Урок по географии в 8-м классе на тему: "Разнообразие внутренних вод. Особенности озер, болот, подземных вод, ледников, многолетней мерзлоты России"

Разделы: География


Цели:

  • Совершенствовать знания учащихся о водах России.
  • Вспомнить виды вод суши на территории страны, главные речные системы, распределение рек по бассейнам океанов, роль рек в освоении территории и развитии экономики страны.
  • Изучить особенности важнейших озер и их происхождение, особенности болот, ледников, подземных вод и многолетней мерзлоты.
  • Повторить и закрепить знания учащихся об особенностях рек России; их значение, питание, режим.
  • Совершенствовать навыки работы с картами атласа, со страницами учебника;
  • Совершенствовать навыки составления по образцу опорного конспекта с дальнейшим его озвучиванием.
  • Развивать самостоятельность, внимание, аккуратность при работе с опорным конспектом.
  • Развивать и совершенствовать речь и мышление учащихся
  • Развивать познавательный интерес к предмету
  • Воспитывать бережное и внимательное отношение к природе.
  • Воспитывать умение работы в коллективе, группе, взаимоконтроль, самоконтроль.

Оборудование:

  • Физическая карта России.
  • Учебник географии И.И. Бариновой для 8 класса.
  • Атласы.
  • Опорные конспекты.
  • Картины с природой.
  • Таблицы: Внутренние воды.

Строение реки.
Виды режима рек.
Источники питания рек.

  • Схемы типов озер с примерами.
  • Карточки озер с заданиями.
  • Индивидуальные опорные конспекты для работы на уроке.
  • Индивидуальные задания.

1. Орг. момент.

2. Сообщение целей урока.

Сегодня на уроке мы будем продолжать работать над темой “Внутренние воды России”.

Давайте вспомним, что включает в себя понятие “Внутренние воды”.

Реки
Озера
Болота
Ледники
Многолетняя мерзлота

Внутренние воды

Подземные воды
Каналы
Пруды
Водохранилища.

Какое из этих понятий мы уже изучили? (реки)

А сейчас мы попробуем воспроизвести все то, что уже знаем о реках. А дальше будем изучать остальные виды внутренних вод.

3. Проверка домашнего задания.

У каждого из вас лежит опорный конспект, где вы сегодня будете работать. Запишите там свою фамилию, имя. Вы видите, что на этом конспекте есть строки “Баллы” и “Оценка”. За вашу сегодняшнею работу вы будете получать баллы и выставлять их себе в эту строку, а в конце урока мы ваши баллы суммируем и получится оценка за этот урок. Поэтому я вам желаю успехов в сегодняшней работе.

А. Работа у доски. Установите соответствие. Показать реки на карте. Объяснить свой выбор.

1 Ученик.

Установите соответствие. Показать примеры рек на карте. Объяснить свой выбор.

Режим питания. Определение.
Половодье Самый низкий уровень воды в реке.
Межень Река освобождается ото льда
Паводок Ежегодно повторяющийся длительны подъем воды
Ледостав Кратковременный подъем уровня воды
Ледоход Установление ледового покрова.

Дополнительные вопросы:

1. Причины половодья? (весеннее таяние снегов на равнине или летнее таяние снежников в горах)

2. Самая многоводная река страны? (Енисей)

2 ученик: Установите соответствие между типом реки и самой рекой.

Объясните свой выбор. Охарактеризуйте равнинные и горные реки.

Тип реки Пример
Равнинная Волга
Горная Лена
Смешанная Обь
  Кубань
  Анадырь
  Енисей

Дополнительный вопрос:

1. Река России, протекающая по границе с Китаем?

2. Что такое река? (Постоянный водоток, текущий в выработанном русле)

3 ученик. Реши задачу. Вычисли падение и уклон реки Баргузин, если известно , что длина реки 480 км, Истоки находятся на высоте 2000 м, а впадает эта река в озеро Байкал на высоте 456 м над уровнем моря.

Памятка: Вспомни, что такое падение реки (превышение истока реки над устьем, выраженное в метрах); что такое уклон реки (отношение падения реки к ее длине). Запиши эти формулы. И только после этого решай задачу.

Решение: Падение = Высота истока – высота устья.
2000 – 456 = 1544 метра.
Уклон = Падение: длина.
1544: 480 км = 3,2 м/км.

Дополнительный вопрос:

1. Назови источники питания рек. (Дождевое, снеговое, ледниковое, подземное, смешанное)

2. Какое питание имеет большая часть рек нашей страны? (Смешанное).

4 ученик: На рисунке обозначить строение реки. Магнитная доска.

1. Исток
2. Устье
3. Приток
4. Правый берег
5. Левый приток
6. Верхнее течение
7. Нижнее течение.

Дополнительные вопросы: Дать определение каждому названию.

Б. Все учащиеся выполняют у себя в опорном конспекте задание номер 1, где на рисунке вы должны поставить нужные цифры, обозначающие строение реки.

На это задание у вас 30 секунд.

В. Проверка выполненных заданий.

1. Все учащиеся проверяют задание №1, поменявшись с соседом, берут в руки ручку другого цвета и возле правильного ответа ставят +. Затем считают плюсы и их количество записывают в строку “Баллы”. Правильные ответы этого задания проверяет ученик 4, выполнявший это задание на магнитной доске.

2. Ответы 1 и 2 учеников, выполнявших задание у доски. Баллы ставят себе в опорный конспект.

3. Проверка решения задачи. Баллы – в конспект.

Г. Дополнительный материал. “Стихийные явления, связанные с водой”. – Подготовленный ученик. 2 минуты. + Видео.

? Какое природное явление связано с водой? Послушайте сообщение, подготовленное вашим товарищем и посмотрите видеофильм об этом бедствии.

Стихийные явления, связанные с водой.

Стихийные явления - это такие природные явления, которые проявляются как мощные разрушительные силы, не подвластные человеку и опасные для его жизни, здоровья, деятельности.

С водой связаны оползни, сели, лавины, эрозия, наводнения, цунами. Все эти стихийные бедствия возникают и независимо от человека и под его влиянием. Человек в процессе своей хозяйственной деятельности (освоение труднодоступных территорий, разработка месторождений полезных ископаемых, осушение болот, строительство и т. п.) бесцеремонно вторгается: естественные процессы, нарушая природное равновесие и провоцируя стихийные бедствия.

Речные наводнения известны издревле. Естественной личиной наводнений является быстрое поступление больших объемов воды в результате половодья в период таяния снега, паводков из-за обильных и затяжных линией. Есть реки, где снеготаяние или таяние ледников совпадает с периодом дождей, что особенно опасно.

Наводнение на реке — грозное явление. Обычно спокойные реки быстро разбухают, становятся могучими водными потоками. Вода мчится с чудовищной силой: “стремительная, коварная, страшная, с водоворотами, клокотанием и ревом, разрушая все на своем пути. Она сокрушает мосты, смывает дома, опрокидывает автомобили, останавливает поезда, размывает дороги, парализует жизнь на огромных территориях”. Чаше всего страдают от наводнений жители речных долин. При большой воде необходимо эвакуировать население, скот. Иногда из зоны затопления приходится вывозить и материальные ценности, например, дорогое и сложное оборудование.

Речные наводнения могут иметь продолжительность от нескольких часов до трех недель. На реках нашей страны наводнения происходили часто, порою носили катастрофический характер и приводили к огромным бедствиям. От волжских наводнений сильно страдал Нижний Новгород, наносился ущерб Твери, Рыбинску, Казани, Самаре, Астрахани. Вода в Волге иногда поднималась до 13 м. Впервые уровень поднятия воды из-за наводнения отмечен Петром I во время его поездки по Волге. В 1722 году он посетил монастырь у Макарьева, расспрашивал о катастрофическом наводнении 1709 года и уточнил уровень поднятия воды. С тех пор в России стали следить за наводнениями.

Известны всем невские наводнения. С 1703 по 1968 год зарегистрировано 227 наводнений с подъемами уровня воды выше полутора метров. Катастрофическим было наводнение 19 ноября 1824 года, когда вода поднялась на 421 см. Через 100 лет, в сентябре 1924 года, в 10 часов утра начался быстрый подъем воды, а в 19 часов 15 минут вода достигла уровня 369 см. Причина невских наводнений кроется в прохождении циклонов и нагоне воды ветром из Финского залива.

Небывалый подъем воды в бассейне Верхней Волги, включая Москву-реку, наблюдался в 1908 г. Он произошел вследствие бурного таяния снежного покрова, толщина которого превышала нормальную в два раза. К тому же в апреле начались сильные дожди, и в результате были уничтожены озимые посевы, разрушены дома, без крова остались 50 тыс. человек. В Москве затопило многие улицы вблизи Москвы-реки, подвалы и первые этажи домов; людей из залитых жилищ спасали на лодках.

Наводнения – одно из наиболее опасных стихийных явлений, часто повторяющихся. Подсчитано, что за последние 100 лет жертвами наводнений стали свыше 9 млн. человек. На северных реках причиной наводнений бывают ледяные заторы, образующиеся во время ледохода. Катастрофические наводнения часты летом на Амуре из-за обильных муссонных дождей.

Люди издавна искали способы защиты от наводнений: строили дамбы, водохранилища, насаждали лесные массивы на берегах, проводили отвод паводковых вод, спрямляли русла рек, углубляли дно.

Стихийные явления, связанные с водами, требуют тщательного изучения и применения разнообразных средств защиты для предотвращения экономического ущерба и сохранения жизни и здоровья людей.

Д. Пока дети все остальные слушают, 4 человека (из каждой группы по 1) выполняют задание:

Определите, к бассейну какого океана, относится данное описание?

1 группа: Определите особенности рек бассейна Северного Ледовитого океана.

В опорном конспекте найдите задание №2 “Индивидуальное задание”, впишите туда номера ответов вашего задания, а при ответе назовите не цифры, а зачитайте характеристику рек этого бассейна. Количество правильных баллов поставите себе в колонку “Баллы”.

2 группа: Определите особенности рек бассейна Тихого океана.

В опорном конспекте найдите задание №2 “Индивидуальное задание”, впишите туда номера ответов вашего задания, а при ответе назовите не цифры, а зачитайте характеристику рек этого бассейна. Количество правильных баллов поставите себе в колонку “Баллы”.

3 группа: Определите особенности рек бассейна Атлантического океана.

В опорном конспекте найдите задание №2 “Индивидуальное задание”, впишите туда номера ответов вашего задания, а при ответе назовите не цифры, а зачитайте характеристику рек этого бассейна. Количество правильных баллов поставите себе в колонку “Баллы”.

4 группа: Определите особенности рек бассейна внутреннего стока

В опорном конспекте найдите задание №2 “Индивидуальное задание”, впишите туда номера ответов вашего задания, а при ответе назовите не цифры, а зачитайте характеристику рек этого бассейна. Количество правильных баллов поставите себе в колонку “Баллы”.

Определите, к бассейну какого океана, относится данное описание? 8 класс.

1. Бассейну Северного Ледовитого океана. 1, 7.

2. Бассейну Тихого океана. 2, 5.

3. Бассейну Атлантического океана. 3, 8.

4. Бассейну внутреннего стока. 4, 6.

1. Наклон земной поверхности в сторону этого океана определяет абсолютное преобладание площади этого бассейна над другими.

2. Почти все реки бассейна относятся к горному типу, прокладывают русла в твердых породах, часто в мерзлых грунтах.

3. Реки представлены бассейном Балтийского моря.

4. К этому бассейну относятся реки, протекающие по территории России и Казахстана.

5. К бассейну этого океана относится река, протекающая по границе с Китаем.

6. Крупнейшая река этого бассейна занимает первое место в России по площади речного бассейна.

7. В западной части бассейна широко представлены равнинные реки с широкими долинами, обширными поймами и небольшими скоростями течения. В восточной части бассейна распространены твердые кристаллические породы, поэтому реки, исключая нижнее течение, преимущественно горного типа.

8. Площадь бассейна этого океана является наименьшей. В пределах бассейна преобладают реки равнинного типа. Исключение составляют реки Кавказа.

Е. Мы с вами повторили тему “Реки”. А сейчас мы с вами закрепим полученные знания.

Цифровой диктант. “Реки России”.

Найдите у себя в опорных конспектах задание № 3 “Цифровой диктант”

Напишите свой вариант.

Я сейчас зачитываю предложения, ответы записаны на доске. Ваша задача найти правильный ответ и поставить цифру, которая стоит напротив этого ответа. Смотрите, не ошибитесь, так как цифры у вариантов свои. Не списывайте чужих ошибок.

Исток

1

-13

Устье

2

-14

Равнинные

3

- 15

Горные

4

-16

Русло

5

-17

Пойма

6

-18

Половодье

7

-19

Паводок

8

-20

Межень

9

-21

Ледостав

10

-22

Ледоход

11

-23

Годовой сток

12

- 24

Вопросы:

1 вариант

1. Сильные кратковременные подъемы уровня воды в реке. (8)
2. Место впадения реки. (2)
3. Углубление, по которому течет река. (5)
4. Быстрые реки, долины узкие, глубокие. (4)
5. Ежегодно повторяющийся в одинаковые сроки подъем уровня воды в реке. (7)
6. Режим, соответствующий периоду наименьшего выпадения осадков. (9)

2 вариант.

1. Часть дна речной долины, по которой течет река только во время разлива. (18)
2. Эти реки текут спокойно, в широких долинах. (15)
3. Начало реки. (13)
4. Уровень в реке наиболее низкий. (21)
5. Установление ледового покрова на реке. (22)
6. Количество воды, протекающее в речном русле за год. (24).

Проверка: Поменялись с соседом листочками, взяли в руки ручки другого цвета, на доске записаны ответы, возле каждого правильного ставите +. Затем считаете количество плюсов и записываете количество получившихся баллов в строку “Баллы”.

Ответы.

1 вариант: 825479
2 вариант: 18,15,13,21,22,24

Ж. Подведение итогов проверки домашнего задания.

Итак, мы с вами повторили тему “Реки”. У кого нет ошибок? У кого – одна?

Молодцы.

4. Изучение нового материала.

Цель нашего урока - познакомится с многообразием озер нашей страны, болот, ледников, многолетней мерзлоты и их происхождением. Наша учебная дорога длинная и поэтому мы без промедления отправляемся в путь. Для успешной работы мы разделимся на группы, которые в течение урока будут выполнять различные задания. По ходу моего объяснения вы вместе со мной будете заполнять опорный конспект, а далее, разбившись по группам, вы составите свой опорный конспект и его защитите. Ваша цель – работать быстро и набрать как можно больше баллов. А в конце урока по количеству баллов каждый из вас получит оценки, надеюсь, что они будут только отличные и хорошие.

Мы живем в мире слов. Каждое слово что-нибудь обозначает. Я предлагаю вспомнить, что означает слово “Озеро”. На карточке № 1. пять определений.

Карточка №1.

1.Толщи горных пород, где лед не оттаивает 10 и 100 лет.

2. многолетние массы природного льда, возникшие за счет накопления и преобразования снега.

3. Природное углубление, заполненное водой и не имеющее связи с морем.

4. воды, скрытые от глаз, выходящие на поверхность ключами, родниками.

5. Избыточно увлажненные участки суши с особой растительностью, животным миром и слоем торфа.

Выберите нужное. Итак, озеро – природное углубление, заполненное водой и не имеющее связи с морем. (Начали заполнение опорного конспекта). Я напоминаю вам, что по ходу моего объяснения у вас должна получиться такая же схема, как и у меня на доске. Рисунок (Приложение).

А вот так, поэтически красиво, передал нам свое восприятие озера А. Блок:

Как женщина усталая, оно
Раскинулось внизу и смотрит в небо,
Туманится и даль поит туманом,
И отняло у неба весь закат.
“Над озером”.

Такого количества и такого разнообразия озер, как в России, нет ни в одной стране. Их насчитывается более 2 млн.

По рисунку “Десять первых озер мира” мы можем увидеть, что на территории России находятся 2 озера, входящие в эту десятку. Самое глубокое озеро мира – Байкал – 1620 м, и самое крупное озеро мира – Каспийское море – озеро.

Я предлагаю вам фрагмент видео.

Вы сказали, что озеро – это природное углубление, а углубление –это котловина, образованная на земной поверхности. Озерные котловины имеют разное происхождение.

А. Если котловина образовалась в результате разломов в земной коре, то такое происхождение называется – тектоническим. Примером такого озера можно назвать озеро Байкал, поэтому оно самое глубокое.

Б. Если котловина образована в кратере потухшего вулкана – вулканическое. Примером могут служить озера на востоке страны, на Камчатке и Курильских островах. Курильское, Кроноцкое.

В. Озера, сформировавшиеся на территориях, подвергшихся материковому оледенению – ледниковые. Примерами таких озер могут служить озера, расположенные на севере и северо-западе Русской Равнины, например, Чудское, Псковское, Таймыр, Селегер.

Г. Озера, образованные из остатков древних морей – остаточные. Пример – Каспийское.

Д. Озера, возникшие при запруживании водотока оползнями, обвалами, лавовыми потоками – запрудные. Пример – Рица.

Е. Новым типом озер стали водохранилища, которые создают на реках путем сооружения плотин. Примеры - Рыбинское, Куйбышевское, Саратовское.

Озеро – это не просто котловина, но и углубление, заполненное водой. Поэтому, все озера по приходу и расходу воды можно разделить на три группы.

По приходу и расходу воды.

Проточные

Бессточные

Глухие

Если имеет сток,

нет стока, т.е.

не впадают и не вытекают.

Т.е. берет начало река

не берет начало река

 
Байкал Чаны вулканические.

Закрепление. Определите по картинке озеро по притоку и расходу воды.

Озера отличаются не только по стоку воды, но и по наличию соли. Все озера по солености можно разделить на 3 группы.

По солености.

Пресные Соленые Минеральные
Менее 1% солей 1-47% солей Более 47% солей.
Байкал Каспийское Эльтон, Баскунчак, Чаны

Значение озер: Как вы думаете, каково значение озер, зачем они нам нужны?

(Изменяют рельеф, создают берега, дно, переполняют котловины торфом, илом, солью, летом умеряют жару, зимой смягчают холода, увлажняют наветренные берега.)

Подведение итогов: По опорному конспекту дать характеристику озерам.

В России более 2 млн. озер. Я предлагаю вам познакомиться с самыми известными озерами, используя карточки. Работаем в группах, по 2 озера на группу.

Озеро 1. Это озеро-море. Самое крупное в мире. Оно заполнено солоноватой водой и населено многими животными морского происхождения. (Каспийское.) Картинка -005

Озеро 2. Это озеро — самый крупный пресноводный водоем в Европе. В озеро впадает более 30 рек, а вытекает одна Нева. У озера славная история: в годы Великой Отечественной войны по его льду проходила Дорога жизни — единственная связь страны с осажденным Ленинградом”. (Ладожское.)

Картинка - 006

Озеро 3. Озеро на протяжении столетий оставалось в стороне от больших строек и дорог. Поэтому сохранилась здесь природа в первозданном виде. Ал-тын-Коль (Золотое озеро) — такое название дали озеру за его чарующую красоту. Вода в нем холодная и прозрачная. Из него вытекает один из притоков Оби. (Телецкое.)

Картинка - 007

Озеро 4. Еще при Петре I проложили русские люди “государеву дорогу” от студеного моря к озеру и по ней волоком тащили корабли из Архангельска в Ладогу. В озеро впадают 60 рек, а вытекает река Свирь. В озере много рыбы, в том числе и лососевых. (Онежское.)

Картинка - 008

Озеро 5. А это озеро — исторический памятник великого подвига русского народа. Здесь в 1242 г. произошло знаменитое Ледовое побоище. Это пресноводное озеро лежит в центре России. Котловина озера ледникового происхождения. (Чудское.)

Картинка - 009

Озеро 6. Это озеро лежит за полярным кругом, в царстве холода и вечной мерзлоты. Оно неглубокое, ледникового происхождения. Здесь много птиц, рыб и даже великаны Арктики — овцебыки. (Таймыр)

Картинка - 010

Озеро 7. Это озеро самое глубокое в мире, самое старое — ему 30 млн. лет, а также самое прозрачное. Озеро населяет 1800 видов животных и растений — 3/4 из них эндемичны, т. е. встречаются только здесь. (Байкал)

Картинка - 011

Озеро 8. Это крупное Дальневосточное озеро страны. По нему проходит граница России с Китаем. В нем водятся зеленые беспанцирные черепахи. (Ханка.)

Картинка - 012

После проверки правильно ответившие получают баллы.

Работа по группам на составление опорных конспектов по темам:

Болота – Картинка - 004

Ледники – Картинка - 003

Многолетняя мерзлота – Картинка - 001

Подземные воды. – Картинка - 002

Ваша задача. Используя карточки, которые лежат у вас на столе, текс учебника на стр. 80-82, составить опорный конспект, типа такого как мы с вами сейчас составили. На это задание у вас будет 5-7 минут. А после подготовиться по этому конспекту рассказать вашу тему.

Защита своих опорных конспектов. Каждый за работу над проектом получает 3 балла, Отвечающий получает 5 баллов.

5. Итог урока.

Что сегодня нового узнали на уроке. Что было трудного, интересного. Что понравилось, а что не понравилось.

Выставление оценок. Посчитайте свои баллы. Запишите общее количество.

Приблизительную оценку вы можете себе поставить:

5 – если 20 … баллов.
4 – если 16-19 баллов
3 – если менее 16. баллов.

Приложение (рисунки, картинки)