Элементы методических разработок на уроках биологии в межпредметной связи с другими науками

Разделы: Биология


За годы своего “зрелого стажа” выявила одну закономерность: мельчают наши дети... Если физиологически они созревают рано, то в физическом отношении существенно отличаются от предыдущих выпусков. Возможно, мне еще предстоит увидеть обратный процесс, а пока скажу, что и в плане умственных способностей мало одаренных детей. Оговорюсь сразу, что наши сельские ребятишки, конечно, отличаются от городских. Но только в плане физической выносливости. По статистике нашей школы, на каждый выпуск приходится от 1 до 3 учеников, продвинутых в плане современного образования, а остальные, к сожалению, самые заурядные “троечники”.

I. При обобщении и систематизации раздела “Ботаника” можно предложить в конце урока тайнопись из лимонного сока, предварительно принесенного детьми. Сама же приношу утюг. Дети, понятно, недоумевают и крайне заинтересованы.

В небольшую емкость выдавливаю немного лимонного сока, а потом на листе белой бумаги дети записывают любое определение из пройденных тем либо делают рисунок органов растения (рисуют чаще лимон). После высыхания их труд становится незаметным, что приводит детей в замешательство, а некоторые начинают строить догадки. В это время нагревается утюг и я проглаживаю высохшие листы – надпись (рисунок) “проявляется”. Контур рисунка и буквы бывают темно-коричневого цвета.

II. Очень просто показать фокус “Горящий платок”. Носовой платок обильно смочить водой и немного отжать. Затем сразу, незаметно для детей, намочить в спирте или ацетоне и зажечь на глазах детей. После того как платок вспыхнет, а затем погаснет, продемонстрировать, что платок цел. Это вызывает бурю восторга у большинства. Вода и спирт заранее приготовлены у меня в столе. Хорошо демонстрировать семи- и восьмиклассникам. Старшие обычно сразу догадываются.

III. Можно применять загадки с физическим содержанием на уроках в 7-м классе. Темы семейств по ботанике совпадают с прохождением темы “Давление” по физике.

Растения (семейство Розоцветные):

Как-то раз спросили розу:
“Отчего, чаруя око,
Ты колючими шипами
Нас царапаешь жестоко?”

(Остриё шипа имеет очень малую площадь сечения).

Когда проходим животных, опять вспоминаем тему “Давление”:

Тебе по болоту ходить довелось?
Легко тебе было? Вот то-то!
Тогда почему же огромнейший лось
Так просто бежит по болоту?

(Копыта лося раздвоены, а между ними – перепонка. За счет нее площадь опоры ноги лося довольно велика, а давление сравнительно малое).

IV. Шестиклассникам бывает интересно составлять собственный Календарь природы по временам года. Цель: привлечь внимание детей к своей местности, научить любить и ценить окружающий его мир. За три года (с пятого по седьмой класс) у ребят формируются свои приметы времен года, которыми они сверяются друг с другом.

Весной:

  1. Первая песенка большой синицы.
  2. Первые ссоры у воробьев.
  3. Первая весенняя капель.
  4. Первая весенняя сосулька.
  5. Первая весенняя лужица у дома.
  6. Первые кучевые облака.
  7. Первые проталины на полях.
  8. Первые грачи.
  9. Первый весенний дождь.
  10. Первые цветы мать-и-мачехи.
  11. Первые бабочки-крапивницы.
  12. Первые шмели.
  13. Разворачиваются почки на черёмухе.
  14. Разворачиваются почки на чёрной смородине.
  15. Разворачиваются почки на берёзе.
  16. Первые майские жуки.
  17. Прилетели ласточки-касатки.
  18. Зацвели одуванчики.
  19. Зацвела черная смородина.
  20. Зацвел крыжовник.
  21. Зацвела вишня.
  22. Зацвела яблоня.
  23. Последний ночной заморозок.
  24. Первая весенняя гроза.
  25. Зацвел чистотел.

Летом:

  1. Зацвёл боярышник.
  2. Зацвела сирень.
  3. Зацвела малина.
  4. Зацвела лесная земляника (клубника).
  5. Зацвёл василёк полевой.
  6. Зацвёл тысячелистник.
  7. Зацвёл молочай.
  8. Зацвела пижма.
  9. Первые ягоды лесной земляники (клубники).

Осенью:

  1. Начала изменяться окраска листьев:
  • берёзы;
  • осины;
  • черёмухи.
  1. Полностью изменилась окраска листьев:
  • берёзы;
  • осины;
  • черёмухи.
  1. День первого заметного падения листьев:
  • ерёзы;
  • осины;
  • черёмухи.
  1. Начало массового листопада:
  • берёзы;
  • осины;
  • черёмухи.
  1. Конец листопада:
  • берёзы;
  • осины;
  • черёмухи.
  1. Первый заморозок на почве.
  2. Первый заморозок в воздухе.
  3. Полетела осенняя паутина.
  4. Последний день с кучевыми облаками.
  5. Первый ледок на лужицах.
  6. Первый иней на крышах домов.
  7. Первые снежинки.
  8. Первый снег, упавший на землю и оставшийся лежать в течение дня.
  9. Первая пороша.
  10. Первые стаи грачей над полями.
  11. Исчезли ласточки-касатки.
  12. Замерз залив.

Эти наблюдения, взятые из книги Анатолия Онегова “Календарь природы”, я сократила и внесла некоторые коррективы применительно к своей местности.

V. По старой программе, когда в 8-м классе проходили животных, в частности, тему “Класс Птицы”, предлагала арифмограф “Способы разделения смесей” – межпредметная связь биологии с химией.

Способы разделения смесей:

11 8 2 3 8 9 9 1 14 8 1
11 5 17 15 10 3 15 14 8 1
7 9 12 3 15 14 8 1
20 17 2 3 4 15 17 14 8 1
7 8 9 19 3 4 12 18 15 10 8 5
  • 1, 2, 3, 4, 5, 6 – хищная птица с коротким крючковатым клювом и длинными острыми когтями;
  • 7, 8, 9, 8, 10 – крупная птица из отряда сов;
  • 11, 4, 12, 13, 11 – лесная певчая птица из отряда воробьиных;
  • 14, 15, 16, 9, 1 – большая болотная птица с длинной шеей и клювом, длинными ногами;
  • 17, 4, 1, 17, 18, 15 – дикая утка;
  • 9, 5, 6, 5, 11, 19 – большая водоплавающая птица с длинной изогнутой шеей;
  • 20, 21, 12 – отражение звука от предметов, отзвук.

Вначале нужно угадать ключевые слова по толкованиям значений и определить какие буквы участвуют в головоломке, а затем, подставляя в горизонтальные ряды, прочитать названия способов разделения смесей.

На этом позвольте закончить мой материал.