О способах повышения речевой культуры обучающихся

Разделы: Русский язык, Литература, Общепедагогические технологии


Одной из проблем развития современного общества можно считать значительное снижение уровня речевой культуры. В настоящее время стало модным усиленно наводнять язык вульгаризмами, пытаться узаконить применение ненормативной лексики, без разбора использовать заимствования, регулярно демонстрировать в средствах массовой информации стилистическую небрежность. Таким образом, актуальным является формирование у обучающегося устойчиво высокого уровня речевой культуры на основе осмысленного отношения к русскому языку как духовной сокровищнице нации.

Речевая культура проявляется в трёх аспектах, взаимосвязанных между собой.

Первый – нормативный. Охрана норм литературного языка является делом национальной важности, так как литературный язык – один из факторов (наряду с единством территории и хозяйственной жизни), объединяющих нацию в единое целое.

Второй аспект – коммуникативный. Порой текст, в котором безупречно соблюдены все нормы, тем не менее не выполняет поставленной задачи. Дело в том, что в каждой конкретной ситуации общения из всех языковых средств необходимо выбрать такие, которые с максимальной полнотой и эффективностью выполнят поставленную коммуникативную задачу. Развитие коммуникативного аспекта культуры речи возможно только в свободной речевой деятельности, любая диктатура и творчество несовместимы.

Третий аспект культуры речи – этический. В каждом обществе существуют общепринятые нормы поведения, которые в рамках культуры речи определяются как речевой этикет. Уже древние риторики (руководства по красноречию) указывали на тесную связь речи с её содержанием и именно последнему отдавали приоритет при оценке высказывания. Первый и главный критерий хорошей речи – критерий нравственный: речь должна быть правдивой, а цели коммуниканта благородными.

Содержательность и правдивость высказывания – важные внелингвистические факторы эффективности общения. Остальные критерии оценки уровня речевой культуры имеют непосредственное отношение к языку: культурная и грамотная речь – это речь правильная (нормированная), точная, логичная, уместная, чистая, выразительная, богатая.

Исходя из данных аспектов культуры речи, можно сформулировать несколько правил, которые будут приняты обучающимися в процессе общения.

  • Речь должна быть грамотной и правильной, тогда она будет понятна для слушателя.
  • Обучающийся свободно и самостоятельно, осознавая цели своей речи, выбирает языковые средства и несёт ответственность за свой выбор.
  • Речь говорящего должна быть правдивой и искренней, не нарушающей общепринятые нормы поведения и нравственности.
  • В процессе общения необходимо соблюдать культуру слушания.

Данные правила должны быть осознаны и приняты всеми участниками общения, так как их выполнение обеспечит эффективность общения. Центральным понятием общения становится “речевой поступок”. Тем самым, во-первых, подчёркивается личная ответственность говорящего за своё слово; во-вторых, приоритетной оказывается спонтанная “изобретаемость” речи (воспроизведения готовой речи здесь быть не может).

Одним из критериев оценки уровня речевой культуры является степень активности обучающегося в процессе общения, которую легко определить и зафиксировать. Таким образом, представляется интересным обратить внимание на такие формы урока, как дискуссия, полемика, семинар, так как именно риторизированная технология является наиболее эффективной для повышения активности обучающегося.

Наиболее целесообразно, на мой взгляд, использовать такие формы проведения урока, как семинар, полемика, дискуссия, то есть те, в основе которых лежит обсуждение предложенной проблемы. При таких формах учителю достаётся лишь организационная роль, а само содержание урока определяется совместно обучающимися.

Такое обучение является личностно-ориентированным и обеспечивает развитие и саморазвитие личности обучающегося, исходя из выявления его индивидуальных особенностей. Процесс личностно-ориентированного обучения предполагает, что обучающийся может реализовать себя относительно своих собственных способностей.

При использовании данных форм урока педагогу можно порекомендовать придерживаться следующих рабочих принципов, которые способствуют повышению эффективности обучения.

  1. Редактировать текст обучающегося можно, только исходя из его начального текста, не подменяя своими представлениями образ мысли обучающегося.
  2. Педагог не должен настаивать на готовых моделях и схемах текста, кроме самых общих, соответствующих смысловому типу и стилю речи.
  3. Педагог должен стремиться использовать в учебном диалоге такие способы общения, как понимание, признание, принятие, поощрение.
  4. Необходимо создавать на уроке такие условия, которые будут способствовать развитию у обучающихся креативности, а не адаптивности к требованиям педагога.

В качестве примера использования риторизированной технологии приведу разработку урока-дискуссии, проведённого в 8-м классе.

Задача для учителя: ознакомить обучающихся с правилами, организовать ход дискуссии, чтобы не нарушались временные рамки каждого этапа.

Задача для обучающихся: подчиняться принятым правилам, любое своё выступление доказывать, обосновывать или иллюстрировать.

Не исключено, что кто-то будет против правил. Необходимо объяснить их полезность. Если подобные уроки проводятся систематически, то проблем не возникает, если впервые, то необходимо потратить время, чтобы все участники общения осознали, что правила способствуют плодотворному общению, а не мешают ему.

Обучающимся самим было предложено выбрать тему для дискуссии. Единогласно остановились на теме “Компьютерная зависимость”. Такой выбор можно было прогнозировать: тема актуальна, интересна и соответствует подростковому возрасту.

Первый этап урока: формулировка проблемы, выделение различных её аспектов.

Проблема сформулирована: опасность компьютерной зависимости.

Выделены были следующие её аспекты:

  • Влияние компьютера на здоровье, в том числе на психику человека.
  • Уход в себя, нежелание общаться с окружающими у человека, страдающего компьютерной зависимостью.
  • Нежелание продолжать жить в реальном мире, возможные трагические последствия.
  • Пропадание интереса к учёбе, нежелание познавать окружающий мир.

В целом видно, что обучающиеся осознают опасность компьютерной зависимости. На первом этапе урока высказались 12 человек. В классе присутствовали 23 человека.

Второй этап урока: выяснение причины возникновения данной проблемы.

Названы были следующие причины:

  • Играть в компьютерные игры интересно и увлекательно.
  • Игра избавляет от одиночества, восполняет дефицит общения.
  • Игра заставляет забыть о своих проблемах.
  • Игра заполняет вакуум невнимания со стороны взрослых, прежде всего родителей.

На втором этапе урока высказались 8 человек.

Третий этап урока: предложения по решению проблемы.

Высказаны следующие предложения:

  • Соблюдение режима дня.
  • Занятия спортом.
  • Развитие интереса к другим областям жизни.
  • Интересное проведение досуга, желательно с родителями.
  • Увеличение количества коллективных мероприятий в классе.
  • Выполнение на компьютере различных учебных заданий.

На третьем этапе урока высказались 8 человек. Как видно, обучающиеся очень грамотно обсудили проблему, даже без специальной подготовки, чувствовали себя свободно, не боялись оценки. Результата такого урока можно считать положительным, так как цель, ставившаяся учителем для себя, достигнута: на уроке высказались 92% обучающихся, прозвучали разные типы аргументов, участники дискуссии были искренни, соблюдали культуру слушания, продемонстрировали умения обобщать материал и делать выводы.

Обобщая всё вышесказанное, можно сделать вывод: риторизированная технология способствует формированию высокого уровня речевой компетенции, позволяя воздействовать в первую очередь на увеличение степени активности обучающегося в учебном диалоге. Данные формы обучения эффективно повышают уровень развития речевой культуры обучающегося.