Урок литературы И.С. Шмелев "Масленица". 5-й класс

Разделы: Литература

Класс: 5


И.С. Шмелев “Масленица”

(Приложение 1)

Цель: углубить знания учащихся о творчестве И.С.Шмелева, познакомить с жизнью и бытом 19 века, воскресить традиции, учить находить красоту в будничном, бытовом течении жизни.

Оборудование: портрет И.С.Шмелева (Рисунок 1), русские народные костюмы, музыкальные инструменты, чучело Масленицы, кондитерские изделия, плакаты: (Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок4)

Два чувства дивно близких нам-
В них обретает сердце пищу,-
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к родительским гробам.

А.С.Пушкин.

“Шмелев прежде всего русский поэт. В то же время он певец России, изобразитель русского исторического, сложившегося душевного и духовного уклада” И.А.Ильин.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя (Приложение 2)

: Имя И.С. Шмелева, “великого мастера образа и слова”, сравнительно недавно возвращенное, впервые введено в школьную программу. Жизнь писателя была сложной. 28 лет прожил он на чужбине, в Париже, куда вынужден был уехать в 1922 году, когда понял, что принять революцию октября 1917 года не может. На то были разные причины: и смерть сына -белогвардейского офицера, и иные, не совпадающие с большевистскими взгляды на переустройство общества. Писатель считал, что изменить жизнь общества можно лишь путем нравственного совершенствования общества. Это Шмелев стремился сделать при помощи своих произведений.

И.С. Шмелев – автор многих рассказов, повестей, романов. Темы его произведений разнообразны. Но главное в них- внимание к человеку. О чем бы ни писал Шмелев, он всегда проявлял себя как мастер словесного пейзажа. Писатель умеет находить красоту, поэзию в будничном, бытовом течении жизни. Его называют бытописателем Москвы и, значит, России. В некоторых своих произведениях, например, в романе “Лето господне”, писатель обращается к годам детства, любовно воскрешает в памяти навсегда ушедший быт. По мнению Ильина, “Лето господне” - поэма в прозе, поэма праздников и скорбей”, в которой Шмелев создает “в величайшей простоте утонченную и незабываемую ткань русского быта в словах точных, насыщенных и изобразительных”

“Лето господне” делится на три части: “Праздники”, “Радости”, “Скорби”. Отрывок “Масленица” - из первой части.

2. Беседа:

- Прочитайте эпиграф к уроку – слова А.С.Пушкина на плакате. Как вы понимаете их смысл?

- От какого лица ведется повествование в повести? Можем ли мы представить себе рассказчика? Каков он?

- Что в манере рассказчика заставляет нас почувствовать не только слушателем, но и собеседником?

- Как вы думаете, чье восприятие масленицы передано в этой главе: ребенка или взрослого? Докажите.

3. Работа с текстом.

1) Первыми признаками приближения масленицы является яркое солнце, веселые капели, оттепели. Приведите примеры описания этих природных явлений у Шмелева. (Ребята зачитывают наизусть).

  • “Оттепели все чаще, снег маслится. С солнечной стороны висят стеклянной бахромой сосульки, плавятся, звякают о льдинки. Прыгаешь на одном коньке и чувствуешь, как мягко режет, словно по толстой коже. Прощай, зима!”
  • “Это и по галкам видно, как они кружат “свадьбой”, и цокающий их гомон куда-то манит. Болтаешь коньком на лавочке и долго следишь за черной их кашей в небе. Куда-то скрылись”.
  • “И вот проступают звезды. Ветерок сыроватый, мягкий, пахнет печеным хлебом, вкусным дымком березовым, блинами. Капает в темноте – масленица идет”
  • “Масленица в развале. Такое солнце, что разогрело лужи. Сараи блестят сосульками. Идут парни с веселыми связками шаров, гудят шарманки”

2) Этот праздник олицетворял пробуждение природы от зимней спячки, означал начало работ, предшествующих севу. Масленица и по сей день живет как проявление надежды на сытый год, поэтому она была и остается обильной и очень сытной. А как об этом пишет Шмелев?

  • “Стол огромный. Чего только нет на нем ! Рыбы, рыбы….икорницы в хрустале, во льду, сиги в петрушке, красная семга, лососина, белорыбица-жемчужница, с зелеными глазками огурцы, глыбы паюсной, глыбы сыра, хрящ осетровый в уксусе, фарфоровые вазы со сметаной, в которой торчали ложки, розовые масленки с золотистым кипящим маслом”

3) Ну а королем на масленичном столе являлся блин. Ох уж эти блины на Масленицу! Пышны, румяны, пухлы, вкусны, масляны. Еще с языческих времен блин был символом солнца. Не обошел вниманием блины в своем повествовании и Иван Шмелев.

  • “Украшением праздничного стола было что-то чудное, не похожее ни на что другое, в ярких цветах и позолоте, что весело называлось “Масленица”. На большом круглом прянике-блине, от которого пахло медом – и клеем пахло!- с золочеными горками по краю, с дремучим лесом, где торчали на колышках медведи, волки и зайчихи, поднимались чудесные пышные цветы, похожие на розы, и все это блистало, обвитое золотой канителью…”

4) Вся масленичная неделя сопровождалась веселыми играми, забавами, шумными конкурсами и развлечениями Какими?

  • Катание с горок. В нем принимали участие и стар и млад. При массовых катаниях использовались большие сани, куда могли поместиться 10 человек. Катались также на небольших санках, деревянных чурбаках, толстых кусках льда. Катание сопровождалось озорными шутками, обрядовыми песнями.
  • На Масленицу гадали: берет девушка первый блин, выбегает на улицу, угощает первого встречного и спрашивает его имя. Так и суженого звать будут.

Обычными на масленичной неделе были песни, пляски, ряженые, хождение с козой.

4.Театрализованное представление:

Учитель: Масленичная неделя была буквально переполнена праздничными делами: обрядовые и необрядовые действия, традиционные игры и затеи, обязанности и поступки до отказа заполняли все дни. Сил, энергии, задора хватало на все, поскольку царила атмосфера предельной раскрепощенности, всеобщей радости и веселья. И сейчас мы попытаемся, хотя бы частично, воспроизвести праздничную атмосферу, описанную И.С. Шмелевым в своем произведении. (В роли скоморохов выступают ребята старших классов)

1-й скоморох:

Эй, народ честной,
Шире рот открой

2-й скоморох:

Слушайте объявления,
Для глухих – без повторения.

1-й скоморох:

Все, кто любит блины в сметане,
Чай горячий в большом стакане.

2-й скоморох:

Все, кто любит пироги печеные,
Шашлыки, на углях печенные.

1-й скоморох:

Кто в пельмени влюблен без ума, отзовись.
В круг большой вокруг нас становись!

2-й скоморох:

Милые дамы и господа!
Для чего вы се собрались сюда?

1-й скоморох:

Вместе встретим без промедленья
Праздник старинный весенний!

2-й скоморох:

Весну встретим, зиму проводим!
В хороводе с ними походим!

1-й скоморох:

Поиграем, блинов покушаем
Да рекламу пельменей послушаем.

2-й скоморох:

Будет все, как в старину когда-то:
Песни, пляски, перетягивание каната.

1-й скоморох:

Каждый сегодня найдет заделье,
Каждому будет смех и веселье.

2-й скоморох:

Не стойте, не хмурьтесь и не скучайте,
Светлою радостью праздник встречайте!

Скоморохи организуют игры:

1) “Игра в блин”: Руки назад, блин в зубы, пытаются друг у друга зубами выронить блин.

1-й скоморох: Играть не уставать – не ушло бы дело.

2-й скоморох: Делу время – потехе час.

2) Исполняются частушки(Приложение 3)

Ставьте ушки на макушки,
Слушайте внимательно.
Пропоем мы вам частушки
Очень замечательно!
Девки, масленка идет.
Кто нас покатает.
У Петруши за двором
Сивка пропадает.
Как на масляной неделе
Из трубы блины летели.
Уж вы, блинчики мои,
Вы, блиночки мои!

Входит Зима в сопровождении двух стражей, обращается к собравшимся.

Зима:

Здравствуйте, люди добрые!
Здравствуйте, девочки-хохотушки!
Здравствуйте, мальчики-вертушки!
Спасибо, что пришли попрощаться со мной,
Снежной, холодной и вьюжной зимой.
Уж любила я вас, развлекала я вас:
Щеки, уши и нос ущипнула не раз.
Дочка старшая – вьюга – много вьюжила вас.
Сын мой старший–мороз- вас морозил не раз,
Сын мой младший–буран- вас буранил не раз,
Младшая дочка -метель -снегом сыпала в вас.
Так ответьте Зиме в мой последний час:
Угодила ли вам? Уходить мне от вас?

Раздаются крики: Уходи! Надоела!

Зима:

Кто кричал: “Уходи!”?
Будет знать, как орать.
Стража верная!
Этих молодчиков взять!

Стража зимы арестовывает двух, кричавших громче всех, им завязывают глаза, подводят к Зиме

Зима:

Что же, будете знать, как меня провожать.
Я заставлю любого меня уважать,
И весны в году этом вам не видать!
Зима с пленными уходят. Появляется богатырь.
Богатырь: Что приуныли? Зимы испугались?
Что ж вы с Зимой за победу не дрались?
Ворогов наших берусь победить,
Пленных вернуть и Весну воротить.
Кто пожелает в дружину мою,
Пусть силу и удаль покажут в бою!

Проводится конкурс “Перетягивание каната”. Победители зачисляются в богатырскую дружину.

Богатырь:

С этой дружиной любого врага,
Черта любого возьмем за рога.
Всем вам дарю я мечи-кладенцы.
К бою готовы? Вперед, молодцы!

1-й скоморох:

Счастья, удачи вам в трудном бою,
Силу и удаль прославьте свою.

2-й скоморох:

Там же в неволе томится Весна.
Ждет избавленья от плена она.
Все мы Весну с нетерпением ждем
И до победы отсель не уйдем!

Дружина удаляется. Ведущие проводят еще несколько конкурсов.

Играет торжественная мелодия. Появляется богатырь с дружиной. Они несут сундук. С ними Весна.

Весна:

Вот и я пришла к вам снова:
Весела, жива, здорова.
У Зимы была в плену.
Я ее во всем виню.
Посему ее огню
По закону старины
Мы сейчас предать должны!

Достает из сундука чучело Зимы. Его устанавливают на костре , сжигают.(Приложение 4)

Весна:

О зиме вы не грустите,
Будет время, погодите,
С ней денечков через пять
Повстречаетесь опять
Снег закружит, землю скроет,
Но теперь уже не стоит
Придавать тому значенье-
Я – хозяйка положенья.
Посему, велю опять
Веселиться и играть!

Проводятся конкурсы, концерт.

1 скоморох:

Козонька рогатая,
Козонька бодатая
Убежала за плетень,
Проплясала целый день!

Исполняется народный танец.

2 скоморох: И кот поет, когда хорошо живет.

1 скоморох: Где песня льется, там легче живется.

Исполняется народная песня.

2 скоморох: Петь хорошо вместе, а говорить врозь.

1 скоморох: Приглашаем на мир людской, на суд честной самых говорливых.

Исполнение скороговорок:

На дворе – трава, на траве – дрова,
Не руби дрова на траве двора.
Белые бараны били в барабаны.
Дом у дуба, дуб у дома.

2 скоморох:

Наконец-то, все устали,
Очень долго мы играли.
А теперь пора, дружок,
Съесть румяный пирожок.

1 скоморох:

Эй, стряпухи, повара,
Рекламировать пора
То, чем вы нас угостите
И на славу удивите.

Девочки рекламируют блины, названия которых они встретили в произведении И.С.Шмелева.

  • “Черные” блины гречневые;
  • Блины с припеком;
  • Блины с двойным припеком;
  • Блины с подпеком;
  • Блины молочные, легкие;
  • Блины с яичками;
  • Блины с икоркой.

Сценка:

Хозяйка: Тит, иди молотить!

Тит: Брюхо болит.

Хозяйка: Тит, иди щи хлебать!

Тит: Где моя большая ложка!

Рассаживаются за столы с присказками:

Где блины, там и мы.
Где с маслом каша, там и место наше.
Блин не клин, брюхо не расколет.
Без обеда не красна беседа.
Был бы пирог, найдется и едок.
Чай пить – не дрова рубить.
Ай да пироги, только брюхо береги.
Хот нет зубов, да кусаются. Вот где горячие-то!

1 скоморох:

Праздник близится к концу,
Но грустить нам не к лицу.
У весны забав немало,
И она нам завещала
Веселиться и играть
И ее не забывать!

2 скоморох:

Мы ж, однако, подустали,
Целый день итак скакали,
Нам пора и отдохнуть
В уголочке где-нибудь.
Вы ж, честные господа, разбредайтесь кто куда.

1 скоморох:

Ну, а все, кто к нам пришел,
До финала не ушел,
Ну, давай, кричи со мной:
“Поздравляем всех с Весной!”

(Приложение 5)