Делу - время, потехе - час

Разделы: Литература, Начальная школа


Цели урока:

  1. Вызвать интерес к жизни и творчеству Евгения Шварца, желание самостоятельно прочитать произведения писателя.
  2. Упражнять учащихся в литературном разборе текста.
  3. Убедить ребят в необходимости планировать своё время, заполнять досуг полезными делами.

Оборудование и материалы:

  1. Портрет писателя Е. Шварца (1896-1958гг. )
  2. Эпиграф к портрету.
  3. Выставка книг писателя.
  4. Большие картонные часы - “Машина времени”.
  5. На карточках крупно записаны три даты и прикреплены к “Машине времени”: “конец 19века – начало 20 века”; “1940 год”; “начало XXI века”.
  6. Вопросы – ответы о детских годах писателя выполнены в виде крупной аппликации на доске.
  7. Куклы и ширма классного кукольного театра.
  8. Магнитофон и аудиокассета с записью “Сказки…” в исполнении артистов Московского театра.
  9. Книга воспоминаний внука Е. Шварца А. Крыжановского.

Структура урока.

1. Организационный момент.

а) Сообщение темы урока.

в) Речевая разминка.

2. Начало путешествия на “Машине времени” (конец XIX в. – начало XX века. )

а) “Разговор” с Женей Шварцем.

б) Рассказ о творчестве писателя.

3. Продолжение путешествия. (1940 год)

а) Анализ текста.

б) Характеристика главного героя.

в) Показ “живых картинок” и выборочное чтение.

г) Определение основной мысли произведения.

4. Возвращение (начало XXI века).

а) Домашнее задание

б) Итог урока.

в) Прослушивание детьми аудиозаписи “Сказки…”.

Ход урока

1. Организационный момент.

а) Сообщение темы урока.

Классные часы бьют 8 часов утра – начало первого урока.

Учитель:

- Дорогие ребята, часы предупредили нас о начале урока. На каждом уроке мы чувствуем, что самое дорогое для ученика и учителя…правильно, время! Не будем терять ни минуты. Вы получили домашнее задание познакомиться с произведением Е. Шварца “Сказка о потерянном времени”. Урок литературного чтения посвятим писателю и его необыкновенно интересному и поучительному сочинению.

б) Речевая разминка.

  • Дыхание (короткий вдох – выдох длиннее).

Лучше упражнения выполнять в парах:

“Одуванчик” (сильный выдох)

“Задуй свечу” (быстро)

“Задуй свечки на торте” (длинный выдох).

  • Дикция.

Произнести несколько скороговорок.

Например: “Шла Саша по шоссе…”, “Бык тупогуб…”, “Ехал грека…” и др.

  • Выразительная речь.

Произнести фразу: “Я люблю читать сказки”, меняя темп, тон, громкость, ставя логические ударения на разных словах.

2. Начало путешествия на “Машине времени” (конец XIX в. – начало XX века)

а) “Разговор” с Женей Шварцем

На классной доске прикреплены большие красочные картонные часы – это “Машина времени”.

Учитель подаёт звуковой сигнал металлическим колокольчиком, и все присутствующие “оказываются” в конце XIX века.

Раскрываются створки классной доски-книжки, а внутри выложен аппликацией большой “детский” рисунок: солнце, человечек, цветок.

С лицевой стороны на деталях аппликации записаны вопросы к писателю, а с обратной стороны – ответы маленького Жени, которые взяты из воспоминаний Е. Шварца “Детство”. По приглашению учителя к доске выходят по два ученика. Один выбирает деталь аппликации и зачитывает вопрос. Другой ребёнок, исполняющий роль Жени, произносит ответ.

Вопросы:

1. Где ты родился?

Ответ: “Я родился в 1896 году в Казани, мои родители были студентами-медиками Казанского университета”.

2. В каком возрасте научился читать?

Ответ: “Читать я научился рано. Как и когда, вспомнить не могу. Первую книгу помню – это сказки в издании Ступина”.

3. Твоя любимая детская книга?

Ответ: “Я вспоминаю, как мама прочла книгу “Принц и нищий”. А потом она была прочитана мною, сначала по кусочкам, затем вся целиком много раз подряд”.

4. Кем мечтал стать в детстве?

Ответ: “Мама очень хотела, чтобы я стал инженером. “Кем ты будешь?” - как-то спросила она. Я ответил полушёпотом: “Романистом”. В смятении своём я просто забыл, что существует более простое слово “писатель”.

б) Рассказ о творчестве писателя.

1 ученик:

- Е. Шварц учился на юридическом факультете Московского университета, но с детства увлекался театром. Стал драматургом – автором произведений для сцены.

2 ученик:

- Шварц был необычным сказочником. Он брал известные всему миру сказки Х. К. Андерсена, Ш. Перро, народные сказки, изменял сюжет и судьбы героев. Сказка становилась совершенно неузнаваемой.

3 ученик:

- Он писал стихи и пьесы. Но до сих пор нет полного собрания сочинений писателя.

4 ученик:

- Он был очень скромным, робким в жизни, а все свои смелые мысли помещал в свои произведения. В них Шварц высмеивал человеческие пороки.

Учитель добавляет:

- Вот что написал о нём его внук А. Крыжановский в рассказе “За что мы любим праздник”:

“Люди тянулись к Шварцу. Он был душой компании… Но к сказке пришёл не сразу, хотя по природе был праздничным человеком”.

3. Продолжение путешествия (1940 год)

а) Анализ текста.

Звуковой сигнал - и путешественники перемещаются в 1940 год.

Учитель:

- 1940-й – год написания “Сказки о потерянном времени”. До начала Великой Отечественной войны остался один год. Люди нашей страны ощущали предвоенную тревогу. А Шварц пишет сказку для ребят!

Теперь откроем учебники и прочитаем ещё раз заголовок.

1. Можно ли по заголовку назвать жанр произведения?

2. Можно ли определить зачин, конфликт, концовку “Сказки…”?

3. Определите тему произведения.

б) Характеристика главного героя – Пети Зубова.

1. Опишите внешность, одежду.

2. Какова его речь?

3. Какие чувства он переживает?

4. Каково отношение к нему автора?

Во время ответа ребята опираются на текст произведения и зачитывают отрывки, подтверждая свои слова.

в) Показ “живых картинок” и выборочное чтение.

По просьбе учителя, дети, сидящие на первом варианте выбирают небольшой фрагмент “Сказки…” и готовят короткую кукольную пантомиму на 1-3 минуты. А ребята со второго варианта находят подходящий отрывок в тексте и зачитают его по ролям.

Куклы и реквизит к пантомиме представляет учитель из сундучка кукольного театра.

Можно выбрать следующие три фрагмента:

1. Петя Зубов, превратившись в старика, приходит на занятия в школу.

2. Разговор злых волшебников в лесном домике.

3. Главные герои переводят стрелки часов, чтобы вновь стать детьми.

г) Определение основной мысли произведения.

Учитель:

- Часто сказки кончаются словами: “Сказка - ложь, да в ней намёк…” О чём намекнул вам Евгений Шварц?

Дети:

- О необходимости беречь своё время, наполнять свой досуг содержанием.

Учитель:

- Найдите в тексте самые важные слова, в которых заключена мудрость “Сказки…”.

Дети читают хором:

- Человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет.

Учитель:

- Дети, вспомните народные пословицы и поговорки о времени.

Дети называют:

- Время не ждёт.

- Всему своё время.

- Времени не воротишь…

- Делу – время, потехе – час.

4. Возвращение (начало XXI века)

Звуковой сигнал – ребята возвращаются в наше время, т. е. начало XXI века.

а) Домашнее задание.

Учитель:

- Дома, восстановив в памяти наш урок, напишите отзыв о сказке. Выразите свои мысли и впечатления.

- Хотели бы вы прочитать новые произведения Е. Шварца?

б) Итог урока.

Куклы- персонажи “Сказки…” задают вопросы ученикам:

- Хотел бы ты оказаться в этой сказке? Почему?

- Чтобы ты предпринял, окажись на месте Пети Зубова?

- Как ты считаешь, с пользой ли мы провели время на нашем уроке?

Дети хором читают эпиграф, подписанный под портретом Е. Шварца:

“Разные люди бывают на свете: кузнецы, повара, доктора, учителя, школьники…

А вот я – сказочник. И все мы работаем, и все мы люди нужные, необходимые, очень хорошие люди”.

(Из сказки Е. Шварца “Снежная королева”)

в) В оставшееся на уроке время можно прослушать аудиозапись “Сказки о потерянном времени” в исполнении артистов Московского театра.

Учитель:

- Ребята, а хотели бы вы поставить на сцене нашего классного кукольного театра “Сказку о потерянном времени” Евгения Львовича Шварца?