Пособие "Математический паноптикум. Мифы и легенды хакасов. Исчезающие растения Республики Хакасия"

Разделы: Математика


МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ПАНОПТИКУМ.

Проблема формирования экологической и вычислительной компетенции школьников может решаться через связь естественнонаучных дисциплин с математикой, на основе реализации национально - регионального компонента содержания образования. Компетентность включает в себя не только результаты обучения (знания и умения), но и систему ценностных ориентаций. Федеральный компонент государственного стандарта среднего общего образования направлен на формирование общекультурных компетенций, национально региональный компонент в условиях Республики Хакасия - конкретизирует и детализирует цели образования.

Среди общекультурных компетенций важное значение придается вычислительным, мыслительным (умению анализировать, выделять главное, абстрагировать),ценностно-смысловым(познавать свои действия, понимать окружающий мир, отвечать за свои действия, ставить цели), речевым (задавать вопросы и отвечать на них, логически излагать свои мысли, аргументировать свою позицию).

Усилению межпредметных связей, способствуют задания, направленные на взаимодействие математики с другими учебными предметами. К таким заданиям относятся задания, которые составляются на материале математики, но используются с определенной познавательной целью в обучении другому предмету. Наиболее целесообразны задания, направленные на интеграцию математики с учебными предметами естественнонаучного и гуманитарного цикла, например Математика и Окружающий мир, Математика и Биология и другие.

Математический паноптикум – сборник заданий вычислительного характера, выполнение которых позволяет познакомиться с некоторыми количественными характеристиками растений Республики Хакасия, а также с мифами и легендами хакасов. Особенность заданий математико-культурного характера заключается в разнообразии подачи условия: схема, таблица, блок-схема, орнамент, геометрические фигуры. В задание включены вопросы, направленные на развитие логического мышления, математической зоркости, математической речи школьников. Развивается наглядно- образное мышление, функциональное мышление (соответствие между числом и буквой, заданное для проверки ответа на вопрос).

Использование такой рабочей тетради, позволит учителю разнообразить уроки. Формированию вычислительной и общекультурной компетенции школьников 5-6 классов, способствуют задания математико-природоведческого характера. Математико-исторического характера. Математико-мифологического характера. Под такими заданиями понимаются такие задания, которые направлены на формирование вычислительных умений, навыков обучающихся через знакомство с частью фауны Республики Хакасия. с традициями, бытом, духовным миром хакасов

Такие задания, творчески работающий учитель, может составлять самостоятельно.

Я использую материал, взятый из различных учебников, учебных пособий, Красной книги Республики Хакасия, справочников, а также данных, полученных в результате наблюдений объектов природы и т.д. Рекомендую следующую технологию составления заданий:

  • Выбирается название интересующей легенды (мифа), животного (растения);
  • определяется количество букв в слове;
  • составляются вычислительные примеры, их количество совпадает с количеством букв;
  • подбираются примеры на формирование и совершенствование определенных вычислительных умений и навыков;
  • осуществляется кодирование букв слова - соотнесение значений выражений с буквами;
  • составление условно- предметной модели для соотнесения букв и числовых значений (таблица, схема и др.)
  • подбирается информация о животном (его масса, вес, особенности проживания и др.) о растениях ( месторасположение, количество, значение для медицины и др.), о мифах (выбрать вид, затем мифического героя ), о легенде, предании
  • формулируется учебно-познавательное задание в соответствии с подобранной информацией

При составлении математико-природоведческих, и математико-культурных заданий должны соблюдаться принципы:

  • математический - нацеленность заданий на совершенствование прочных вычислительных умений и навыков по сложению, вычитанию, умножению и делению многозначных чисел, обыкновенных и десятичных дробей применение свойств арифметических операций (переместительного, сочетательного), решению уравнений;
  • составления заданий, соответствующих государственному стандарту образования учебного предмета “Математика”; учет возрастных особенностей школьников 5-6 классов, соблюдение принципа регионализации, создание психологической комфортности, удовлетворение познавательной потребности, воспитание толерантности, сохранение хакасского языка.

Такие задания могут быть оформлены в виде рабочей тетради “Математический паноптикум”.

Часть 1.

Рабочая тетрадь

“ Математический паноптикум”.

Мифы хакасов подразделяются на мифы:

МИФЫ О ПЕРВОТВОРЕНИИ,

МИФЫ О ХОЗЯЕВАХ – ДУХАХ,

ГЕ0ГРАФИЧЕСКИЕ МИФЫ,

МИФЫ О ЖИВОТНЫХ,

ЛЕГЕНДЫ,

ПРЕДАНИЯ

РОДОВЫЕ ЛЕГЕНДЫ И ПРЕДАНИЯ,

НЕБЫЛИЦЫ.

Раздел 1. ХОЧУ ВСЕ ЗНАТЬ.

Задание 1.

Из чисел, записанных справа от неравенства, выбери те, которые являются его решением. Остальные числа зачеркни. Если задание выполнено, верно, то оставшиеся буквы позволят прочитать название озера. По мифам хакасов, оно названо так, потому, что в нем утонули пятьдесят девушек, сопровождающих невесту.

Илиг кюль

(Пятьдесят озер).

Раньше девушек выдавали замуж рано, еще подростками. Родители мальчика и девочки, еще, когда они были, детьми заранее договаривались поженить их, когда они подрастут. Перед замужеством девушку возили погостить к ее будущим родственникам, чтобы они пригляделись друг к другу. Сопровождали ее родственники и девушки постарше.

Однажды, одну девушку- невесту в сопровождении пятидесяти девиц, отправили из одного аала в другой. Был жаркий день. По дороге они остановились, чтобы искупаться в озере. Вдруг поднялся ураганный ветер. Девушки не успели выйти, как всех захлестнуло волнами. С тех пор озеро назвали Илиг кюль, что значит “Пятьдесят озер”. Старики говорили, этих девиц хозяин воды (Суг ээзи) себе в жертву взял. После того, как получил этот подарок, хозяин воды больше ничего не требовал и не брал. Тех пор в этом озере никто не тонул и не исчезал.

Задание №2.

Выполни действия и поставь соответствие число- буква, заполни пробелы в тексте и ты узнаешь имя мифической собаки.

Согласно хакасским мифам, Орион – это души трех маралух, превратившихся в звезды. В древние времена в Хакасии жил богатырь Кокетей, который спас и вскормил щенка, рожденного из яйца турпана. По хакасским поверьям, турпан разбивает впервые снесенное яйцо, иначе из него рождается мифическая собака……. Во время охоты от нее не может скрыться ни один зверь, ни одна птица. Однажды Кокетей вместе с крылатой собакой …….погнался за тремя маралухами. Загнанные звери попросили помощи у богов и были взяты на небо. Кокетей был превращен в звезду Сириус (Кокетей чылтыс). Там он вместе со своей собакой ……должен вечно гнаться за тремя маралухами (ряд из трех наклонно распложенных звезд Ориона). Кокетей стреляет в этих зверей. Стрела Кокетея (звезда Бетельгейза) ранила одного из маралов и имеет окровавленный цвет. Только в “последний год” мира Кокетей сойдет на землю и поможет людям. Катастрофа наступит тогда, когда на концах ушей зайца исчезнут черные пятна, и хвост горностая станет белым. Каждый год из них выпадает по волосинке.

1)

2)

3)

4)

5)

6)

 7)

 8)

               

Задание 3–11.