Внеклассное мероприятие "Я и мир моих отношений"

Разделы: Внеклассная работа


Цель:

помочь взрослеющему человеку разобраться в сложном и многообразном мире людей;
побудить интерес к проблемам самопознания и самовоспитания.

Предварительная работа:

  1. Цикл бесед на темы: «Человек среди людей, или общество, в котором мы живем»; «Толерантность, что это?»; «Личности, изменившие мир».
  2. Тесты:

«Коммуникабельны ли вы?»;
«Приятно ли с вами общаться?»;
«Умеете ли вы слушать?»

3. Сочинение на тему «Я и мир моих отношений».

Оформление. Афоризмы великих людей:

«Счастье личности вне общества невозможно, как невозможна жизнь растения, выдернутого из земли и брошенного на бесплодный песок». (А.Н. Толстой).

«Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество». (В.Г. Белинский).

Оборудование: весы, бланки опроса, макет солнца.

Форма проведения: беседа – дискуссия.

Ход беседы – дискуссии.

Ведущий. Сегодня мы попробуем разобраться в сложном и многообразном мире людей, сформулировать активную жизненную позицию.

Этот мир многогранен и тесен,
Человеку непросто в нем жить.
Так, чтоб обществу был он полезен,
Мог дружить и, конечно, любить.
И какой бы он ни был натуры,
В шутке, юморе меру чтоб знал.
Категории «долг», «честь», «культура»
Без условий всегда понимал.

Среди многих наук, без которых не обойтись человечеству, есть одна, совершенно необходимая. Это наука общения, наука взаимоотношений между людьми. Человек никогда не бывает один. Поэтому необходимо усвоить эту науку, овладеть умением вести себя среди людей так, чтобы и вам и всем было хорошо, приятно, удобно.

Правила этикета возникли в связи с необходимостью упорядочить взаимоотношения людей, сделать их более организованными, приятными и красивыми.

Мы живем в обновленной России, с противоречивыми взглядами, убеждениями, но общечеловеческие ценности остались прежними.

Принцип толерантности – норма цивилизованного компромисса, взаимодействие разных людей с разными вкусами, взглядами.

Мы говорили, что толерантность необходима в отношениях как между отдельными людьми, так и на уровне семьи, училища, другого образовательного учреждения, дома на работе необходимо укреплять дух толерантности.

А что такое толерантность?

Учащиеся

– Готовность мириться с чужими мнениями

– Уважение человеческого достоинства

– Уважение прав других

– Принятие другого таким, какой он есть

– Отказ от причинения вреда и насилия

– Уважение форм самовыражения и способов проявления.

Ведущий. Хорошо. Попробуем оценить степень вашей толерантность. Приложение 1.

Процедура проведения. Участники получают бланки опросника, где 15 характеристик, которые свойственные толерантности.

Инструкция: сначала в колонке А поставьте:

„+ ” – напротив трех черт, которые, по вашему мнению, у вас наиболее выражены;

„0” – напротив тех трех, которые у вас наименее выражены.

Затем в колонке Б поставьте:

„+ ” – напротив тех трех черт, которые, на ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности.

Затем заполняется бланк опросника на доске. Для этого попрошу поднять руки тех, кто отметил в колонке Б первое качество. Число, отметивших, подсчитывается и заносится в колонку бланка. Таким образом заполняются следующие качества. те три качества, которые набрали наибольшее количество баллов и являются ядром толерантности личности с точки зрения этой группы.

Вы уже не раз, наверное, разглядывали себя в зеркале и пытались понять, какие вы? в чем ваше обаяние и привлекательность? что нравится в лице, а что нет. Правда? А о том, какие вы люди, задумывались? Сравнивали себя с ровесниками; кого умнее, кто вас сильнее, трудолюбивее и т.д. Ну и как, удалось вам в себе разобраться? Не огорчайтесь. Это сложное дело. Узнать все о себе не легче , чем узнать все о ком-то. А знать себя было бы неплохо. Проще станет ладить с родителями и друзьями, легче будет учиться.

Я думаю, что когда мы проводили тесты, вы задумались над этими вопросами и лучше узнали себя.

Весь мир – театр,
В нем женщины, мужчины – все актеры.
У них свои есть выходы, уходы.
И каждый не одну играет роль.

Вильям Шекспир.

Попробуем поразмышлять над словами В. Шекспира. Почему он считает, что «весь мир – театр, а люди в нем актеры»? какие жизненные роли вам приходилось исполнять.

Попробуем их записать.

Учащиеся

– Дочь, сын.

– Ученик.

– Покупатель.

– Пассажир.

– Зритель.

– Читатель и т.д.

Все эти роли принято называть социальными.

Социальная роль – это выработанная программа действий человека в определенных обстоятельствах. В этом она похожа на театральную. Приняв на себя определенную функцию, человек начинает действовать по заданной программе. Социальных ролей в жизни много. А какая роль из них важнее? Трудно определить?

Часто в жизни бывает, чем малоценнее роль, тем мы ее лучше исполняем. И тем сквернее, чем выше ценность. Так в отношениях с родителями я хочу оставаться любящей дочерью, сыном, но стоит родителям меня начать воспитывать, читать мне нравоучения, как моей любящей дочери, сына хватает минут на десять.

Бывает с вами такое? Можете привести примеры?

Учащиеся Да со мной бывают часто такие истории, о которых я позже жалею. Вот, например, вчера. Я отправился в училище в одном жакете. «Надень сейчас же пальто», - говорит мама. Вот это «сейчас же» меня очень разозлило. Я наотрез отказался надеть пальто. А на улице было действительно очень холодно.

Ведущий Вот и конфликтная ситуация. Найдите пути решения этого конфликта.

Учащиеся Взрослые часто демонстрируют авторитарное поведение, а мы считаем себя уже взрослыми. Маме нужно было объяснить сыну, что на улице холодно, не мешало бы надеть пальто. Это звучало бы как предложение. Я думаю сын бы прислушался к словам мамы.

– В данной ситуации «победил» сын. А мама? День у нее наверняка сложился скверно. Она беспокоилась за сына, ведь на улице было холодно. А если бы «победила» мама? Сын бы чувствовал себя обиженным, строил планы, как бы наказать ее, отомстить.

– Я думаю, чтобы не было таких конфликтов, нужно уважать друг друга.

Ведущий Да, решение конфликтов будет успешнее, если оно будет базироваться на идее взаимного уважения.

Как сложно найти добрые слова, и как легко слетают с уст слова плохие. Скажите своей маме после ужина, обеда: «Спасибо», «Позволь вымыть посуду», «Спокойной ночи», «Я тебя очень люблю». Я уверена, что вы очень любите родителей, но…

Очень жаль, что когда вы это поймете, может получиться так, что просто уже не успеете сказать добрые слова.

По этому поводу есть очень хорошее стихотворение Н. Новикова. Я попрошу Катю Валееву прочитать его.

Ничего не откладывай
Жизнь коротка,
Ты наивно считаешь,
Что она – как река,
А она – как ручей,
После таянья льдов –
Протечет, не оставя следов.

Не откладывай –
Другу помочь поспеши,
Не обкрадывай душу –
Лишишься души.
Пусть в расчете с мерзавцем
Не дрогнет рука,
Не откладывай –
Жизнь коротка,
Не успел, сумел…
Ну, а ведь – навсегда.

В отношениях с близкими необходимо соблюдать те же правила, что и в отношениях с чужими людьми.

Один из важнейших вопросов в жизни – не всегда гармоничный мир в системе «учитель – ученик».

Отсутствие духовного единства ведет к тому, что их пути идут рядом, не соприкасаясь.

На ваш взгляд каковы причины?

Учащиеся

– категоричность некоторых учителей;

– авторитарность;

– безответственность учащихся;

– лень учащихся;

– нет нравственных устоев (обманывают, плохо ведут себя в классе и т.д.);

– некритичность мышления;

– бескомпромиссность.

Ведущий В повести Анатолия Георгиевича Алексина «Безумная Евдокия», которую мы прочитали, затронуты отношения в коллективе (в классе), отношения между классным руководителем и родителями, учащимися. Родители Оли ослеплены талантливостью дочери, уверены в ее исключительности. Они не желают понять классную руководительницу, которая стремится «сделать успех каждого, радость каждого – успехом и радостью всех».

«Спасибо ей!» – сказали родители Оли, когда она появилась на свет, хотя жизнью рисковала ее мама. С этой фразы все и началось .

А что именно?

Учащиеся

1. Мама Оли перестала петь, отец – сочинять фантастические рассказы.

2. Автор говорит, что в семье, состоящей из трех человек, всегда кто-нибудь оказывается в меньшинстве. У нас в меньшинстве были мы с Надей (т.е. он – отец, и Надя – мать Оли). Центром семьи и ее лицом стала дочь.

Ведущий. Как Оля относилась к друзьям, подругам?

Учащиеся – Люся, ее подруга, обожала Олю, таскала за ней огромную папку с ее рисунками, даже мыла кисточки. Но когда в школе организовали встречу со знаменитым мастером живописи, Оля не смогла провести подругу, т.к. не было места в зале, как объяснила она. Люся даже не могла уйти домой, и стояла на улице и слушала, как острила Оля, проявляя свое остроумие, т.к. у нее в руках была все та же папка с рисунками Оли.

– Люся обиделась, а Оля даже не расстроилась, а пошутила – «ну и мерси, дорогая Люси». Потом выяснилось, что Оля забыла про подругу.

– Когда Люся не могла нормально учиться, Оля выступила в ее защиту. Она одна знала причину (в семье были проблемы), но Люся сказала: «Мне не нужна такая защита». Дело в том, что об этом никто не должен был знать, а Оля намекнула всему классу.

– Евдокия Савельевна говорит: «Жить только собой – это полбеды, гораздо страшнее живя только собой, затрагивать, походя и чужие судьбы».

– Она думала только о себе, когда угадала самый короткий путь до домика врача, этот путь когда-то во время войны проделал Митя Калягин, чтобы спасти двух раненных солдат. Она не думала, что весь класс будет беспокоиться о ней. Митя прошел этот путь, чтобы спасти людей, Оля, чтобы погубить самого близкого человека.

Ведущий. Права ли Евдокия Савельевна в том, чтобы все были вместе, что приглашала на встречи не только героев, а простых поваров, диспетчеров, водителей?

Учащиеся. – Евдокия Савельевна хотела объяснить ребятам, что, если они будут честными и порядочными, они тоже будут иметь право на внимание к себе.

– Она хотела, чтобы класс был дружным.

– Конечно хорошо, чтобы класс был дружным, но Евдокия Савельевна хотела, чтобы все были одинаковыми, не выделялись. Это, по-моему, не правильно. Оля была личностью, только она имела талант. Ее нужно было поддерживать, а не осуждать.

– И Евдокия Савельевна и ребята готовы оценить талант Оли, но не могут принять и простить ее высокомерие пренебрежение к ним.

– Много позже отец поймет учительницу и согласится, что желание любой ценой быть первой обрекает человека на одиночество.

Ведущий Скажите, пожалуйста, интересно ли вам в вашей группе, какие отношения у вас в группе?

Учащиеся – Мне хорошо в группе, потому что меня никто не трогает, и никто ничего от меня не требует. Мне все равно, что делается в группе.

– А мне не все равно! Я хочу, чтобы группа была сплоченной, чтобы наша группа занимала призовые места в училище в различных мероприятиях.

– Я считаю, что главное учеба.

(Разгорелась дискуссия.)

Ведущий Предложите проект по развитию отношений в группе.

Учащиеся – Различные совместные мероприятия (классные часы, конкурсы, походы, соревнования между группами).

Ведущий Для создания непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе, повышение доверия и сплоченности членов группы предлагаю провести игру «Чем мы похожи».

Процедура игры.

Ведущий предлагает выйти одному из учащихся на основе какого-либо сходства. Например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинакового цвета волосы», «мы живем в одном городе» и т.д. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не окажутся в кругу.

Несмотря на то, что все мы разные, у нас есть и что-то, то что нас объединяет.

А что вы больше всего цените в людях?

Перед вами макет улыбающегося солнца. Рисунок1. Нужно написать на его лучах те качества, которые вы цените в людях. Пожалуйста, по очереди подходите и напишите, то качество, которое считаете самым важным.

Вот эти качества вы цените в людях, и люди тоже ценят в вас эти же качества. поэтому старайтесь обладать этими качествами, чтобы быть приятными людям.

В зависимости от того, как вы проявляете себя в годы учебы, строите отношения в группе, в коллективе, у вас вырабатывается отношение к жизни. Для людей характерны две жизненные позиции: «Жизнь для других» и «Жизнь для себя».

Остановимся конкретно на второй позиции «Жизнь для себя».

Известный психотерапевт Михаил Литвяк утверждает, что жить надо для себя, ведь самая важная персона для каждого из нас – это он сам. Жить нужно для себя. Это приносит пользу и другим. «Возлюби ближнего своего, как самого себя» – звучит Евангельская заповедь. Это значит, что ты будешь любить ближнего только в том случае, если полюбишь себя.

Перед вами весы. На одной чаше весов «Жизнь для себя», на другой «Жизнь для других». Ребята выберите вашу жизненную позицию.

В нашем случае многие ребята выбрали позицию «Жизнь для других». Весы послужили прекрасной наглядностью.

Ведущий Смыслом жизни другой позиции является «Жизнь для других» может быть великое счастье в том, чтобы почувствовать, что твоя жизнь где-нибудь и каким-либо образом действует на благо другой жизни. Таких личностей в переломные моменты истории было немало: среди них философы, художники, поэты, врачи – люди, готовые отдать результаты своих творений на сотни жизней вперед.

Назовите имена таких людей, плодами которых мы пользуемся до сих пор.

Учащиеся – Нобель, Павлов, Ньютон, Королев и т.д.

– Не обязательно быть президентом или ученым, можно просто заниматься обычными делами, но делать их нужно хорошо. Тогда можно оставить о себе добрую память.

– Люди сами для себя делают выбор: жить или существовать.

Ведущий

Совершенно верно – человек сам выбирает: жить или существовать. Давайте прослушаем песню на стихи Юрия Ливетанского в исполнении учащегося группы 25-электрики Владислава Щукина.

«Каждый выбирает для себя»

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу,
Дьяволу служить или пророку,
Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы,
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.

 Каждый выбирает по себе
Щит и латы, посох и заплаты.
Меру окончательной расплаты –
Каждый выбирает по себе.

 Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже, как умею.
Ни кому претензий не имею –
Каждый выбирает для себя.

 Ведущий.

Подводим итоги:

  • Решение конфликтов будет успешнее, если оно будет базироваться на идее взаимного уважения.
  • В отношениях главный принцип – чтобы всем было хорошо.
  • Истинное назначение человека – жить, а не существовать.

Еще небольшой совет недружным группам. Предложите сами какое-то общее дело: нарисуйте стенгазету, создайте команду КВН и вызовите параллельную группу на соревнование, поставьте сценку или спектакль. И приходить в училище будет радостнее, и учиться веселее и интереснее, и вспомнить после окончания училища будет что, и с гордостью сказать, показывая фотографии: «Наша дружная группа!».

Спасибо всем!