"Путешествие по зимним сказкам"

Разделы: Работа с дошкольниками


Проблема: Сказки хороши тем, что всесторонне влияют на развитие детей, однако подаются дошкольникам чаще традиционно и недостаточно разнообразно.

Сказки есть в каждом доме, в дошкольном периоде они читаются детям всех возрастов. И дети любят их. Из них они черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло. Однако сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном – это чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов, кинофильмов по мотивам знакомых сказок.

В данном проекте раскрываются особенности работы со сказкой с детьми дошкольного возраста. Акцент сделан на нетрадиционное здоровьесберегающее использование сказочного материала: сказкотерапию - интегративную деятельность, в которой действия, воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний.

Методы, представленные в проекте.

1. Психогимнастика.

2. Словесное комментирование.

В основе составления проекта:

- Авторская программа развития личности ребенка “Играем в сказку: сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников”, О.А.Шорохова (Творческий центр “Сфера”, Москва, 2006 г.);

- “Воспитание сказкой”, Л.Б.Фесюкова (“Фолио”, Харьков, 1996 г.);

- “Сказка как источник развития творчества детей”, М.М.Безруких (“Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС”, 2001 г.).

Цель: Раскрыть некоторые особенности работы со сказкой, а именно посредством сказочного материала закрепить знания детей о сезонных явлениях и изменениях в природе.

Задачи:

1.Словесное комментирование:

  • побуждать детей к высказываниям по поводу знакомого содержания, подводить к умению интонировать реплики в проблемных ситуациях;
  • формировать интерес к окружающему, закрепить знания о зимнем времени года.

2. Психогимнастика:

  • учить детей передавать в движении, мимике, жестах собственные аффективные состояния;
  • развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров.

3. Развивать воображение, память, желание помочь оказавшимся в беде героям.

Направление работы: сказкотерапия.

Участники проекта: воспитатель, дети.

Внутренние связи: музыкальный руководитель.

Предшествующая работа:

1. Знакомство со сказками: “Морозко”, “Снегурочка”, “Лисичка-сестричка и серый волк”.

2. Проведение занятий, дидактических игр, эксперементальная деятельность по теме: “Зимушка-зима”.

Форма работы: игра-путешествие.

Ресурсное обеспечение: ширма, персонажи кукольного театра, костюм “Снегурочки” для девочки, макет к сказке “Морозко”, настольный театр к сказке “Снегурочка”, набор для моделирования, картина к сказке “Лисичка-сестричка и серый волк”,  дорожки со следами обитателей зимнего леса, модель солнца, настольная лампа, рукавички по количеству детей, аудиозапись, подарок и угощение для детей.

Ожидаемый результат: Умение сопоставлять содержание сказки и реальные явления и признаки зимы, применять полученные ранее знания в определенной жизненной ситуации.

Ход мероприятия

Воспитатель:

В сказку можно не поверить,

Сказку можно и проверить,

Сказка может правдой быть,

Сказку нужно не забыть.

- Бабушка-рассказушка и дед-сказитель приглашают нас на сказку. Но попадет туда только тот, кто вспомнит название какой-нибудь знакомой сказки. (Дети называют знакомые сказки и попадают в кукольный театр).

Действие 1

Дети рассаживаются перед ширмой, появляется персонаж кукольного театра бабушка-рассказушка.

Бабка:

- Ну, привет! Где вы, узнали?

Ой, а деда не видали?

Так, ну ладно, отдохните.

Вы садитесь, посидите.

Молодец, кто помолчит,

Для тех сказка прозвучит!

Появляется дед.

Дед: - Ох, хо, хо, беда, беда!

Бабка: - Что такое? Гости уж собрались, а ты…

Дед:

- Потерял я рукавицу, в коей волшебство хранится.

Чем ребяток удивлю? Как им сказку расскажу?

Кто поможет сбыть беду?

Бабка: - Может дети и помогут рукавицу отыскать. Как, ребята?

Воспитатель: - Что, дети, поможем деду найти его волшебную рукавицу? Трудностей не боитесь?

Дед:

- Хорошо, тогда ступайте, все заданья выполняйте.

Возвращайтесь поскорей, будем с бабкой ждать вестей.

Действие 2

Воспитатель: - Прежде, чем отправиться в путь, я хочу спросить у вас:

Что на улице сейчас? Лето, осень иль весна,

Может снежная зима?

Как, ребята, угадали? Тогда хором все назвали!

Дети: - Зима!

Воспитатель: Можно ли зимой выйти на улицу раздетыми?

Дети: - Нет.

Воспитатель: - Что нужно сделать?

Дети: - Одеться.

Пантомимический этюд “Кто вперед оденется”.

(Дети под музыку выполняют имитационные движения – одевания).

Воспитатель: - Ничего не забыли? Тогда вперед, в волшебный лес!

Игра- импровизация “Идем по зимнему лесу”.

(Дети идут змейкой друг за другом, перешагивают сугробы, идут по скользкой дороге, раздвигают ветки, останавливаются, прислушиваются).

Воспитатель: - По-моему, мы заблудились? Что-то холодает.

Этюд “Холодно”.

(Дети постукивают нога об ногу, дышат на руки, растирают нос, щеки, тело). Внезапно раздается голос (магнитофонная запись).

Голос:

- Я с утра хожу-брожу, все дозором обхожу.

Вот снежинки уж летают, и речушки замерзают.

Мои первые метели стелют снежные постели.

Все морозы и снега, очень сильная пурга.

Ёлки шубы одевают, потому что замерзают.

Воспитатель: - Интересно, кто это? (Дети осматриваются по сторонам).

Действие 3

Макет к сказке “ Морозко”.

Воспитатель: - Дети, вы узнали сказку? Давайте вспомним, о чем она. (Беседа по содержанию сказки).

-Как вы думаете, можем мы попросить помощи у Морозко? (Да.)

- Только нужно правильно это сделать.

Дети обсуждают, как попросить помощи так, чтобы их не заморозили. Решают, что нужно говорить вежливо, спокойно, обязательно поздороваться, сказать, как красиво в зимнем лесу, что они помогают найти деду его волшебную рукавицу, но заблудились. Просят помочь.

Воспитатель: - Морозко укажет нам дорогу, если вы правильно ответите на его вопросы.

- Что есть у зимы такого, чего нет у другого времени года? (Снег).

- Как его можно назвать по другому? (Снежок, снежинка, снежная крупа).

- Когда лежит много снега, это называется… (Сугроб).

- Когда падает много снега? (Снегопад).

- А если ветер метет, вьюжит? (Метель, вьюга, пурга).

- Что происходит со снегом? Он может… (Сыпаться, падать, таять, кружиться, танцевать).

Голос (магнитофонная запись):

- Молодцы, ребята! Но вот беда, не видал я волшебной рукавицы. А укажу я вам дорогу к своей внучке, может она вам поможет. А чтобы вы снова не заблудились, превращу вас в снежинки, а ветер проводником будет.

Этюд “Снежинки”.

(Дети под спокойную музыку выполняют движения: кружатся, порхают, опускаются на землю. Музыка заканчивается, снежинки превращаются снова в детей).

Действие 4

Настольный театр. Дом, рядом дед и баба.

Воспитатель: - Обещал Морозко, что мы к внучке его попадем, а её нигде не видно. Давайте позовем её.

Дети: - Снегурочка.

Воспитатель: - Смотрите, горюют старики. Была, говорят, у них снежная девочка. Подул сильный ветер, и разлетелась она на отдельные части. Что же теперь делать? (Слепить, собрать из частей).

Посмотрите вокруг.

Моделирование “Снегурочка”.

Дети находят детали, складывают их вместе, получается девочка.

Воспитатель: - Теперь нужно её оживить.

Упражнение “Снегурочка”.

(Дети превращаются в Снегурочек. Стоят, не двигаясь, с закрытыми глазами. По сигналу ведущего (текст из сказки) сначала моргают ресничками, затем открывают глаза. Медленно водят ими вправо, влево. Делают глубокий вдох носом, медленно выдыхают. Потом Снегурочка улыбается, поворачивает голову в одну сторону, в другую. Разводит руками, делает шаг вперед.

Воспитатель: - Вышла из сугроба живая девочка.

Звучит волшебная музыка, появляется Снегурочка (ребенок в костюме).

Снегурочка: - Спасибо, вам, ребятишки! Знаю я, зачем ко мне пришли. Но не видала я волшебной рукавицы. Есть у меня знакомый волк, он все в лесу знает, он вам поможет. Ступайте по следам.

Звучит волшебная музыка, Снегурочка исчезает.

Действие 5

На полу дорожки со следами животных, обитающих в лесу зимой.

Воспитатель: Сказала, идите по следам, а по каким – не сказала.

(Дети рассматривают следы, находят нужный – волчий, отправляются в путь).

Действие 6

Картина к сказке “Лисичка-сестричка и серый волк”. Дети рассматривают сюжет, где волк сидит у проруби, ему приморозило хвост.

Воспитатель: - Дети, где мы? Вы узнали?

В сказку из лесу попали: волк у проруби сидит.

Был на улице мороз, приморозил волку хвост.

Рад бы нам помочь волчище, но не может шевелиться.

- Как же нам помочь волку освободиться? (Высказывания детей)

- Давайте вспомним, что такое лёд? (Замерзшая вода)

- Может ли лёд снова превратиться в воду? Как?

- А отчего бывает тепло?

- Давайте позовем солнышко.

Дети, воспитатель:

- “Солнце, к нам иди скорей, всех лучами обогрей.

Растопи быстрее лёд, волк на помощь к нам придет”.

Упражнение “ Солнышко”.

(Дети ловят солнечные лучики. Закрывают глазки, представляют, как солнечные лучи согревают щечки, носик, грудку, руки, каждый пальчик, ноги, спинку. Стало совсем тепло).

Воспитатель: - Вот и вы стали маленькими солнышками. Чем больше вы будете улыбаться, смеяться, тем больше тепла будет от вас идти, и вы сможете согреть других.

Давайте подышим на волка своим теплым дыханием и растопим лед. Появляется волк – кукла кукольного театра.

Волк: - Вот, спасибо, ребятня! Не остался без хвоста.

Теперь вам я помогу, рукавицу покажу.

Дети идут за волком.

Волк: - Где-то здесь полянка та. Вот она! А вам пока!

Действие 7

Поляна с рукавицами по количеству детей (нечетное число).

Воспитатель: - Вот это да! А какая из них деда?

Игра “Найди пару”.

(Дети сравнивают варежки, находят одинаковые, одной рукавице пары не хватает. Выясняем, что это и есть дедова волшебная рукавица).

Воспитатель: - Наконец-то, мы нашли! Что теперь в обратный путь?

Дети, воспитатель:

- “Помоги нам, рукавица, к деду с бабой возвратиться!”

Дети под веселую музыку возвращаются в “Действие 1”.

Действие 8

Ширма, появляется бабка.

Бабка: - Что-то долго нет вестей. Где же гости с рукавицей?

Дети: - Мы здесь! (Отдают найденную варежку).

Бабка: - Дед, они вернулись! Поскорей иди сюда, будем делать чудеса! Появляется дед, берет рукавицу.

Дед: - Вот, спасибо, вам, друзья!

Помощь вашу я ценю, книгу сказок подарю.

Колдует над волшебной рукавицей, дарит детям большую книгу сказок.

Дед: - И от бабки угощенье! (Мешочек с конфетами).

Дети благодарят.

Дед: - Книжку нашу прочитайте. В сказках есть всегда урок.

Бабка: - Слабым в жизни помогать, из беды их выручать.

Дед: - Не бояться никого, в сказке как всегда добро побеждает злые силы.

Бабка: - Будьте смелыми всегда, будьте сильными всегда, и тогда в любом занятье будет ждать удача вас.

Дед: - Мы прощаемся, пока. Всем успехов, детвора.

Дети: - До свидания!

Занавес закрывается. Звучит музыка. Дети угощаются, рассматривают новую книгу.

“Приложение 1”: фотографии персонажей.