Цели и задачи:
- Познакомиться, совместно с учащимися с культурой нашей родины в годы ВОв.
- Показать закономерность развития.
- Развивать интерес учащихся к Отечественной культуре.
- Дать знания, необходимые для восприятия различных сторон культуры СССР времён ВОв.
- Расширить кругозор учащихся.
Форма работы: коллективная. Можно пригласить гостей из младших классов и родителей
Оборудование: магнитофон или караоке, репродукции с картин посвящённых ВОв.
Оформление: На доске записаны: тема, пословицы и поговорки, прикреплены репродукции. Столы расставлены так, чтобы участники рассаживались группами.
Ход проведения
I. Оргмомент.
II. Проведение мероприятия
- Песня.
- Пословицы и поговорки.
- Частушки.
- Анекдоты.
- Симфоническая музыка.
- Кинематограф.
- Театр.
- Изобразительное искусство.
- Литература и поэзия.
III. Заключительное слово учителя.
Учитель:
Сегодня мы собрались для того, чтобы отдать дань уважения нашему народу, который не только не удалось поработить немецко-фашистским захватчикам, но не удалось сломить и волю, и дух народа. И во время тяжёлых испытаний, выпавших на их долю, они пели песни и частушки, снимали кино и писали картины, сочиняли анекдоты, пословицы и поговорки. И сейчас мы окунёмся в мир искусства времён Великой Отечественной войны.
Учитель зачитывает эпиграф, записанный на доске:
“В искусстве русском, в русской речи есть
И мощь, и тонкость, мысль и страсти пламя,
В нём издавна звучит свободы весть,
И Пушкин предсказал её стихами”.
1. Ученик:
В духовном противостоянии с фашистскими агрессорами наша культура сыграла свою особую роль. Всё лучшее, что было заложено в культурных традициях народов нашей страны, стремилось проявиться таким образом, чтобы помочь миллионам людей осознать своё место, в общем строю. Характернейшей чертой развития культуры становится углубление интереса к национальному классическому наследию. И это не случайно. Фашизм с его делением народов на “полноценные” и “неполноценные” являл собою пример уничтожения культурного наследия многих народов. “Превосходство арийской культуры”, которое несли с собой завоеватели, неизбежно вызвало обратную реакцию. Фашистское варварство в национальных святынях – Ясной Поляне, Пушкиногорье, Петродворце – ясно показывало, что уничтожение национальных культур – одна из главных стратегических целей фашизма. И миллионы людей, как бы заново обратились к известным духовным ценностям.
Песни, народное творчество.
2. Ученик:
Оперативнее всех военная тема была использована в песенном жанре. Подлинным событием не только музыкального искусства, но и всей русской культуры, стала песня на слова композитора А. Александрова на слова поэта В. Лебедева-Кумача “Священная война”. Она была впервые исполнена ансамблем песни и пляски Красной Армии на Белорусском вокзале Москвы перед отъезжающими на фронт советскими воинами в первые дни войны.
Звучит песня “Священная война”.
3. Ученик:
Во времена ВОв поэты и композиторы создали тысячи песен. Многие из них прочно вошли в устный репертуар народа. Исполнители забывали имена авторов песен, а иногда и не знали их: произведения бытовали анонимно, как и старые народные песни. На мелодии популярных песен профессиональных авторов в народе создавались новые песни. Многие песни пелись на мелодии “Катюши” М. Исаковского и М. Блантера, “В землянке” А. Суркова и К. Листова, “Синего платочка” Я. Галицкого, М. Максимова и Ежи Петерсбурского, “Тёмной ночи” В. Агатова и Н. Богословского, “Огонька” М. Исаковского и неизвестного композитора, “И кто его знает” М. Исаковского и В. Захарова и др. ; на мелодии народных песен: “Раскинулось море широко” (“Кочегар”), “Из-за острова на стрежень”, (текст поэта Садовникова), украинской “Розпрягайте, хлопци, кони” и др.
4. Ученик:
- Я стал участником событий,
Которым равных не найти.
О, песни сердца, расскажите,
Что воин чувствовал в пути.
Юноши поют песню “В землянке”.
Учитель:
Довольно часто в годы войны, новые песни создавались в виде ответов на известные популярные песни, с использованием их мелодий, это своеобразный политический диалог с лирическим героем понравившегося произведения.
И песня, спутница дорог, свободна и легка,
Как птицу, сердце понесёт в седые облака.
Девушки исполняют песню-ответ на песню “В землянке”.
Учитель:
- Песни распространялись как устно, так и письменно; вкладывались в письма, помещались в боевых листках, заносились в записные книжки, печатались во фронтовых газетах. Сохранилось много воспоминаний, свидетельствующих об активной действенной силе народных песен в годы ВОв.
5. Ученик:
Сколько звёзд голубых, сколько синих,
Сколько ливней прошло, сколько грёз.
Соловьиное горло Россия,
Белоногие пущи берёз.
Да широкая русская песня,
Вдруг, с каких то дорожек и троп
Сразу брызнувшая в поднебесье
Породному, по-русски, взахлёб.
6. Ученик:
- Временная оккупация фашистскими захватчиками значительной территории нашей страны, террор, угнетение населения, запрещение исполнять многие устно-поэтические произведения, не могли совсем заглушить традиционные народные песни, частушки, сказки, легенды, предания, пословицы и поговорки. Они составляли основу устного репертуара населения; укрепляли его дух, уверенность в неизбежном освобождении, во многих из них говорилось о победных боях русской армии, храбрости казачества в Отечественной войне 1812 г. и т. д. В песнях, частушках, преданиях, пословицах и поговорках население выражало своё отношение к оккупантам.
7. Ученик:
Жить без пищи можно сутки.
Можно больше, но порой
На войне одной минутки
Не прожить без прибаутки,
Шутки самой немудрой.
Не прожить, как без махорки,
От бомбёжки до другой
Без хорошей поговорки
Или присказки, какой…
Зачитывают поочерёдно записанные на доске поговорки и пословицы. (Приложение № 1)
Учитель:
- В частушках военных лет звучала уверенность в победе над врагом, в том, что милый вернётся, в то же время – грусть о погибших.
Все поют частушки военной поры.
8. Ученик:
- Немецко-фашистские захватчики знали, конечно, о содержании новых произведений устной поэзии и жестоко расправлялись с их авторами и исполнителями. Поэтому жители оккупированных районов вынуждены были тайком петь песни и частушки, прибегать к различным хитростям для их распространения.
Так Прасковья Комарова из Дорогобужского района Смоленской области рассказывала, что в “каждой деревушке тайком собирались и пели песни, сочиняли новые”. Жительница деревни Бородино того же района вспоминала, как она и её подруга “наряжались старухами, ходили в соседние деревни и так передавали новые частушки своим подругам”. Это называлось “лапотным телефоном”.
Молодая преподавательница Вяземской школы Шура Баранова распространяла тексты песен с помощью листовок. Ночью она писала песни на небольших листочках и расклеивала их по улицам города. Фашисты выследили патриотку и расстреляли. Но на следующее утро на деревьях и заборах Вязьмы появились сотни маленьких беленьких листочков.
Учитель:
- Партизаны пели песни, рассказывали анекдоты (особенно сатирические - о врагах), всевозможные легенды и истории.
Ученики артистично рассказывают анекдоты. (См. приложение № 2)
Музыка.
Учитель:
- В годы войны были созданы замечательные произведения камерной, оперной и симфонической музыки.
9. Ученик:
По радио дали тревожный отбой.
Пропел о покое знакомый гобой.
Окно раскрываю, и ветер влетает,
И музыка с ветром. И я узнаю
Тебя, многострунную бурю твою,
Чайковского стон лебединый, - Шестая, -
По-русски простая, по-русски святая,
Как Родины голос; не смолкший в бою. (Н. Крандиевская-Толстая)
10. Ученик читает о сообщение о Д. Шостаковиче и его творчестве во время ВОв. (ДЭ. Т. 12, стр. 404)
Звучит Седьмая симфония Шостаковича
11. Ученик читает стихотворение М. Матусовского (Приложение № 3)
12, 13. Ученики делают небольшие сообщения о творчестве И. Дунаевского и В. Соловьева- Седого в годы ВОв. [ДЭ Т. 12]
Учитель:
- С большим подъёмом работали и другие видные советские композиторы: С. Прокофьев создал симфоническую увертюру “1941 год” и оперу “Война и мир”; Ю. Шапорин закончил патриотическую ораторию “Сказание о битве за русскую землю”; А. Хачатурян две симфонии и музыку к балету “Гаянэ”.
Кинематограф.
14. Ученик:
- Большую популярность в годы войны приобрёл кинематограф. Уже в первые дни войны на фронт выехало более 100 съёмочных групп, они отсняли тысячи метров плёнки, запечатлели самые важные битвы с врагом. Огромный эмоциональный заряд патриотизма и ненависти к врагу несли документальные ленты “Ленинград в борьбе”, “Разгром немецких войск под Москвой”, “Битва за Севастополь”, “Победа на правобережной Украине”, “Освобождение советской Белоруссии”, “Освобождённая Чехословакия”, “Берлин” и др. А последней лентой, завершающей летопись войны, - фильм “Суд народов” о Нюрнбергском процессе, выпущенный в ноябре 1946 г.
Особенной популярностью у зрителей, как фронта, так и тыла пользовались “Боевые киносборники”, составленные из короткометражных художественных фильмов, созданных крупнейшими мастерами советского кинематографа – В. Пудовкиным, С. Герасимовым, М. Донским, С. Юткевичем.
Первый полнометражный художественный фильм военного времени “Машенька” вышел на экраны страны в 1942 г. А затем “Секретарь райкома” И. Пырьева, “Радуга” М. Донского, “Она защищает Родину” Ф. Эмлера, “Нашествие” А. Рома, “Во имя Родины” В. Пудовкина, “Два бойца” Л. Лукова, “Новые похождения Швейка” С. Юткевича.
Кроме военной тематики советское киноискусство продолжало разрабатывать историческую тему: С. Эйзенштейн создал грандиозное полотно об Иване Грозном, В. Петров поставил фильм о Кутузове, В. Пудовкин – о Нахимове.
В кинофильмах военной поры снимались выдающиеся советские актёры: Борис Андреев, Михаил Жаров, Николай Крючков, Марина Ладынина, Валентина Серова, Николай Черкасов, Борис Чирков, Вера Марецкая и др.
Театр.
15. Ученик:
- Артисты драматических, музыкальных театров, эстрады, также вносили свой вклад в общее дело борьбы с врагом. В блокадном Ленинграде не прекращал своей работы Театр комедии. Большим успехом пользовались созданные в годы войны пьесы А. Корнейчука “Фронт”, Л. Леонова “Нашествие”, К. Симонова “Русские люди”, А. Крона “Офицер флота”.
С первых дней войны широкое распространение получил выезд художественных бригад непосредственно на фронт, в заводские цеха, к труженикам сельского хозяйства. Только в Москве было создано 700 таких бригад, в Ленинграде – 500. За время войны на фронте побывало около 4 000 артистических бригад, в которых было занято 42 000 творческих работников. Ими было дано 440 000 спектаклей и концертов. В госпиталях перед ранеными воинами было проведено 530 000 концертных выступлений. Свыше 10 мес. пробыла на фронте бригада Центрального Дома Красной Армии, выехавшая в армию ещё до войны. Артисты всё время находились вместе с частями при отступлении, в походах, на отдыхе. Бригада дала 860 концертов. Большой зрительский успех сопровождал выступления эстрадного оркестра под управлением Л. О. Утёсова, куплетистов Борисова и Набатова, дуэтов Мирова иДарского, Мироновой и Минакера, Лидии Руслановой и Клавдии Шульженко.
Исполняют все вместе песню “Синий платочек”. (Стихи Галицкого, Максимова; муз. Е. Петерсбурского).
Художники.
Учитель:
- Советские художники возродили традиции времён Гражданской войны. На первый план вновь вышли агитационные формы: плакаты, политическая карикатура. Тексты к плакатам писали поэты Д. Бедный, В. Лебедев-Кумач, С. Маршак.
16. Ученик.
Сообщение “Окна ТАСС”.
17. Ученик:
Художники Ленинграда за первые полгода войны создали более 300 работ разных наименований, тиражом более 200 000 экз. Они работали в нетопленных мастерских, тускло освещаемых коптилками во время бомбардировок и обстрелов. В начале января 1942 г. они организовали выставку своих произведений, отражавших героическую борьбу с врагом – “Ленинград в дни Отечественной войны”. Было представлено 126 картин и эскизов. Участвовало 37 художников. Температура в выставочном зале не поднималась выше 10 градусов, а организаторы выставки и её участники, еле передвигались от истощения.
Художник Герец в состоянии крайней дистрофии принёс с Васильевского острова два эскиза. Один в тяжёлой позолоченной раме. Он сказал: “Я хочу, чтобы картины хоршо выглядели”. В день открытия Герец умер в помещении выставки.
Многие художники Ленинграда были тесно связаны с фронтом: Астапов, Казанцев, Кобелев, Курдов, Николаев работали в частях действующей армии; Верейский, Петров, Хигер – на кораблях Балтийского флота; Власов, Прошкин и др. в партизанских отрядах.
Зимой 1941-1942 гг. московские художники студии им. Грекова выехали в 16 армию, сражавшуюся под Москвой; в 1942 г. – в Сталинград. Художник Лукомский создал серию портретов героев Сталинграда. Так исследовали художники с армиями до самого Берлина.
Художественное слово.
18. Ученик:
- С 1942 г. появляются крупные литературные произведения, кторые даже в это трудное время издавались огромными тиражами. Первая повесть о войне – “Народ бессмертен” В. Гроссмана была опубликована в июне-августе 1942 г в газете “Красная звезда”. М. Шолохов опубликовал первые главы своего романа “Они сражались за Родину”. К. Симонов поведал миру о героическом подвиге защитников Сталинграда в своей повести “Дни и ночи”. Стойкость и Мужество защитников Москвы прославил А. Бек в повести “Волоколамское шоссе”.
Значительное место в творчестве писателей занимали темы героической борьбы советских людей в тылу врага – “Радуга” В. Василевского, “Непокорённые” Б. Горбатова. Трудовое подвижничество работников тыла – “Урал в обороне” М. Шагинян, “Огни” А, Караваевой. Популярной оставалась историческая тематика: “Емельян Пугачёв” В. Шишкова, “Багратион” С. Голубева, “Порт-Артур” А. Степанова.
Поэзия.
Учитель:
- Настоящий подъём переживала поэзия.
19. Ученик:
- Я за тебя врагу навстречу
Иду без страха, мой народ,
И звук твоей прекрасной речи
Всегда в душе моей живёт. (Я. Смеляков)
Учитель:
Особой любовью на фронте и в тылу пользовались поэтические произведения Ольги Берггольц “Февральский дневник”.
20. Ученик:
- И стыли ноги, и томилась свечка
Вокруг её слепого огонька
Образовалось лунное колечко,
Похожее на радугу слегка.
Когда немного посветлело небо,
Мы вместе вышли за водой и хлебом
И услыхали дальней канонады
Рыдающий тяжёлый, мерный гул,
То армия рвала кольцо блокады,
Вела огонь по нашему врагу.
Учитель:
“Жди меня” Константина Симонова бойцы вырезали из газетных страниц, переписывали, передавали из рук в руки.
21. Ученик читает стихотворение “Жди меня” (Приложение № 4)
Учитель:
А герой поэмы А. Твардовского “Василий Тёркин” стал подлинным любимцем, заняв прочное место во фронтовом фольклоре.
22. Ученик:
С первых дней годины горькой,
В тяжкий час земли родной
Не шутя, Василий Тёркин,
Подружились мы с тобой.
Без тебя, Василий Тёркин,
Вася Тёркин – мой герой,
А всего иного пуще
Не прожить наверняка –
Без чего? Без правды сущей,
Правды, прямо в душу бьющей,
Да была б она погуще,
Как бы ни была горька.
Учитель:
В мае 1945 г. подразделения советских войск, штурмовавшие Берлин, ворвались во двор фашистской тюрьмы Маобит. Там уже никого не было, только ветер носил по пустому двору обрывки бумаг - это были страницы из теперь уже знаменитой “Маобитской тетради” Муссы Джалиля.
23. Ученик читает стихотворение “Варварство”. (Приложение № 5)
Учитель. Заключительное слово.
- Сегодня мы лишь коснулись культуры, созданной нашим народом в годы ВОв. В трудное время наш народ всегда мог сплотиться. Своей культурой и искусством мы доказали врагу, что варварство присуще им, а наша страна осталась страной свободных и талантливых, никому не покорившихся, художников, поэтов и музыкантов.