Урок математики в 5-м классе: "Действия с десятичными дробями"

Разделы: Математика


Количество часов по разделу: 26 (раздел “ Итоговое повторение курса 5 класса”).

Номер урока в разделе: 15.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Форма проведения: урок-смотр знаний.

Цель темы: Создать условия для повторения темы “Действия с десятичными дробями”.

Цели урока

  • Образовательная: Повторить и систематизировать знания и умения учащихся по теме “десятичные дроби”, определить уровень усвоения знаний по данной теме, провести контроль и коррекцию уровня сформированности умений и навыков.
  • Развивающая: Развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать.
  • Воспитательная: Воспитывать у учащихся чувство уверенности в своих силах.

План урока:

I. Организация начала занятий.

II. Актуализация опорных знаний.

III. Усвоение знаний и способов действий. Первичное закрепление знаний и способов действий на трех уровнях. Контроль и самопроверка усвоения знаний и способов действий и коррекция знаний.

IV. Подведение итогов урока.

V. Рефлексия.

VI. Информация о домашнем задании.

I этап.

Объявление темы урока, цели урока.

Ученики записывают число и тему урока в тетрадь. Формулируют цель урока.

II этап.

Актуализация опорных знаний.

Все учащиеся на карточках выполняют тест “действия с десятичными дробями”. У каждого ученика имеется карточка ответов, в которую они записывают результаты своих вычислений.

На доске записаны примеры на умножение и деление десятичных дробей.

Выполнить действия:

1) 0,9 • 3 2) 4,9: 0,7 3) 0,8 • 0,4 4) 0,54: 0,9
5) 7 • 0,6 6) 0,9 • 0,06 7) 72: 0,8 8) 54: 0,6 9) 0,81: 9

Учащиеся заполняют карточки. Ставят знак “ +” против правильного ответа. После 5 минут работы ученики сдают карточки на проверку.

Ответы 0,32 0,7 4,2 2,7 90 0,09 0,054 9 0,6 7
№ примера
1       +            
2                   +
3 +                  
4                 +  
5     +              
6             +      
7         +          
8         +          
9           +        

III этап.

Предлагается учащимся выполнить задания первого уровня.

1 задание. Учащиеся выполняют в тетрадях примеры, записанные на карточке №1, затем проверяют сами сравнивая с решениями, записанными на доске.

Карточка №1

Выполнить действия:

0,769 + 42,389 114,8 – 71,35 2,87 :5,6
1,75 : 7 2,88 • 0,8  

2 задание. Задача клоуна “ Даны числа из них нужно составить верные равенства”:

3; 3; 0,24; 3,076; ; ; 0,024; 3,76

Те, кто не справился с заданием первого уровня, дополнительно получают похожее задание.

Задания второго уровня:

3 задание. Антошка послал нам карточку, в которой хотел показать, как решать примеры на сложение и вычитание десятичных дробей. Но пока добирался до почты, он попал под дождь, и капли дождя смыли все запятые в десятичных дробях. Давайте поможем Антошке поставить все запятые, чтобы получились верные равенства.

Карточка №2

1) 52 +18 = 7 2) 3 + 108 = 408 3) 42 + 17 = 212
4) 736 – 336 = 4 5) 63 – 27 = 603 6) 57 – 4 = 17

4 задание. Скоро лето и мы пойдем с вами в поход. Что нам взять с собой, чтобы не пришлось брать еще и папу или старшего брата, чтобы нести ваш рюкзак? Давайте решим такую задачу.

Задача. Твой рюкзак вместе с туристским снаряжением весит 11,75 кг. Кроме того, тебе нужно взять посуду, которая весит 2 кг и 2,9 кг продуктов. Сколько плиток шоколада ты можешь взять, если за плечами у тебя не должно быть больше 17 кг, а каждая плитка шоколада весит 0,07кг?

Разбор решения задачи слушают все учащиеся.

5 задание. В походе в лесу вам будут встречаться различные птицы, насекомые и растения. Одну из птичек, которые вам могут встретиться, называют лесным доктором. Узнайте, какую птицу?

Почему дятла называют лесным доктором? Узнайте сколько за день один дятел съедает короедов?

Клюв дятла – настоящее долото. Дятлы помогают лесоводам. Если дятел долбит дерево – в нем наверняка завелись вредители, и оно погибнет. Его следует назначить на сруб.

В нашей стране обитает нескольковидов дятлов. Найдите значение выражения и вы узнаете, сколь видов дятлов в нашей стране.

(21,78 : 0,33 + 61,2) : 0,32

IV этап. Подводение итогов урока.

Надеюсь, что ваш летний отдых будет столь же удачен, как и наш урок

V этап. Рефлексия.

Ученики оценивают свою работу.

VI этап. Домашнее задание – ученики выбирают домашнее задание в связи с результатами своей работы.