Развитие креативных способностей у первоклассников. Рабочая программа заседаний клуба "Почемучка"

Разделы: Начальная школа


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Вся история человечества – это история творчества. Опираясь на подсказки природы, люди изобрели и стали совершенствовать орудия труда, научились делать одежду, предметы быта. По мере развития общества появились задачи, которые трудно стало решать только методом проб и ошибок, чем путем простого подражания природе. Новые задачи требуют более глубокого, осмысленного и творческого решения.

Р. Ф. Томсон определяет творческое мышление, противопоставляя его критическому мышлению: “Творческое мышление - это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или иной задачи. Критическое мышление представляет собой проверку предложенных решений с целью определения области их возможного применения. Творческое мышление направлено на создание новых идей, а критическое - выявляет их недостатки и дефекты. Для эффективного решения, необходимы оба вида мышления, хотя используются они раздельно: творческое мышление является помехой для критического, и наоборот”.

Творческая деятельность, в результате которой на основе научных знаний, создаются новые принципы действия и способы воплощения этих принципов.

Решая любую проблему, человек может идти двумя путями:

  • Применять типовые решения, общепринятые схемы (исполнительский уровень);
  • Изобрести (создать, спроектировать) новый способ достижения цели или все элементы выполнить по-новому своеобразно (творческий уровень).

Ситуация, возникающая в любом виде деятельности или в повседневной жизни, которая осознается человеком, как проблема, требующая для своего решения поиска новых методов (объективных или субъективно, т.е., неизвестных для этого человека) и приемов, создания какого-то принципа.

Современные социально – экономические условия пробуждают систему образования уделять внимание проблемам творчества и формированию творческой личности в процессе обучения и воспитания.

Творчество, как вид человеческой деятельности характеризуется рядом существенных признаков:

  1. Наличие противоречия, проблемной ситуации или творческой задачи;
  2. Социальная и личная значимость и прогрессивность;
  3. Наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок для творчества;
  4. Наличие субъективных предпосылок для творчества (личностных качеств – знаний, умений, мотивации, творческих способностей);
  5. Новизна и оригинальность процесса и результата.

Творческое мышление – высший уровень развития личности. Дж. Гилфорд считал, что уровень развития креативности (творческого мышления) определяется доминированием в мышлении четырех особенностей;

  1. Оригинальность и необычность высказанных идей, стремление к интеллектуальной новизне. Человек, способный к творчеству, почти всегда и везде стремиться найти своё собственное решение;
  2. Творческого человека отличает семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под разными углами зрения способность обнаружить возможность нового использования данного объекта;
  3. В третьих, творческому мышлению свойственна образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые или скрытые стороны;
  4. Человек, с творческим мышлением отличается от других людей способностью продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности, в такой, которая, казалось бы, не содержит предпосылок и формирования новых идей. Такая способность творческого мышления была названа Дж. Гилфордом семантической, спонтанной гибкостью.

Для активизации мышления детей, можно использовать различные методы.

Занятия проводятся с детьми в 1 классе, во 2 полугодии используя игровые технологии.

Занятия начинаются с простого. Дети учатся условно изображать любые предметы, классифицировать их. Словесная символическая аналогия позволяет кратко передать содержание или смысл чего – либо словами – символами.

“На реке”;

- Бульк! Плюх! Плюх! Плюх! Плюх! Плюх!

- Бульк! Бульк! Бульк! Бульк! Бульк! Бульк!

Можно ребенка наполнить образом и он превращается в петуха, кипящий чайник, одуванчик, автомобиль.

Использование различных методик, способствуют активизации творческого мышления, позволит учащимся овладеть следующими качествами;

  1. Дети свободно адаптируются в социуме;
  2. Они начинают замечать мир в другом ракурсе;
  3. Ребенок ощущает проблему и пытается ее решить;
  4. Учащиеся ярче видят этот мир, и он им интересен;
  5. Трепетное отношение к природе.

ЦЕЛЬ: Стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка младшего школьного возраста путем совершенствования развития исследовательских способностей, навыков исследовательского поведения.

ЗАДАЧИ:

  1. Поддержка развития творческой исследовательской активности детей;
  2. Стимулирование у младших школьников интереса к фундаментальным и прикладным наукам, ознакомление с научной картиной мира;
  3. Активное включение детей в процесс самообразования и саморазвития;
  4. Учить методам и приемам научного исследования;
  5. Учить работать с научной литературой.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ:

  • Включение в исследовательскую деятельность детей склонных к развитию уровня креативности;
  • Обучение учащихся работе с научной литературой;
  • Подготовка, организация и проведение научно – практических турниров, конкурсов, олимпиад;
  • Редактирование и издание научного сборника.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ:

  • Разминка (решение творческих задач);
  • Этимология (справка для учителя);
  • Алгоритм решения задачи;
  • Задания;
  • Рефлексия.

ПРОГРАММА КУРСА

Тема занятия Количество часов
1 Введение. Выявление детей, имеющих склонность к развитию уровня креативности. 1
2 Метод мозговой атаки. 1
3 Метод обратной мозговой атаки. 1
4 Синектика. 1
5 Метод контрольных вопросов. 1
6 Ассоциации и творческое мышление. 1
7 Морфологический анализ. 1
8 Метод фокальных объектов. 1
9 Алгоритм решения творческих задач. 1
10 Итоговое занятие. 1
Итого: 10

ЗАНЯТИЕ №1

ТЕМА: Введение. Выявление детей имеющих склонность к развитию уровня креативности.

ЦЕЛИ: Выявление детей склонных к развитию уровня креативности.

ЗАДАЧИ:

  • Развитие творческих способностей детей, осознание чувств и желаний;
  • Стимулирование развития внутренней речи учащихся;
  • Развитие умения делать обобщения.

РАЗМИНКА:

  • На дереве сидели 7 птиц. Все, кроме 3 птиц, улетели. Сколько птиц осталось на дереве?
  • Сколько концов у двух палок? А у двух с половиной палок?
  • Волка нельзя посадить рядом с овцой и собакой, собаку рядом с волком и кошкой. В каком порядке надо посадить этих животных?

АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ:

“Что было бы если…”.

Что было бы, если бы ты превратился в какое-нибудь животное? Каким животным тебе хотелось бы тогда стать и почему?

Каждому ребенку дается возможность решить, каким животным он хотел бы быть. После этого каждый ребенок выходит на середину, называет это животное. Показывает, как оно движется, как “разговаривает”.

ЗАДАНИЕ

- Какое желание ты загадаешь, если найдешь волшебную лампу?

- Куда ты полетишь, если у тебя будет ковер-самолет?

- Что было бы, если бы тебе сейчас было столько лет, сколько ты хочешь? Почему?

- Что было бы, если бы ты был учителем?

Что было бы, если бы ты стал совсем зеленым? Чем ты тогда будешь?

- Если бы ты мог превратиться в другого человека, кем бы ты тогда хотел стать?

Переведите на понятный язык отрывок из шуточного стихотворения Льюса Кюррола.

Воркалось. Хливкие шорьки

Пыряли по новее,

И хрюкали зелюки,

Как мюмзики в мове.

Незавершенные фигуры (тест Торренса). Дорисуй следующие фигуры до целой картинки. Можно нарисовать несколько картинок.

РЕФЛЕКСИЯ

ЗАНЯТИЕ №2

ТЕМА: Метод мозговой атаки.

ЦЕЛИ: Стимулирование мотивационной сферы всех участников к обсуждению быстрого генерирования большого числа идей.

ЗАДАЧИ: Учиться слушать других и себя;

РАЗМИНКА:

  • Брат с сестрой играли в бадминтон 2 часа. Сколько времени играл каждый?
  • В вазе лежало 6 яблок трех цветов. При этом красных было больше, чем жёлтых. Желтых было больше, чем зелёных. Можно ли определить сколько яблок каждого цвета лежало в вазе?
  • Нарисуй эту фигуру, не отрывая карандаш от бумаги, и не проводи по одной линии дважды.

ЭТИМОЛОГИЯ:

Психологическим обоснованием “мозгового штурма” является теория З. Фрейда, согласно которой мышление человека в обычных условиях определяется в основном сознанием, где властвует контроль и порядок. Чтобы преодолеть психологическую инерцию, нужно создать условие для прорыва “грозных сил и инстинктов”, живущих в подсознании.

Суть метода основывается на следующем психологическом эффекте. Если взять группу из 5-7 человек и каждому предложить независимо от других индивидуально высказать идеи и предложения по решению поставленной задачи, то в сумме получим меньше, чем если предложим этой группе коллективно высказать идеи по той же задачи.

Во время проведения занятия происходит цепная реакция идей, приводящих к интеллектуальному взрыву (озарению). Для устранения психологических препятствий, вызываемых боязнью критики, американец А. Осборн предложил разделить во времени генерирования идей и их критическую оценку. Это основа стала основой его метода, впоследствии названного прямым мозговым штурмом.

АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ:

План действий по методу мозгового штурма:

  1. Группа лиц для генерации идей (дети склонные к абстрагированию, имеющие бурную фантазию);
  2. Правило: “Никакой критики!”;
  3. Фиксация идей и их анализ (дети с аналитическим, критическим складом ума).

Задача генераторов – выдать как можно больше идей. Плохие идеи – это катализаторы. Без них не будет хороших. Регламент на идею -2 минуты.

Генерация идей – приемы:

  • Аналогия – сделай так, как это делалось при решении другой задачи;
  • Инверсия – сделай наоборот;
  • Фантазия – нечто неосуществимое;
  • Эмпатия - считай себя частью объекта;

ЗАДАНИЯ:

  1. Даны два предмета - ручка и палочка. Необходимо найти общий третий предмет.
  2. Предложи всевозможные способы применения обычных вещей; ластик, ручка, ложка, банка.
  3. Предложи изменение использования куклы “Барби”.
  4. В книге “Айболит” К. Чуковского, есть такое животное Тянитолкай – с двумя головами расположенные сзади и спереди. Скажите, какие преимущества появились у Тянитолкая благодаря этому качеству?

РЕФЛЕКСИЯ.

ЗАНЯТИЕ №3

ТЕМА: Метод обратной мозговой атаки.

ЦЕЛИ: Учить выявлять недостатки всевозможные рассматриваемого объекта, на который обрушивается неограниченная критика.

ЗАДАЧИ: Развивать умения доказывать и опровергать.

РАЗМИНКА:

  • Каким этажом будет этаж выше 6 этажа.
  • Летели утки: одна впереди и две позади, одна позади и две впереди, одна между двумя и три в ряд. Сколько уток всего летело?
  • Псу Шарику и кошке Мурке вместе пять лет. Сколько им будет через год вместе.

ЭТИМОЛОГИЯ:

Обратная мозговая атака преследует цель поиска и устранение возможных недостатков. Метод исключает управление поиском, но помогает преодолеть психологическую инерцию (привычный ход мышления, опирающийся на прошлое знаний об объекте), сдвинуть мысль с мертвой точки и в то же время не позволяет остановиться, где нужно.

АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ:

Вот новая машина. Допустим, мы не можем её улучшить. А ухудшить можно? Давайте представим, как её сломать. Что нужно испортить?

ЗАДАНИЯ:

Изобрели книгу – бумага не мнется, не пачкается. У покупателей нет претензий к качеству книги. Производитель несет убытки, так как срок службы книг очень велик. Как помочь производителю, желательно не ухудшая качества.

РЕФЛЕКСИЯ.

ЗАНЯТИЕ №4

ТЕМА: Синектика.

ЦЕЛЬ: Развитие умения нахождения близкого по сущности решения путем последовательного нахождения аналогов (подобий) в различных областях знаний или исследование действий (поведения) объекта в измененных условиях, вплоть до фантастических.

ЗАДАЧИ: Обучение умению, делать собственные выводы и высказывать собственное мнение.

РАЗМИНКА:

  • Раздели круг тремя прямыми на 5 частей.
  • Петров сказал о портрете: “Отец изображенного на портрете есть единственный сын говорящего”. Кто изображен на портрете?
  • Мальчики при встрече обменялись рукопожатиями. При этом было сделано 6 рукопожатий. Сколько было мальчиков.

ЭТИМОЛОГИЯ:

В середине 50-х годов Уильямом Гордоном (США) был предложен новый метод поиска решений – синектика. В переводе с греческого - это слово обозначает “совмещение разнородных элементов”.

АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ:

В основе синектики – мозговой штурм. Учитель формирует группу из 5-7 детей, которые умеют абстрагироваться, мысленно отделятся от предмета обсуждая; богатая фантазия; способность переключаться, отходить от навязчивых идей; умение находить необычное в обычном, и наоборот; ассоциативное мышление; терпимое отношение к идеям, высказанным товарищами; эрудиция; широкий кругозор. Дети находят аналогии (сходства), соответствие двух предметов (явлений) в каких – то свойствах или отношениях. Умелое использование аналогии позволит охватить громадное количество объектов, сравнить их с исследуемым, найти нечто сходное и использовать в решении задач.

ТИПЫ АНАЛОГИЙ.

Прямая Личная Символическая Фантастическая
Решение задач, похожих на данную Отождествлять с объектами Выразить в двух словах суть задачи. Ввести какие-нибудь фантастические средства (персонажи), выполняющие то

ЗАДАНИЯ:

Найти аналогии предметов, в каких либо свойствах по таблице. Даны предметы: карандаш, стул, утюг, электроплита, лист бумаги, розетка, стакан.

Предмет Функция Аналог
волчок вращение центрифуга
парус перемещение предмета вентилятор

РЕФЛЕКСИЯ.

ЗАНЯТИЕ №5

ТЕМА: Метод контрольных вопросов.

ЦЕЛИ: Учить использовать при решении творческих задач списка специально подготовленных вопросов, при ответе анализируя задачу.

ЗАДАЧИ: Развивать лингвистические умения, строить связанное высказывание, давать последовательный логический ответ.

РАЗМИНКА:

  • Вот Игорь и Илюша. Фамилии Колосов и Морозов. Какую фамилию имеет каждый, если Игорь на 2 года моложе Морозова?
  • Переложите спичку так, чтобы корова смотрела назад.

  • Барбос лает громче, чем Шарик, а Шарик громче, чем Бобик, кто лает тиши всех?

ЭТИМОЛОГИЯ:

Древнегреческий философ Сократ в диалоге так искусно мог задавать вопросы, что его собеседнику ничего не оставалось как, отвечая на них приходить к истине. Может, отсутствие у каждого своего Сократа и побудило психологов изобрести метод контрольных вопросов, который позволяет более целеустремленно вести поиск решения задачи. Благодаря этому методу осознание проблемы идет целенаправленно, системно. В практике широко распространение получили универсальные вопросники составление А. Осборном, Т. Эйлартом, Д. Пирсоном, Д.Пойа, Г.Бушем.

Это своего рода шпаргалки.

АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ:

Список примерных вопросов:

  1. Что напоминает объект?
  2. Цвет, запах, форма, изгиб, скручивание, вращение?
  3. Изменить, увеличить, сузить, укоротить?
  4. Замена частей?
  5. Что можно сделать наоборот?
  6. новые способы применения?
  7. Новые композиции?

ЗАДАНИЯ:

  • Как подвесить сумки в переполненном автобусе?
  • ключи теряют, крадут, забывают шифр. Придумайте идею нового замка.

РЕФЛЕКСИЯ.

Занятия 6–10

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Альшуллер Г.С. Краски для фантазии. Прелюдия к теории развития творческого мышления. Сост. А.Б.Селюцкий. Петрозаводск, 1991
  2. Бушуева Л.Е. Активизация творческого мышления школьников.//Начальная школа плюс до и после. №5, 2006.
  3. Винокурова Н.К. Лучшие тесты на развитие творческих способностей. М., АСТ-Пресс, 1999.
  4. Гатанов Ю.Б. Курс развития творческого мышления. С-Пб., Иматон, 1996.
  5. Гин С.И. Мир фантазии: Методическое пособие для учителя начальной школы. М., Вита-Пресс, 2001.
  6. Дереклеева А.В. Научно –исследовательская работа в школе – М;, Верум-М.,2001.
  7. Задачи и упражнения по развитию творческой фантазии учащихся. М., Просвещение, 1985 г.
  8. Злотин Б., Зусман А., Месяц под звездами фантазии. Школа развития творческого воображения.- Кишинев.1998.
  9. Лук А.Н. Психология творчества. – М:, Наука, 1978.
  10. Календарь. Задачи.//Начальная школа. Приложение к “Первое сентября”.,№16,17 -2005, №2, 5,9,10-2006.
  11. Рубина Н.В. Школа сказок. Курс развития творческого воображения (РТВ) для 1 класса. Петрозаводск, 1997 г.
  12. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, “Академия развития”, 1996 г.
  13. Саламатов Ю.П. как стать изобретателем. 50 часов творчества. – М., Просвещение, 1990.
  14. Симоненко В.Д., Очинин О.П. -Технология решения творческих задач.,- М., “Вентана – Граф”, 2002.
  15. Толяко В.А., Психология решения творческих задач.- Киев. Рад. школа, 1983 год.