Цели:
- Создать условия для обогащения и развития субъективных представлений учащихся о Великой Отечественной войне.
- Развитие у учащихся навыков самостоятельной и групповой работы.
- Создание эмоционального настроя учащихся для изучения данной темы.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма: самостоятельная работа в группах с применением субъективных знаний учащихся и использованием учебника
Ход урока
Звучит музыка песни “Довоенный вальс”.
После прослушивания песни учащимся задается вопрос: “О чем мы будем говорить сегодня на уроке?” После ответа учеников задается следующий вопрос: “ Что вы хотите узнать о начале войны?” Так определяется тема урока и его задачи.
Вступительное слово учителя:
Итак. Год 1941-й. Начало июня. Все еще живы… Жив молодой лейтенант, совсем недавно начавший службу. Поздно вечером 21 июня он ложится спать и видит странный сон. В этом сне лейтенант увидел в загадочных знаках и символах всю войну.
I.
Тишина. Прекрасное летнее утро. Неожиданно появляется большой трехпалый паук. Увеличиваясь в размерах, он надвигается на какие-то здания и людей. Потом лейтенант видит горящие стены Кремля, но при этом они остаются невредимыми.
II
Сон продолжился огромным, растущим ликом Сталина, который вдруг превратился в огромный горящий город… Блики огня уходили куда-то и в надвигающейся темноте появились две враждующие фаланги муравьев, которые в остервенении сталкивались, бросались друг на друга и превращались в какое-то странное железное месиво…
Изредка лейтенант просыпался и мгновение лежал с открытыми глазами, переживая страшные сновидения как реальность, но вскоре засыпал снова, с облегчением понимая, что это всего лишь сон…
III
Но сон не отступал. Лейтенант почувствовал, появился ветер. Сначала он был совсем легкий, но постепенно становился все сильнее и сильнее. Этот ветер не пугал, он, скорее, успокаивал, освежал, унося дым и тучи. Эта видение сменилось куполом, висящим над каким-то городом. Купол стеклянный, но стекло разбито, и лейтенант карабкается по его железным ребрам, с ужасом замирая от черной пустоты, которая простиралась внизу как бездна.
Во сне стало совсем страшно, и в это время в не выключенном на ночь репродукторе лейтенант услышал голос диктора: “Говорит Москва! Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза…”
Вот теперь началась война.
- Итак, ваша задача расшифровать этот странный сон. Каждая группа получает текст “Сна” и работает с определенной частью текста.
(Три части “сна” соответствуют трем периодам Великой Отечественной войны. Трехпалый паук – план “Барбаросса”, горящий город – битва за Москву;
Затем – горящий Сталинград, фаланги муравьев – битва под Прохоровкой;
Ветер – наступление Советской армии, город с куполом – Берлин)
На работу в группах – 7 минут, на выступление от каждой группы по 5 минут.
Каждая из шести групп получает текст “Сна…” и вопросы к нему.
Вопросы к тексту 1-2 группам:
- С чем (кем) ассоциируется у вас паук?
- Почему паук трехпалый?
- С каким событием Великой Отечественной войны можно связать горящие, но не рушащиеся стены Кремля?
- Подведите итог военным действиям с 22 июня 1941 года по 18 ноября 1942 года.
Вопросы к тексту 3-4 группам:
- С каким советским городом можно связать появление Сталина?
- Почему это горящий город?
- Когда происходили бои в этом городе?
- С чем (с какой военной техникой) можно ассоциировать “железных муравьев, сражающихся друг с другом”?
- С каким историческим событием можно связать этот эпизод?
- Подведите итоги военных действий, проходивших с 19 ноября 1942 года до конца 1943 года.
Вопросы к тексту 5-6 группам:
- Что может значить поднимающийся, крепнущий ветер?
- Почему этот ветер успокаивает?
- О каком городе может идти речь в отрывке (если учесть, что это конец сна)?
- Куда, на какое разрушающееся здание может подниматься советский солдат?
- Что могут значить слова “черная пустота”, “бездна”?
- Подведите итог военных действий с начала 1944 года до 9 мая 1945 года.
/идет работа в группах и выступления/
После выступления групп – вопрос классу:
- Продолжите выражение: война – это….
/ответы учащихся/
- Я хочу к этому добавить, что война – это
- 1418 дней и ночей
- 27 миллионов погибших
- 1710 разоренных городов
- 70 000 разоренных сел и деревень
- лагеря смерти “Освенцим”, “Бухенвальд”, “Майданек”…
Звучит песня А. Розенбаума “А может не было войны”
Заключительное слово учителя.
Сейчас я прошу вас каждого подумать и определить для себя итог урока. Выберите один или несколько предложенных вариантов:
- узнал много нового
- многое знал, дополнил свои знания
- не узнал ничего нового
- появилось желание узнать больше о войне
- думаю, что стал лучше представлять, что такое война
Домашнее задание:
Для всех: учебник стр.202-204
По желанию:
- Нарисовать карту-схему “План “Барбаросса”
- Подготовить материал на тему “Человек на войне”
- Найти воспоминания “Первый день войны”