Урок экологии в 5-м классе (региональный компонент) по теме "Свет как абиотический фактор"

Разделы: Экология


Тип урока: комбинированный.

Вид урока: объяснительно-иллюстративный с элементами исследования.

Цель урока:

  • расширение представления учащихся об экологических факторах;
  • показать, что свет - абиотический фактор, в разных средах играет главную роль.

Задачи урока:

  • дать понятие света как экологического фактора;
  • рассмотреть прямое и косвенное влияние света на живые организмы;
  • доказать, что свет – основной источник жизни на Земле.

Оборудование:

иллюстрации живых организмов, 2 чашки с пшеницей, комнатные растения, карточки – задания (ЛОС), 3-х гранная призма, экран, схемы фотосинтеза и соотношения длины дня на суше и в водоеме.

Ход урока:

“Мы об этом не думаем,
но всё, что ходит, двигается,
живёт на нашей планете,
есть дитя Солнца”.

Камиль Фламмарион

1.Организационный момент.

2. Актуализация знаний, умений, навыков.

Опрос фронтальный:

  1. Что такое экологические факторы?
  2. Назовите 3 основные группы экологических факторов?
  3. Как называются факторы неживой природы?
  4. Приведите примеры абиотических факторов.
  5. Какие формы воздействия организмов друг на друга вам известны?
  6. Приведите примеры антропогенного воздействия на природу.
  7. Назовите среды жизни живых организмов.

Делая вывод, можно сказать:

  • все экологические факторы взаимодействуют между собой;
  • могут быть ограничивающими;
  • действуют на организм прямо или косвенно.

3. Формирование новых знаний, умений и навыков.

Тема урока: “Свет как абиотический фактор”.

- Что является источником света на Земле? (ответы детей)

- Конечно, Солнце. Солнце – символ жизни на Земле. Пересекая атмосферу, на землю ежесекундно обрушивается поток солнечных излучений. Жизненную дозу энергии отмеряет атмосфера. Без атмосферы Солнце раскалило бы земную поверхность до + 1000С, а ночью температура достигала бы - 1000С. Двухсотградусный перепад суточных температур, намного превышает возможность выживанию большинства живых организмов.

Вывод. Значит, свет является одним из важных абиотических факторов.

Учитель. Известно, что для жизнедеятельности организма необходима энергия. Солнце – источник энергии на Земле.

-Что собой представляет Солнце?

Дети. Солнце – огромный светящийся шар, излучающий свет и тепло. Температура на Солнце составляет +60000С.

Учитель. Что происходит с веществами при такой температуре? Вспомним агрегатные состояния вещества.

Дети. При такой температуре вещества превращаются в газ.

Учитель. Со времени образования нашей планеты, уже миллиарды лет приходит на землю солнечный свет. В ясные дни свет беспрепятственно достигает земной поверхности. Это прямой солнечный свет, лишь небольшая часть лучей отражается находящимися в воздухе капельками водяного пара, частицами пыли. Солнечные лучи рассеиваются. Такой свет называют рассеянным.

-Как вы думаете, в пасмурную погоду света проходит меньше или больше? (ответы детей)

Человек видит не все солнечные лучи, а только часть их. Все лучи можно разделить на три вида:

  • инфракрасные (тепловые лучи);
  • ультрафиолетовые – воспринимаются нашими органами чувств;
  • видимый свет.

Работа с ЛОСом (лист опорной схемы): (приложение № 1)

  • демонстрация прибора;
  • опыт.

Учитель. Солнечные лучи называются солнечным спектром.

“Спектр” в переводе с латинского - видение.

Ребята, в чем заключается тайна солнечного лучика?

Вывод: видимый свет – белый. Если поставить на пути света трёхгранную стеклянную призму, появится на экране разноцветная полоска, состоящая из семи цветов.

Учитель. Каждый из вас видел радугу, преломление солнечного луча через спектр. Перечислим непрерывный спектр белого цвета: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый. Глаз человека воспринимает видимую часть солнечного света. Пчела видит только синий и фиолетовый. Собака видит всё в чёрно – белом цвете. Другие организмы могут воспринимать не только свет, но и инфракрасные и ультрафиолетовые лучи. Свет распространяется с огромной скоростью – 300 000 км / сек, от Солнца до Земли доходит за 8 минут.

Учитель. Какого значение каждого вида солнечных лучей для живых организмов?

Инфракрасные лучи имеют огромное значение в жизни живых организмов. Любой организм содержит большое количество воды. Вода нагревается равномерно, поэтому и организмы нагреваются равномерно. Для рептилий: жаб, лягушек, температура тела которых зависит от окружающей среды – это очень важно.

Как вы думаете, почему?

Какова роль инфракрасных лучей в жизни растений?

Они предохраняют их от перегревания. Нагреваясь, наземные части растений испаряют воду. При этом отводятся излишки тепла, создаются условия для поглощения растениями СО2.

Ультрафиолетовые лучи для живой материи губительны. Основная часть их до поверхности Земли не доходит. Они задерживаются веществом, которое называется озон. Озоновый экран (слой озона) окружает нашу планету на h 10 -15 км. Верхний уровень 45 – 50 км, нижний 8 -10 км. В небольших дозах ультрафиолетовые лучи полезны и используются растениями и животными. Под их действием у животных и человека образуется витамин D. При его недостатке развивается болезнь под названием рахит. У растений синтезируются пигменты, отвечающие за окраску органов.

Демонстрация гербарного препарата.

Избыток может принести к заболеваниям и гибели организма.

Какого экологическое значение видимого света?

Ученые выяснили, что под действием солнечного света идут химические процессы. Главный процесс - фотосинтез.

Релаксация.

Что такое фотосинтез? Это процесс образования в листьях на свету органических соединений из воды, минеральных солей, углекислого газа и выделение О2.

Работа над схемой фотосинтеза.

Вывод: растения основные производители органического вещества на Земле.

Возможен ли этот процесс без энергии солнечного лучика?

Органического вещества являются пищей для человека и животных.

Кислород, образованный растениями, обеспечивает процессы дыхания всех живых организмов. Вспомним органы дыхания рыб, земноводных, насекомых, млекопитающих, человека (жабры, трахеи, кожа и легкие у земноводных, легкие у человека)

Ребята, давайте проследим, как передается энергия солнечного луча от одного организма к другому.

Работа со схемой.

Растения --> растительноядные --> плодоядные (хищники) --> бактерии

Зная, что на планете Земля существует 4 среды, рассмотрим значение света для водной среды жизни. Количество света изменяется по сезонам и в течение суток.

Работа с учебником.

Автор Никишов А.И. и др.

Экология 5 -6 класс,

9 стр. 70 – 71.

Самостоятельное изучение.

Демонстрация на доске диаграммы “Соотношение длины дня на суше и в воде” (приложение № 2)

Вывод стр.73

  • Ребята, а нужен ли свет организмам, живущим в почве?
  • Зачем почвенным организмам нужно Солнце?
  • Почему живые организмы, живущие в почве, не опускаются на глубину?

Дети. Солнце нагревает верхний слой почвы.

Почва - самая богатая живыми организмами среда жизни. Растения – обитатели двух сред жизни. Наземная часть находится в наземно-воздушной среде, корни – в почвенной. Нужен ли корням свет? А наземным частям для чего?

Для того чтобы ответить на эти вопросы, заложим опыт, результаты, которого проверим через неделю.

Опыт.

Берём 2 чашки с пшеницей. Смачиваем водой. Одну чашку разместим на подоконнике, а другую уберём в тёмное место.

ІV. Закрепление изученного на уроке.

- Ребята, обратите внимание на слова известного французского ученого.

- Докажите правильность этого утверждения.

Дети. Свет одно из условий жизни для живых организмов. Он помогает найти пищу, убежище, приспосабливаться к изменениям в природной среде. Без света не возможен процесс фотосинтеза.

- Что вам понравилось на уроке?

V. Домашнее задание.

Закончить работу с ЛОСом.

Для любознательных. Творческие работы учащихся (сообщения – одуванчик, ландыш, ящерица, сова).

Оценка знаний учащихся в ходе урока.