Разработки уроков по "Окружающему миру"

Разделы: Начальная школа


Урок 1

Тема: Как Русь начиналась.

Цели:

1. Познакомить с понятиями: племена, вече, славяне. Формировать знания о том, “как начиналась Древняя Русь”.

2. Развивать диалогическую речь.

3. Воспитывать у учащихся чувства патриотизма, осознания причастности ко всему, что происходит в Отчизне.

Ход урока

I. Организационный настрой.

Окружающий нас мир
Интересно познавать
Его тайны и загадки
Мы готовы разгадать!

II. Повторение

  1. Сообщение учащихся (с.53).
  2. Игра “Подскажи словечко”:

а) Важное условие здоровья и хорошего самочувствия – выполнение режима дня.

б) Все, что находится вокруг тебя, на нашей планете Земля: природа, люди, среди которых ты живешь, предметы их труда – это окружающий мир.

в) Людей, живущих в одно время, примерно одного возраста называют … поколением.

г) В старину членов семьи называли домочадцы.

д) Кроме питательных веществ, организму требуются витамины. При их недостатке организм слабеет, человек быстро устает, плохо выглядит.

III. Обсуждаем

  • Прочитайте тему урока: Как Русь начиналась.
  • О чем пойдет разговор?

IV.

1. а) Чтение учителем статьи, с.22 из книги (см. книгу Н.И. Ворожейкина, Н.Ф. Виноградова “Наша Родина в прошлом”, беседы по истории России (иллюстрации).

б) Чтение деловой статьи учащимися по учебнику, с.54 (самостоятельно).

в) Выборочное чтение.

  • Как называют предков русских людей? (славяне)
  • Как называют объединения, в которых жили славяне? (племена)
  • Где решали славяне все свои важные дела / Как называлось общее собрание? (вече)

2. Первые русские князья.

а) Чтение статьи учителем “Какой была Русь”, с.28. (Наша Родина в прошлом)

б) Кто правил на Руси: карта Древней Руси, с. 30-31.

в) Рассмотрим иллюстрации на с.32.

г) Чтение учащимися вслух, с.54-55 (Окружающий мир).

д) Предание о Княгине Ольге, с.33 (Наша Родина в прошлом).

е) Самостоятельное чтение деловой статьи “Князь Олег”, с.55-56 (Окружающий мир).

V. Работа в тетради №1.

1. С.36 № 63, работа в парах.

2. Проверка .

Рюрик 1
Олег 2
Игорь 3
Ольга 4

VI. Д\з.

Задать по 1-2 вопроса к деловой статье.

1. 1р – Первые русские князья, с.54-55.
2р – Князь Олег, с.55.
3р – Князь Игорь, с.55-56.

2. Р.т. с.29 № 45,46.

VII. Итог.

Диагностика.

Сигнальными карточками “да” (зеленый цвет), “нет” (красный цвет) ответить на утверждения.

  1. Первым русским князем стал Рюрик.
  2. После Олега стал княжить Рюрик.
  3. Народ очень любил князя и очень жалел, когда умер храбрый князь Олег.
  4. Все важные вопросы славяне решали на общем собрании- вече.

Ответы:

  1. Да.
  2. Нет.
  3. Да.
  4. Да.

Урок 2

Тема: О занятиях славян.

Цели:

1. Дать представления о занятиях славян, ввести понятие трапеза, познакомить с трудом в сельской местности и городах селян, ввести прием ТРКМ “Инсерт” (маркировку текста условными значками).

2. Развивать креативное мышление, монологическую и диалогическую речь.

3. Воспитывать уважение к людям труда и желание трудиться.

Ход урока

I. Организационный настрой.

Окружающий нас мир
Интересно познавать
Его тайны и загадки
Мы готовы разгадать!

II. Проверка домашнего задания.

1. Учащиеся задают вопросы к деловым статьям.

2. Проверка выполнения заданий № 45,46 на с.29.

III. Повторение

3. Работа по карточкам (к темам: “Общение”, “Безопасность”).

4. Игра “Крестики-нолики”.

Правила: я буду читать высказывание, если оно правильное, вы ставите “+”, если неверное - “0”.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

а) Первым русским князем стал Рюрик (+).

б) После Олега стал княжить Рюрик (0 – Игорь).

в) В старину членов семьи называли односельчане (0 - домочадцы).

г) Славяне жили большими объединениями – племенами (+).

д) Все важные вопросы славяне решали на общем собрании – вече (+).

е) Людей примерно одного возраста, живущих в одно время называют родственниками (0 - поколением).

ж*) Первые поселения славян появились в пятом веке (+).

з) Народ очень любил князя и жалел, когда умер храбрый князь Игорь (0 - Олег)

и) В каждой семье есть обычаи, интересные общие занятия. Это традиции (+).

Проверка:

1

Х

2

0

3

0

4

Х

5

Х

6

0

7

Х

8

0

9

Х

IV. Новая тема.

  • Прочитайте тему урока: О занятиях.
  • О чем пойдет разговор?

а) Чтение учителем статьи “О занятиях славян”, с.24-25 (Наша Родина в прошлом).

б) Чтение деловой статьи учащимися по учебнику “Труд в сельской местности”, с.57-58.

  • По ходу чтения попробуйте отметить в тексте значками:

“+” - новое

“3 ” - знал

“?” - хочу спросить

в) Работа с рисунками учебника.

г) Чтение коллективное деловой статьи “Как трудились в городах”, с.59-60 (Окружающий мир).

д) Работа по тексту.

Объясни, с.60:

  • Почему одним из первых изобретений был ткацкий станок?

е) Работа в тетради.

С.29 № 48.

С.30 № 49.

С.30 N (дополнительно).

V. Итог.

Рефлексия.

  • Зачем человек трудится?

VI. Д\з.

С.61-63.

На с.61 отметить 3 правильное высказывание.

С.62 подготовить рассказ “Почему человек должен трудиться. Что дает людям труд?”.

Урок 3

Тема: Все профессии важны.

Цель:

1. Познакомиться с профессиями родителей; дать понятия: экономика, ферма, фермер; показать труд фермера, экономиста, программиста. Формировать понятие: труд- основа жизни.

2. Развивать креативное мышление.

3. Воспитывать уважение к людям труда.

Ход урока

I. Настрой на урок.

Окружающий нас мир
Интересно познавать
Его тайны и загадки
Мы готовы разгадать!

II. Проверка д\з.

1) Игра "Не ошибись" (работа в группах).

Задание классу: Один из группы (достает) вытаскивает вопрос. Все пытаются ответить, в группе необходимо выбрать, кто будет отвечать. Можно пользоваться учебником.

2) Выслушивание ответов учащихся по составленному рассказу на с.62 "Почему человек должен трудиться. Что дает людям труд?"

III. Новая тема

1) Русский человек привык много трудиться. Иначе бы он не смог жить. Что человеку дает труд мы с вами определили. А как вы думаете, каково главное богатство России?

  • Читать статьи с.63.

Ответьте на вопрос: "Чей труд самый важный и почему?".

  • Работа с пословицами - с.63.

2) Обсуждаем

- Что такое экономика?

Экономика - это хозяйство. Оно включает с\х, промышленность, строительство, транспорт, торговлю. Все части экономики взаимосвязаны.

?? - Подумайте, какие части экономики работали для того, чтобы вы могли утром выпить стакан молока.

?? - Объясните, как взаимосвязаны между собой промышленность и торговля, строительство и транспорт.

- Перечислите основные части экономики.

3) Чтение статьи "О труде фермера" с.64 (коллективное чтение).

4) Чтение статьи "Чем занимается экономист" с.65. (Самостоятельное чтение, либо в паре).

- При чтении (по ходу) отметьте значками:

"+" – новое;

" a " – знал;

"?" - хочу спросить.

IV. Итог.

Игра "Подскажи словечко".

1) Главное богатство России - хлеб.

2) Самый важный - труд земледельца.

3) Сейчас на селе наряду с коллективными появились индивидуальные (частные) хозяйства - фермы.

4) Владелец фермы - фермер.

5) Экономист - очень важная профессия. Он скажет, как организовать хозяйство, чтобы при небольших затратах получить большую прибыль.

V. Д\з.

Можно либо прочитать статью и постараться пересказать кратко с.66-68.

Либо подготовить рассказ о профессии родителей, р.т. № 50-53.