Формирование коммуникативной компетентности учащихся средствами информатики

Разделы: Информатика


Одним из основных процессов, характеризующих современное общество, является информатизация. Владение новыми информационными технологиями ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Под информатизацией понимается внедрение компьютерной техники и новых информационных технологий в различные сферы производства, общественной и личной жизни людей.

Основой успешности личности в современных условиях будет конкурентоспособность на рынке труда. А в основе конкурентоспособности лежит компетенция.

Вследствие этого, важнейшая цель образования, отраженная в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» - это: «формирование общеобразовательной школой системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современных ключевых компетенций, что и определяет современное качество содержания образования».

В связи с этим, ведущей тенденцией современной педагогической теории и практики становится компетенционный подход. В качестве основного образовательного результата исследователи (И.А. Зимняя, О.Е. Лебедев. А.А. Кузнецов, А.В. Хуторской) выделяют компетенции как «совокупность смысловых операций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика» и компетенция как качество личности, проявляющееся в деятельности, основанном на знаниях и опыте».

Школьный курс «Информатика и информационные технологии» в старшей школе призван решать задачи, направленные на информатизацию общества и формирование ключевых компетенций.

В настоящее время уточняется перечень ключевых компетенций человека, подлежащих формированию в общеобразовательной школе. Наиболее распространенной является классификация А.В. Хуторского, который выделяет следующие компетенции:

  • ценностно-смысловую;
  • общекультурную;
  • учебно-познавательную;
  • информационную;
  • коммуникативную;
  • социально-трудовую;
  • компетенцию личностного самосовершенствования.

Среди перечисленных компетенций ведущей, на мой взгляд, является коммуникативная компетенция, поскольку коммуникация есть условие развития и способ реализации всех остальных компетенций. Компетенция во взаимодействии предполагает развитие адекватной ориентации человека в самом себе:

  • собственном психологическом потенциале;
  • потенциале партнера;
  • в ситуации и задаче.

Коммуникативная компетенция обеспечивает:

  • совершенствование умений и способностей общения в учебно – научной, социально - бытовой, социально - культурной, официально – деловой сферах общения;
  • овладение формами речевого общения в процессе различных видов деятельности;
  • развитие умения и способностей работы с учебным научным текстом, другими источниками информации;
  • совершенствование умений интерпретации информации в соответствии с самостоятельно найденным и заданным основанием.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности Предметные умения, навыки и способы деятельности
Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Поиск и передача информации по телекоммуникационным каналам.
Умение осознанно обосновывать суждения, давать определение, приводить доказательства (том числе от противного) Понимание назначений и функций используемых информационных и коммуникационных технологий.
Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах. Проведение компьютерного эксперимента.
Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создание баз данных, презентаций результатов познавательной и практической деятельности. Создание информационных объектов, в том числе:
  • структурированного текста;
  • различных форм представления информации;
  • графического представления реального объекта;
  • баз данных;
  • презентации на основе шаблона.
Владение основными видами публичных выступлений, следование эстетическим нормам и правилам ведения диалога (диспута). Презентация результатов познавательной и практической деятельности.
Объективное оценивание своих учебных достижений. Понимание назначений и функций используемых информационных и коммуникационных технологий.
Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности. Применение средств ИКТ в повседневной жизни при выполнении индивидуальных и коллективных проектов.

Коммуникативные компетентции формируются на основе общеучебных умений и навыков, а также предметных учебных умений, навыков и способов деятельности.

Мною была проведена диагностика обучающихся в 9 классе, которая привела к выводам, что развитие ОУУН и предметных умений и навыков способствует формированию коммуникативной компетенции обучающихся.

  1. Формирование коммуникативной компетенция на уроках информатики возможно в трех направлениях:
  2. Взаимодействие «человек-человек». В результате этого взаимодействия обучающиеся учатся рассуждать, слушать и слышать друг друга
  3. Взаимодействие «человек-компьютер». Изучив основные компоненты компьютера и их функции, программное управление компьютером, обучающиеся учатся преобразовывать текстовую, графическую, числовую, звуковую, видеоинформацию, представляя ее в виде, доступном для лучшего восприятия, понимания и усвоения ее содержания.

Взаимодействие «человек-компьютер-человек». Использование возможности локальной и глобальной компьютерных сетей для получения новых знаний.

Проблему формирования коммуникативной компетенция обучающихся на уроках информатики можно решить, используя:

  • технологию проблемного обучения;
  • проектную технологию обучения (Дж. Дьюи, Е.С Полат);
  • прием решения ситуационных задач (О.Л. Лебедева и др.)

Наиболее полно решить выявленные проблемы и сформировать коммуникативную компетенция обучающихся средствами информатики, на мой взгляд, позволяет проектная технология обучения, которая:

  1. позволяет организовывать деятельность, направленную на решение конкретной проблемы, завершающуюся созданием продукта труда;
  2. самостоятельно приобретать недостающие знания из различных источников;
  3. пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
  4. развивать исследовательские умения;
  5. повышать самооценку, избавляться от некоторых комплексов;
  6. использовать компьютер как инструмент для творчества.

В ходе выполнения проекта его участники постоянно вступают во взаимодействие:

  • «человек-человек» (при составлении плана решения проблемы, выбора оптимальных путей решения проблемы, защиты результатов своего труда);
  • «человек – компьютер» (оформление результатов своей познавательной и практической деятельности);
  • «человек - компьютер-человек» (получения недостающей информации и взаимодействия с другими участниками проекта с использованием возможностей локальной и глобальной компьютерных сетей).

Мною были разработаны, апробированы и внедрены в практику следующие формы организации учебной деятельности в урочное и во внеурочное время, направленные на формирование коммуникативной компетенция, имеющие обучающую направленность, то есть способствующие отработке профессиональных умений и навыков:

1) решение задач прикладного характера, способствующих формированию компетенции во взаимодействии «человек-человек», «человек-компьютер»):

  • форматирование статьи для школьной газеты ;
  • создание «Шпаргалок по математике, русскому языку», используя средства MS Word;
  • оформление портфолио ученика (приложение);
  • создание базы данных для школьной библиотеки;
  • создание электронного журнала класса;
  • разработка презентации для сопровождения доклада «Интернет. История становления Интернета» и др;

2) разработка и участие в творческих проектах с привлечением знаний из других предметных областей, способствующих формированию компетенции во взаимодействии «человек-человек», «человек-компьютер», «человек-компьютер-человек»):

  • создание галереи тематических компьютерных рисунков «Учитель глазами своих учеников», «Новогодний переполох», «Мамы разные важны» « Подвиг – вечно живущий в наших сердцах» и др;
  • разработка мультимедийных презентаций по выбранной теме: «Магические квадраты», «Лабиринты», «Виды треугольников». и др.;
  • участие в учебных и межпредметных проектах, проводимых другими учебными заведениями

3) частие в дистанционных обучающих олимпиадах, когда обучающиеся не только получают задания и самостоятельно их выполняют, а сначала проходят обучающий курс, который позволит им выполнить поставленную перед ними задачу, способствующую формированию компетенции во взаимодействии «человек-компьютер - человек»);

4) уроки в форме «деловой игры»: «Путешествия в мир профессий», пресс - конференция «Компьютерные вирусы», «Нужна ли в школе школьная газета?» и др.

Например: деловая игра «Путешествие в мир профессий»

Суть игры заключается в том, что все ее участники должны показать свою компетенции в применении возможности редактирования текстового документа средствами программы MS Word.

Игра проходит в два этапа. Первый этап – подготовительный. Обучающимся предлагается текст и ставится задача: определить его профессиональную принадлежность. Так как текст не отформатирован, то возникает проблема с прочтением и пониманием его содержания. Дети приходят к общему мнению, что отформатированный текст доступнее для восприятия. Затем определяем способы форматирования, где и с какой целью необходимо их применить в данном тексте.

На второй этапе игры обучающимся предлагается «стать» поваром, пишущим кулинарную книгу, учителем, составляющим план воспитательной работы, врачом, выписывающим рекомендации больному, журналистом, редактирующим газетную статью. Ставиться задача отформатировать предложенные тексты. На выполнение этой групповой работы ученикам отводится 18-20 минут.

Следующий этап – защита результатов своего труда. На этом этапе обучающиеся демонстрируют отформатированные тексты, объясняют, какие способы форматирования были применены, где и с какой целью, оценивают результат своей работы по пятибалльной системе. Остальные участники, внимательно выслушав выступающего, задают вопросы и выставляют свои оценки группе. По завершению защиты всех проектов, возвращаемся к первому тексту, форматируем его, но теперь уже каждый обучающийся выполняет работу самостоятельно. Урок заканчивается подведением итогов, анализом удавшихся и неудавшихся результатов проведенной работы.

Проведение занятий в форме деловой игры позволяет выявить уровень сформированости коммуникативной компетенции и продолжить работу по формированию жизненных навыков обучающихся.

Результаты работы позволяют свидетельствовать о том, что используемые мною технологии и методы способствуют формированию коммуникативной компетенции обучающихся, и в целом ОУУН, что положительно влияет на качество образования по предмету «Информатика и информационные технологии» и остальным предметам школьного курса, способствует осознанному выбору пути продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Литература:

  1. Захарова И. Г. Информационные технологии для качественного и доступного образования // ж. Педагогика – 2002 г. - №1
  2. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года (распоряжение правительства РФ от 29.12.01 №1756
  3. Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие – М.: Педагогическое общество России.
  4. Кулибаба И.И. и др. О разработке требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся: К методике изучения проверочно-оценочной деятельности учителя// Вопросы организации и методов исследования знаний, умений и навыков учащихся.- М., 1973.
  5. Орлова В. А., Балова Н. И., Шилина С. Н., Скрипниченко С. С. О компетентностном подходе в обучении // Развитие лидерства – ресурс модернизации образования. Материалы научно-практической конференции. – Омск: Издательство ОмГПУ, 2002
  6. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю.,. Моисеева М. В, Петров А. Е. / под ред. Е. С. Полат «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров» М.: Издательский центр «Академия», 1999
  7. Фрумин И. За что в ответе? Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования // Учительская газета – 3 сентября 2002 г. - №36
  8. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения.- М., 2003.
  9. Хуторской А.В. Ключевые компетентности и образовательные стандарты//Интернет журнал» Эйдес». – 2002. -2 апреля. http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm
  10. Шевченко Н.И. «Дневник экспериментатора» // Практика административной работы в школе. №5 2006 г.