Развитие творческой деятельности учащихся на уроке-исследовании по теме "Любовная лирика А.С. Пушкина"

Разделы: Литература


На традиционных уроках ученики заняты трудной, монотонной работой, далёкой от творчества. Можно ли на таких уроках пробудить в ребятах творческое начало, помочь им полюбить чтение, научить читать вдумчиво? Ведь от уровня владения языком зависят возможности интеллектуального и нравственного развития школьников, приобщения к духовной культуре. И поэтому необходимы такие методы и приёмы обучения, которые смогли бы оживить уроки, воспитать интерес и вкус к работе над словом.

В учебниках русской литературы для казахской школы художественные произведения даются в сокращении: несколько стихотворений, основные главы, ключевые эпизоды. К Х классу ученики подзабыли лирику Пушкина, и поэтому надо найти возможность не только вспомнить его, но и дополнить уже на уровне более взрослого восприятия.

В процессе исследования:

- растёт читательский и зрительный опыт учеников,

- вырабатывается умение найти важные детали,

- осмыслить отдельные реплики,

- проникнуть в творческую лабораторию поэта,

- овладеть методами научного познания,

- повышается их творческая активность и эмоциональное восприятие

- раскрывается их творческий потенциал.

Проведение исследования на уроке включает несколько этапов:

  • выделение и постановка проблемы
  • выдвижение гипотез
  • сбор материала для решения проблемы
  • подготовка выступления, сообщения, доклада
  • защита

Поиск и отбор материала, необходимого к уроку, подготовка по биографии поэта – вся эта интереснейшая работа буквально захватила учащихся.

А в результате – интересный урок на сравнениях, самостоятельных выводах и умозаключениях, где ученики смогли проявить свои творческие способности, умение анализировать произведение, выразить свои чувства.

Известный врач и педагог Н.И.Пирогов писал: “Если в школе удастся сделать учеников восприимчивыми к науке, дать им сознательное научное направление, поселить в них любовь к самостоятельным занятиям, то больше ничего и требовать нельзя”.

Рассмотрим это на материале урока по теме “Любовная лирика А.С.Пушкина”

Целью изучения поэзии Пушкина является:

  • воспитание светлой духовности подрастающего поколения,
  • “открытие” для себя поэта,
  • сформирование и развитие у учащихся эмоционально-ценностных отношений к творчеству,
  • понимание прекрасного в поэзии, возбудить живой интерес к лирике поэта, чтобы она нашла отклик в душе школьников, чтобы образы, мысли и чувства Пушкина стали частью их внутренней жизни.

Начиная работу над лирическими стихотворениями А.С. Пушкина, мы беседуем над понятием “любовь”, о том, в чем проявляется это забывание себя, сознательное жертвование собой. Ученики вспоминают стихи Пушкина и других поэтов, в том числе Абая, которые писали о любви так же трепетно и нежно.< рисунок 1>

Записываю на кластере ассоциации учеников к этому слову:

Говорю о том, что понятие любовь многозначно. Вот одно его толкований: “Любовь – чувство самоотверженной, сердечной привязанности”. Приходим к выводу, что в обыденной жизни нам не хватает очарования, прелести, пронзительной нежности, которые сопровождают настоящую любовь.

Я подчеркиваю, что стихи Пушкина – это вовсе не дневник его любовных побед и поражений, а прежде всего философские представления поэта о Женщине как источнике вдохновения. Традиционно считают, что его музой были женщины, которых он любил, которыми был увлечен. Обращаю внимание учеников на портреты Е.К.Воронцовой, М.Н.Раевской, А.П.Керн, Е.Н.Ушаковой, Н.Н.Гончаровой. <рисунок 2, рисунок 3, рисунок 4, рисунок 5> Отмечаю, что о влюбчивости поэта судят по его стихотворениям, что Пушкин не искал вечной любви, вечной для него была только потребность любить. Истинную любовь поэт ставит выше других чувств, показывая ее неодолимую силу.

Ученики уже знакомились с творчеством поэта и это помогло им справиться с опережающим заданием к уроку. Разделившись на группы по интересам (биографы, литературоведы, переводчики), они занялись исследованием, каждый в своей области.

Первая группа работает над стихотворением “К***” (“Я помню чудное мгновенье...”) - послание Анне Петровне Керн, и “Я Вас любил...”. Ученики декламируют стихотворения под звуковое сопровождение мелодии М.И.Глинки и Б.С.Шереметьева.

Знакомимся с результатами работы учеников-“биографов”:

Ёще в 1819 году, в Петербурге, в годы рассеянной светской жизни встретил Пушкин в дружественном семействе Олениных девятнадцатилетнюю красавицу, уже бывшую три года женой генерала Керна. “Вскоре ужин кончился и стали разъезжаться. Когда я уезжала и брат сел со мною в экипаж, Пушкин стоял на крыльце и провожал меня глазами...”, - вспоминала А.П.Керн. Вот и все. С тех пор они больше не виделись. Где она и что с ней – ему ничего не было известно. Прошло шесть лет.

И велика была его радость, когда в 1825 году у старых друзей Осиповых, соседей по имению, он неожиданно увидел ее, такую же обаятельную и красивую, как и прежде. Они встретились, вспомнили Петербург, юношеские годы. А на следующий день она уезжала. Пушкин приехал его проводить и передал ей недавно напечатанную в Петербурге главу “Онегина”. Между ее страниц был вложен небольшой листок со стихами. Это и было стихотворение “Я помню чудное мгновенье”.

Стихотворение “Я помню чудное мгновенье” - одно из самых мелодичных стихотворений на русском языке. Поразительнее всего то, что слова, найденные поэтом, самые простые, обиходные слова. Но наполненные глубоким чувством и соединенные в безукоризненный звуковой строй, они в полной мере доносят до нас волнение поэта, заставляют пережить то, что он и сам чувствовал в те минуты, когда его перо бежало по бумаге. Но что же обеспечивает всему стихотворению особую мелодичность? Быть может, сыграло некоторую роль особо удобное для произношения расположение гласных и согласных, преобладание звуков “о”, “е”, “а”. Отмечаем, что из шести строф четыре построены на мягкой женской рифме “-енье”. Это звукосочетание повторяется восемь раз, что разумеется, придает стихам характер настойчивости, решительности, уверенности. Но вряд ли сам автор думал об этом, когда единым порывом выливалось это стихотворение из его души.

А Анна Алексеевна Оленина сыграла особую роль в жизни поэта, и чувства его не были мимолетными, хотя случайных знакомств в его биографии было немало. Они познакомились, когда ей было всего девять лет. Вновь встретив ее девятнадцатилетней девушкой, Пушкин пылко влюбился, просил ее руки, но получил отказ от ее родителей. Анна Оленина не ответила на чувства поэта, хотя признавалась в своем дневнике, что “увидела самого интересного человека своего времени”. Любви присуще и трагическое – ревность, разлука. Пушкин касается и трагического в любви, и он никогда не впадает в уныние.

От группы учеников-“литературоведов” со своими размышлениями о стихотворениях “Я Вас любил....” и “Я помню чудное мгновенье ” выступают ученики и должны заполнить дневник двойной записи:

Фраза в стихотворении, которая меня заинтересовала Комментарий, чувства, мои впечатления
Я помню чудное мгновение:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
Появился прекрасный женский образ, смутный, неясный, который помог постичь красоту жизни и вызвать поэтическое вдохновение.
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
В ссылке жизнь проходит без каких-либо приключений. Любовь, вдохновение, слезы могут быть лишь в подлинной жизни
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновение,
И жизнь, и слезы, и любовь.
При появлении любимой сердце забилось сильнее, пробудились жизненные силы. Поэт выразил смену своих переживаний.
Я вас любил: любовь еще быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Чувства героя уже не те, они уже угасают.

Это любовь воспоминание. Он не хочет нарушать покой любимой.

Я вас любил, безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Это были высокие чувства без надежды на взаимность. Светлая печаль вызвана безответной сильной любовью.
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим
Он не упрекают любимую, а искренне желает счастья отвергнувшей его женщине.

В этом удивительном по силе чувства и художественной лаконичности стихотворении рельефно воплотились те черты гуманности и изящества, в которых Белинский видел отличительные особенности пушкинской лирики любви.

Слушаем представителей третьей группы – группы “переводчиков”, анализирующих стихотворения Абая и Пушкина. <рисунок 6> Созвучны пушкинским и многие стихи Абая о самом замечательном и священном чувстве человека – любви. Оба поэта любили в своей жизни прекрасных женщин, оба воспели любовь в своих стихах. Ученики сопоставляют стихотворения “Я помню чудное мгновенье...” А.С.Пушкина и “Жгут тяжелой косы - в руку толщиной...” Абая Кунанбаева.

Фраза в стихотворении, которая меня заинтересовала Комментарий, чувства, мои впечатления
Я помню чудное мгновение:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты
Поэт нарисовал совершенный образ женской красоты
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
В памяти поэта остались ангельская красота и нежный голос возлюбленной.
Стройный стан, тонкий стан, легкая нога, -
Красивая девушка всем дорога.
Как спелое яблоко, я бы сорвал
Желанную, что прекрасна и строга.
Абай использует поэтические образы, связанные с народно-поэтическими представлениями. Это сравнение девушки со спелым яблоком.
Невзначай коснись руки ее своей –
Кровь по жилам твоим побежит быстрей
Приблизишь лицо к милому лицу –
Умереть захочешь на груди у ней.
Поэт подчеркивает милые черты ее внешности.

Учащиеся приходят к выводу, что оба поэта говорят на одном языке – языке любви.

Итогом урока стали сочинения-миниатюры в форме письма к великому гению, где ребята выразили свои чувства, свою оценку его творчества, свою благодарность. Письменные работы показали, что учащиеся владеют темой, могут выразить свое отношение к ней средствами второго языка, умеют анализировать.

Завершая рассказ о любовной лирике поэта, возвращаюсь к ассоциативному ряду к понятию “любовь”, записанному в начале урока, предлагаю сравнить его с тем, что понимал под этим словом Пушкин, и выделить общее. <рисунок 7> Подвожу итоги урока и даю задание на дом – написать эссе “Моё восприятие любовной лирики А. С. Пушкина”.

Список использованной литературы.

  1. Терехов И.М., Устюжанин Д.Л. “История русской литературы ХІХ века”, Москва, “Просвещение”, 1960 год
  2. Вс. Рождественский “Читая Пушкина”, Ленинград, “Просвещение”, 1962 год
  3. Кириллова В.М. “Пушкин глазами женщин”, Астана, “Елорда”, 1999 год
  4. Устюжанин Д.Л. “Из опыта преподавания литературы”, Москва, “Просвещение”, 1975
  5. Учебно-методический журнал “Русский язык и литература” № 2 2004 год, № 1 1999 год, № 3 1999 год.