Урок русского языка по теме "Имена существительные собственные и нарицательные"

Разделы: Русский язык


Тема урока: Имена существительные собственные и нарицательные.

Цель: повторить правописание безударных гласных в корне, закрепить и систематизировать знания об именах собственных и нарицательных, правописание имён собственных.

Ход урока

I. Орфография “дуэль”. Сражаемся с безударными гласными в корне. (Из сгруппированных слов выписать букву а в корне). В конечном итоге должна получиться “5”.

  1. газета, картина, машина
  2. сазан, корзина, портфель
  3. садовод, молоко, фонарщик
  4. лазутчик, разведчик, барабанщик
  5. тоска, головушка, карандаш
  6. дворец, пловец, малина
  7. гараж, газон, банан
1 2 3
1 а а а
2 а
3 а
4 а а а
5 а
6 а
7 а а а

II. Ребята, отгадайте загадку:

Давно живу я в мире этом
Даю названья всем предметам. (существительное)

III. Сейчас вам предстоит дать названия предметам:

  1. Назовите сладкие предметы.
  2. Назовите круглые предметы
  3. Название жидкостей
  4. Название животных.

А теперь назовите имена 3-4 человек. Ребята, сейчас мы с вами назвали имена собственные и нарицательные. Тема сегодняшнего урока: “Имена существительные собственные и нарицательные”.

Мы должны будем с вами научиться различать имена собственные и нарицательные, и запомнить, как пишутся имена собственные.

Ребята, сейчас я вам расскажу сказку.

В стране “Существительное” жили два брата Имя Собственное и Нарицательное. И вот как-то они заспорили.

Собственное говорит: “Я всех главнее, я даю названия единичным предметам, меня пишут с большой буквы, а некоторые имена собственные ещё и в кавычки заключают”.

- Ну, хорошо, - говорит Нарицательное. Ты, конечно, важное имя, но представь себе, если бы не было меня.

- Вот, например, я первым встречаю человека. Когда рождается малыш, у него ещё нет имени, а я его называю - человек, малыш, новорожденный.

Подумало Имя Собственное и говорит: “Ну, хорошо, ты меня убедил, мы оба имеем большое значение в речи, поэтому давай помиримся, и никогда не будем ссориться”.

Ребята, какой вывод сделаем, прослушав сказку?

IV. Очень часто имена собственные переходят в имена нарицательные и наоборот.

Запишите предложения:

Я люблю эту землю, родные края!

Люди всей Земли борются за мир.

Анализ предложений.

На доске запись.

  1. У древних европейцев (В, в)олк был в почёте: он являлся хозяином.
  2. От имени Лев легко отпочковать уменьшительное Лёва, а назвать “Лёвой” да же самого смирного льва можно лишь ради смеха, в шутку.
  3. Прекрасный юноша Нарцисс из греческой легенды был влюблён в самого в себя и умер от этой любви. На месте его гибели вырос цветок, который назвали нарциссом.

V. Работа по карточкам.

Раскройте скобки и поставьте где нужно кавычки.

Мой любимый журнал (М, м) урзилка. Любимая газета папы (С, с)аши- Аргументы и факты. Сказка (В, в)асилиса Прекрасная - волшебная. Остров (Л, л)укоморье был заповедником всех вычитанных нами героев.

Взаимопроверка.

VI.Физминутка.

Вот какой у нас арбуз,
Замечательный на вкус.
Даже нос и щёки -
Все в арбузном соке.

Арбуз - это имя собственное или нарицательное?

VII. А теперь, чтобы лучше усвоить тему, заполним анкету.

Анкета - опросный лист, для получения каких-нибудь сведений о том, кто их заполняет.

  1. Имя, фамилия.
  2. Где вы живёте?
  3. Какие книги, газеты читаете?
  4. Какие лакомства предпочитаете?
  5. Каких писателей, художников вы любите?

VIII. Обратите внимание на доску и запомните, как пишутся названия праздников.

Новый год, Праздник Победы, День знаний, День учителя, Рождество Христово.

IX. Работа у доски. (Запись под диктовку).

Фёдор Иванович Шаляпин – выдающийся русский певец.

Пётр Ильич Чайковский – русский композитор.

Иван Сергеевич Тургенев – писатель.

Итог.

Домашнее задание: узнайте, что означает ваше имя?