Урок истории по теме: "Великая Отечественная война"

Разделы: История и обществознание


Цели:

  1. Создать условия для обогащения и развития субъективных представлений учащихся о Великой Отечественной войне.
  2. Развитие у учащихся навыков самостоятельной и групповой работы.
  3. Создание эмоционального настроя учащихся для изучения данной темы.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма: самостоятельная работа в группах с применением субъективных знаний учащихся и использованием учебника

Ход урока

Звучит музыка песни “Довоенный вальс”.

После прослушивания песни учащимся задается вопрос: “О чем мы будем говорить сегодня на уроке?” После ответа учеников задается следующий вопрос: “ Что вы хотите узнать о начале войны?” Так определяется тема урока и его задачи.

Вступительное слово учителя:

Итак. Год 1941-й. Начало июня. Все еще живы… Жив молодой лейтенант, совсем недавно начавший службу. Поздно вечером 21 июня он ложится спать и видит странный сон. В этом сне лейтенант увидел в загадочных знаках и символах всю войну.

I.

Тишина. Прекрасное летнее утро. Неожиданно появляется большой трехпалый паук. Увеличиваясь в размерах, он надвигается на какие-то здания и людей. Потом лейтенант видит горящие стены Кремля, но при этом они остаются невредимыми.

II

Сон продолжился огромным, растущим ликом Сталина, который вдруг превратился в огромный горящий город… Блики огня уходили куда-то и в надвигающейся темноте появились две враждующие фаланги муравьев, которые в остервенении сталкивались, бросались друг на друга и превращались в какое-то странное железное месиво…

Изредка лейтенант просыпался и мгновение лежал с открытыми глазами, переживая страшные сновидения как реальность, но вскоре засыпал снова, с облегчением понимая, что это всего лишь сон…

III

Но сон не отступал. Лейтенант почувствовал, появился ветер. Сначала он был совсем легкий, но постепенно становился все сильнее и сильнее. Этот ветер не пугал, он, скорее, успокаивал, освежал, унося дым и тучи. Эта видение сменилось куполом, висящим над каким-то городом. Купол стеклянный, но стекло разбито, и лейтенант карабкается по его железным ребрам, с ужасом замирая от черной пустоты, которая простиралась внизу как бездна.

Во сне стало совсем страшно, и в это время в не выключенном на ночь репродукторе лейтенант услышал голос диктора: “Говорит Москва! Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза…”

Вот теперь началась война.

- Итак, ваша задача расшифровать этот странный сон. Каждая группа получает текст “Сна” и работает с определенной частью текста.

(Три части “сна” соответствуют трем периодам Великой Отечественной войны. Трехпалый паук – план “Барбаросса”, горящий город – битва за Москву;

Затем – горящий Сталинград, фаланги муравьев – битва под Прохоровкой;

Ветер – наступление Советской армии, город с куполом – Берлин)

На работу в группах – 7 минут, на выступление от каждой группы по 5 минут.

Каждая из шести групп получает текст “Сна…” и вопросы к нему.

Вопросы к тексту 1-2 группам:

  1. С чем (кем) ассоциируется у вас паук?
  2. Почему паук трехпалый?
  3. С каким событием Великой Отечественной войны можно связать горящие, но не рушащиеся стены Кремля?
  4. Подведите итог военным действиям с 22 июня 1941 года по 18 ноября 1942 года.

Вопросы к тексту 3-4 группам:

  1. С каким советским городом можно связать появление Сталина?
  2. Почему это горящий город?
  3. Когда происходили бои в этом городе?
  4. С чем (с какой военной техникой) можно ассоциировать “железных муравьев, сражающихся друг с другом”?
  5. С каким историческим событием можно связать этот эпизод?
  6. Подведите итоги военных действий, проходивших с 19 ноября 1942 года до конца 1943 года.

Вопросы к тексту 5-6 группам:

  1. Что может значить поднимающийся, крепнущий ветер?
  2. Почему этот ветер успокаивает?
  3. О каком городе может идти речь в отрывке (если учесть, что это конец сна)?
  4. Куда, на какое разрушающееся здание может подниматься советский солдат?
  5. Что могут значить слова “черная пустота”, “бездна”?
  6. Подведите итог военных действий с начала 1944 года до 9 мая 1945 года.

/идет работа в группах и выступления/

После выступления групп – вопрос классу:

- Продолжите выражение: война – это….

/ответы учащихся/

- Я хочу к этому добавить, что война – это

  • 1418 дней и ночей
  • 27 миллионов погибших
  • 1710 разоренных городов
  • 70 000 разоренных сел и деревень
  • лагеря смерти “Освенцим”, “Бухенвальд”, “Майданек”…

Звучит песня А. Розенбаума “А может не было войны”

Заключительное слово учителя.

Сейчас я прошу вас каждого подумать и определить для себя итог урока. Выберите один или несколько предложенных вариантов:

  • узнал много нового
  • многое знал, дополнил свои знания
  • не узнал ничего нового
  • появилось желание узнать больше о войне
  • думаю, что стал лучше представлять, что такое война

Домашнее задание:

Для всех: учебник стр.202-204

По желанию:

  1. Нарисовать карту-схему “План “Барбаросса”
  2. Подготовить материал на тему “Человек на войне”
  3. Найти воспоминания “Первый день войны”