано на 157 часов.

Занятия проходят 2 раза в неделю: четверг – 2,5 часа;
пятница – 2,0 часа (всего в неделю – 4,5 часа).

Техническое оснащение:

  • 12 персональных компьютеров;
  • 1 сканер;
  • 1 лазерный принтер;
  • 1 струйный (цветная печать) принтер;
  • 1 Web-камера, 1 цифровой фотоаппарат;
  • 1 мультимедийный проектор.

В процессе занятий темы учебного плана, а также отведенное на них время может меняться:

  • в связи с развитием компьютеров и программного обеспечения;
  • с появлением новых устройств;
  • по итогам анкетирования, выявляющего познавательный интерес учащихся к той или иной теме обучения;
  • с учетом скорости и качества освоения учебного материала конкретной группы обучающихся (возрастной ценз и интеллектуальные особенности).

Для реализации данной программы необходимо наличие 12 ПК класса Pentium 4, укомплектованных CD–дисководами, 2–3 принтера, 3,5" дискеты, сканер, Web-камера, цифровой фотоаппарат, писчая бумага формата А3 и А4; программное обеспечение: Windows XP, MS Word, Adobe PhotoShop, Paint, профессиональная издательская система PageMaker, Corel Draw и др.

О направлении деятельности

  1. Активное участие в жизни школы, ЯНАО и России.
  2. Изучение новинок компьютерного рынка.
  3. Участие в конкурсах и викторинах школы, поселков и города.
  4. Подготовка и выпуск настенной электронной газеты “Школьник”.

ЦЕЛИ:

  1. Совершенствование умений и навыков работы с компьютерной техникой.
  2. Развитие коммуникативных навыков с учетом психофизических особенностей.

ЗАДАЧИ:

  1. Обучить самостоятельной работе с компьютерной библиотекой.
  2. Обучить методике подготовки и выпуска газет.
  3. Сформировать навыки речевой культуры.
  4. Способствовать развитию научно-технического мировоззрения.
  5. Развивать навыки компьютерной грамотности.
  6. Помочь учащимся определиться в выборе профессии

См. Приложение 1. “Тематическое планирование учебного материала 1ый год обучения”

Содержание

Раздел I. Профессиональная издательская система PageMaker

1.1. Представление об издательском процессе

Техпроцесс.

Техпроцесс. Печать. Тиражирование. Калибровка монитора и принтера.

Учащиеся должны знать:

  • базовые понятия издательского дела;
  • иметь представление об издательском процессе.

Макетирование и верстка.

Макетирование. Текст. Иллюстрации. Цвет. Шрифт. Верстка

Учащиеся должны знать:

  • понятие макета;
  • общие правила набора текста;
  • форматы графических файлов;
  • цветовые системы;
  • основные термины работы со шрифтами;
  • основные понятия верстки.

1.2. Технология работы в профессиональной издательской системе PageMaker

Обзор терминологии, инструментов и меню PageMaker.

Инсталляция программного обеспечения. Запуск программы PageMaker. Меню, команды. Контекстное меню. Дополнительные функции.

Учащиеся должны уметь:

  • инсталлировать программное обеспечение;
  • запускать программу PageMaker;
  • разбираться в пунктах меню;
  • вызывать контекстное меню и работать с ним.

Основы работы с текстом.

Текст с точки зрения верстки. Вставка текстовых блоков. Редактирование текстовых блоков. Текстовые инструменты. Свойства текстового блока. Как оформить текст.

Учащиеся должны уметь:

  • форматировать символы;
  • работать с текстовыми инструментами;
  • форматировать абзацы;
  • создавать колонки;
  • создать и редактировать текстовый блок.

Основы работы с иллюстрациями.

Как поместить иллюстрацию на страницу. Вставка графических блоков. Редактирование графических блоков. Редактирование рисунков в блоках. Импорт иллюстраций. Контур вырезания.

Учащиеся должны уметь:

  • помещать иллюстрацию на страницу;
  • создавать и редактировать графические блоки;
  • редактировать рисунки в блоках;
  • импортировать иллюстрации из других приложений;
  • вырезать иллюстрации.

Верстка страниц.

Задание параметров страницы. Создание страницы-шаблона. Совместное размещение текста и графики. Печать документа.

Учащиеся должны уметь:

  • создавать страницу-шаблон в PageMaker;
  • совместно размещать текстовые и графические блоки;
  • печатать созданный документ.

1. 3. Практикум по верстке

Сверстать газетную полосу формата A3 в PageMaker.

Учащиеся должны уметь:

  • верстать любой вид издательской продукции;
  • правильно располагать на странице фрагменты разнотипных объектов.

Раздел II. Секреты стилистики (Правила хорошей речи)

Язык – важнейшее средство общения; о богатстве русского языка, его роль как языка межнационального. О тексте, типах, стилях речи.

2.1. Стилистика лексических средств языка

Лексическое значение слов; изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов; градация, антитеза; русская лексика с точки зрения ее происхождения; русская лексика с точки зрения сферы ее употребления; словари.

2.2 Стилистические средства словообразования и морфологии.

Соблюдение словообразовательных норм русского литературного языка; предупреждение ошибок в употреблении рода, числа, падежа имен существительных, прилагательных, числительных, местоимений, личных форм глаголов; выбор стилистических вариантов различных грамматических форм, уместность их употребления в зависимости от речевой ситуации.

2.3. Стилистические средства синтаксиса.

Порядок слов в предложении; устранение ошибок в согласовании, в употреблении причастных и деепричастных оборотов; функции сравнительных оборотов; стилистическое употребление однородных членов предложения; стилистика простого и сложного предложений.

2.4. Функциональная стилистика.

Повторение функциональных стилей речи, изученных в 5-8 классах; книжная и разговорная речь; сферы общения и употребления; жанровые варианты функциональных стилей; лексика и синтаксис каждого стиля речи.

2.5. Культура речи

Смысловая и стилистическая точность речи; нарушение лексической сочетаемости; логические ошибки в речи (алогизм, подмена понятия); литературное произношение и ударение.

Раздел III. Компьютер и программное обеспечение

Прикладное программное обеспечение. Архиваторы. Компьютерные вирусы и антивирусные программы.

Учащиеся должны знать:

  • функциональную схему компьютера;
  • как характеристики основных устройств компьютера влияют на его производительность;
  • состав и назначение программного обеспечения компьютера;
  • назначение и основные функции операционной системы.

Учащиеся должны уметь:

  • работать с файлами (создавать, копировать, переименовывать, осуществлять поиск);
  • работать с носителями информации (форматирование, “лечение” от вирусов);
  • инсталлировать программы;
  • соблюдать правила техники безопасности, технической эксплуатации и сохранности информации при работе на компьютере.

Раздел IV. Методы работы с программами Microsoft Office

Учащиеся должны уметь:

  • отменять изменения в документе. Открытие документа Office. Создание нового документа;
  • использовать помощника для получения справочной информации. Ввод текста. Практическая работа;
  • выделять текст с помощью мыши. Выделение и замена текста с помощью клавиатуры;
  • перемещать текст. Выбор и форматирование объектов. Копирование формата с помощью команды Формат по образцу;
  • настраивать панели инструментов. Увеличение и уменьшения масштаба. Практическая работа.

Раздел V. Технология обработки текстовой информации

Создание, редактирование и форматирование документов. Основные объекты в документе (символ, абзац) и операции над ними. Шаблоны документов и стили форматирования. Печать документов.

Основные форматы текстовых файлов и их преобразование. Кодировки кириллицы.

Внедрение в документ различных объектов (таблиц, изображений, формул и др.).

Создание типовых документов (заявление, объявление, визитка и др.) и рефератов по различным предметам.

Перевод документов с бумажных носителей в компьютерную форму с помощью систем оптического распознавания отсканированного текста.

Создание документов на иностранных языках с использованием компьютерных словарей. Автоматический перевод документов на различные языки с использованием словарей и программ-переводчиков.

  Учащиеся должны уметь:

  • применять текстовый редактор для редактирования и форматирования текстов;
  • вставлять в документ объекты из других приложений;
  • создавать типовые документы на компьютере;
  • использовать системы оптического распознавания, словари и переводчики.

Раздел VI. Технология обработки графической информации

Получение растровых изображений с помощью сканера и цифровой камеры. Редактирование и преобразование (масштабирование, изменение глубины цвета, изменение формата файла и др.) изображений с помощью графических редакторов. Печать изображений.

Компьютерное черчение. Создания чертежей и схем с использованием векторных графических редакторов и систем автоматизированного проектирования (САПР).

Создание мультимедийных компьютерных презентаций. Рисунки, анимация и звук на слайдах. Интерактивные презентации (реализация переходов между слайдами с помощью гиперссылок и системы навигации). Демонстрация презентаций.

Создание образовательных презентаций по различным школьным предметам.

  Учащиеся должны уметь:

  • объяснять различия растрового и векторного способа представления графической информации;
  • применять графический редактор для создания и редактирования изображений;
  • создавать мультимедийные компьютерные презентации;
  • иметь представление о назначении и возможностях систем автоматического проектирования (САПР). 

Раздел VII. Технология хранения, поиска и сортировки информации

Создание баз данных с использованием систем управления базами данных (СУБД). Виды и способы организации запросов для поиска информации. Сортировка записей. Печать отчетов.

Органайзеры (записные книжки). Словари, энциклопедии.

Создание баз данных по географии, истории и другим предметам.

  Учащиеся должны уметь:

  • описывать назначение и возможности баз данных;
  • создавать табличные базы данных (типа базы данных “Записная книжка”);
  • осуществлять сортировку и поиск записей;
  • задавать сложные запросы при поиске информации.

Раздел VIII. Коммуникационные технологии

Информационное пространство глобальной компьютерной сети Интернет. Система адресации (IP-адреса и доменные имена). Протокол передачи данных TCP/IP. Универсальный указатель ресурсов (URL – Universal Resource Locator). Основные информационные ресурсы сети Интернет.

Линии связи и их пропускная способность. Передача информации по коммутируемым телефонным каналам. Модем.

Локальные компьютерные сети. Топология локальной сети. Аппаратные компоненты сети (сетевые адаптеры, концентраторы, маршрутизаторы).

Работа с электронной почтой (регистрация почтового ящика, отправка и получение сообщений, использование адресной книги). Настройка почтовых программ. Почта с Web-интерфейсом.

WWW-технология. Всемирная паутина (настройка браузера, адрес Web-страницы, сохранение и печать Web-страниц).

Загрузка файлов с серверов файловых архивов. Менеджеры загрузки файлов.

Интерактивное общение (chat), потоковые аудио– и видео, электронная коммерция, географические карты. Поиск информации (документов, файлов, людей).

Основы языка разметки гипертекста (HTML – Hyper Text Markup Language). Форматирование текста. Вставка графики и звука. Гиперссылки. Интерактивные Web-страницы (формы). Динамические объекты на Web-страницах. Система навигации по сайту. Инструментальные средства разработки. Публикация сайта.

Защита информации от несанкционированного доступа.

Разработка Web-сайтов (учебных заведений, образовательных, тематических и др.).

  Учащиеся должны знать:

  • представление о скорости передачи информации по различным типам линий связи;
  • представление о назначении модема и его основных характеристиках;
  • основы языка разметки гипертекста (HTML – Hyper Text Markup Language).

  Учащиеся должны уметь:

  • описывать основные виды информационных услуг, предоставляемых глобальной компьютерной сетью Интернет;
  • объяснять основные принципы технологии World Wide Web (WWW);
  • пользоваться электронной почтой и файловыми архивами и путешествовать по Всемирной паутине.
  • создавать и публиковать в Интернете Web-сайты.

Раздел IX. Социальная информатика

Информационное общество – закономерности и проблемы становления и развития. Проблемы информационной безопасности общества. Правовая охрана программ и данных. Лицензионные, бесплатные и условно-бесплатные программы. Информационная культура и информационная безопасность личности. Этические нормы поведения в компьютерных сетях.

Учащиеся должны иметь:

  • представление о влиянии информационных ресурсов на социально-экономическое и культурное развитие общества;
  • представление о проблемах информационной безопасности общества и личности;
  • представление об авторских правах на программное обеспечение и правах пользователя на его использование;

Учащиеся должны уметь:

  • обосновывать основные составляющие информационной культуры человека.

Источники информации (к двум годам обучения)

  1. Профессиональная этика журналиста: Документы и справочные материалы. – М.: Галерия, 2002.– 472 с.
  2. Система средств массовой информации России: Учебное пособие для вузов / Под ред. Я. Н. Засурского. – М.: Аспект пресс, 2001. – 159 с.
  3. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. – М.: Аспект пресс, 2000. – 312 с.
  4. Елена Вовк. “Школьная стенгазета и издательские технологии в школе / Вкладка в “БШ” №13, 15, 16. 2004 год
  5. Педагогическая лоция. Издательство в учебном заведении / Специальное приложение к журналу “Лицейское и гимназическое образование” 2004/2005 уч. год
  6. С. Г. Корконосенко. Основы журналистики. Москва. 2002.
  7. А.И. Сенокосов г. Екатеринбург. Методическая газета для учителей информатики “Информатика” № 5 (510) 2006 г.
  8. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1995.
  9. Горохов В. Основы журналистского мастерства. М., 1989.
  10. Телевизионная журналистика: Учебник/Ред. коллегия Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский. М.: Изд-во МГУ, 1994
  11. Цвик В. Л. Введение в журналистику. Учебное пособие
  12. Егоров В.В. Терминологический словарь телевидения. М., 1997.
  13. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.,1981.
  14. Закон Российской Федерации “О средствах массовой информации”.
  15. Федотов М.А. Правовые основы журналистики. – М.
  16. Ресурсы Интернета
  17. Сагман С. Microsoft Office 2000. – М.:ДМК Пресс, 2002. – 672 с.: ил. (Серия “Самоучитель).
  18. Тайц А.М., Тайц А.А. Самоучитель Adobe Photoshop 7. – СПб.: БХВ-Петербург, 2003. – 688 с.: ил.
  19. Гурский Ю., Гурская И., Жвалевский А. Компьютерная графика: Photoshop CS, CorelDraw 12, Illustrator CS. Трюки и эффекты (+СВ). – СПб.: Питер, 2004. – 812 с.: ил. – (Серия “Трюки и эффекты”.
  20. Разработки учителей, опубликованные в Фестивале педагогических идей “Открытый урок” на сайте WWW:http://www.1sept.ru
  21. Другие источники.