Урок литературы в 11-м классе по теме "Судьба человека в годы Великой Отечественной войны"

Разделы: Литература


Цель:

  1. Проследить по тексту рассказа Шолохова “Судьба человека” и другим произведениям, прочитанными учащимися, как человек покорял судьбу или подчинялся, ломался в ситуациях, требующих от человека выбора, большой работы души (Б.Васильев “А зори здесь тихие”, В.Быков “Сотников” и др.).
  2. Воспитание у учащихся собственной позиции к ситуации, требующей выбора.

Ход урока

Эпиграф: “И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина”.

Вступительная беседа

Ребята, рассказ называется “Судьба человека” и в других произведениях судьбы людские. Давайте попробуем с вами определиться с пониманием слова судьба, какой смысл вкладываете вы?

Давайте посмотрим, как это слово, его значение объясняется в словаре (уч-ся работают с толковым словарем).

“Судьба” - 1. Складывающийся независимо от воли человека ход событий, предопределяющий все, что происходит в жизни.

Участь, доля, жизненный путь (словарь русского языка).

От человека в годы Великой Отечественной войны, в минуты особых испытаний, проверок требуются особые усилия, душевные затраты, выдержка, проявление собственной позиции, но во благо других, определенный выбор. А можно ничего не выбирать, не предпринимать, а просто принимать как должное, мириться, не поднимать головы. И это тоже судьба.

Работа со смыслами.

Домбак - что тебе предначертано судьбой, то и принимай, а там будь, что будет, судьба всегда найдет человека.

Мухомедзянова - Судьба - испытание для человека. Судьба - это выбор, который должен сделать человек. Судьбу можно одолеть, а можно не сопротивляться.

Едакина - Судьбу человека предопределяют всегда обстоятельства.

Гайтанов - Война ломает судьбы людей. Складывает их жизнь по обстоятельствам.

Писарева - Зори бывают свои у каждой судьбы.

Баранова - На войне все решает человек, а иногда судьба. Остаться морально честным и сильным, здесь не важны обстоятельства, а все зависит от человека.
Кузнецов - Из судьбы одного человека складывается судьба целого народа.

Дороничев - Всегда оставаться человеком, какие бы испытания тебе ни приготовила судьба.

Кравчик - М.Шолохов верит в добрые чувства народа, в торжество жизни, с этим связаны образы детей.

Учитель. “Человек, словно в зеркале мир, многолик. Он ничтожен и он же велик ”.

Стягивание смыслов.

Ребята, давайте, из этих смыслов попробуем выделить общие, главные.

  • Судьба - испытание для человека, судьба - это выбор, который должен сделать человек. (От этого зависит: потеряет он себя или возродится с новой силой).
  • Судьбе можно сопротивляться, а можно подчиняться.
  • Зори у каждой судьбы свои, только нельзя давать, чтобы они потухли, угасли.
  • Вера в добрые чувства, в торжество жизни

Дискуссия по выделенным ведущим смыслам (работа ведется на основании выбора уч-ся)

Коллективно обсуждаются все смыслы с использованием примеров из
прочитанных текстов, жизненных наблюдений.

Предложить работать в группах по выбору уч-ся - какой смысл считают
для себя наиболее значимым, объединиться в группах по интересам.

Подведение итогов урока

Протолковать высказывания, которые подобрали учащиеся о человеке, о
смысле его жизни, о его назначении, о его выборе, о его определении. Например:

  1. “Человек - самая слабая в природе тростинка, но это тростинка мыслящая” (Паскаль)
  2. “Человек отличается от всех других созданий способностью смеяться” (Аддисон)

Д/з Концепция Шолохова о человеке и мире.

  • Концепция мира и человека
  • Герой пейзажа в композиции рассказа
  • Роль пейзажа в композиции рассказа
  • Мотив ребенка

Вывод.

На данном уроке учащиеся называли главные смыслы по теме урока, проговорили каждый свой смысл, аргументирую примерами из прочитанных текстов.

Все были вовлечены в целе-и смыслообразование, сами участники выделяли множество смыслов, ценностей, в ходе работы произошла взаимная дополнительность разных смыслов. Обсуждение разных смыслов, сотрудничество в решении проблем, ситуации пробуждения сопереживания, эмоциональной вовлеченности и сопричастности – все это позволяет развивать в процессе совместной деятельности позитивную мотивацию. Основные приемы - составление карты смыслов, снижение смыслов для выделения главного, общего. Прием дискуссии с использованием приемов из почитаемых текстов. Групповая форма работы позволяет учесть интересы обучающихся. Воспитательное значение урока – учить верить в добрые чувства, в торжество жизни.