Цель:
- Проследить по тексту рассказа Шолохова “Судьба человека” и другим произведениям, прочитанными учащимися, как человек покорял судьбу или подчинялся, ломался в ситуациях, требующих от человека выбора, большой работы души (Б.Васильев “А зори здесь тихие”, В.Быков “Сотников” и др.).
Воспитание у учащихся собственной позиции к ситуации, требующей выбора.
Ход урока
Эпиграф: “И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина”.
Вступительная беседа
Ребята, рассказ называется “Судьба человека” и в других произведениях судьбы людские. Давайте попробуем с вами определиться с пониманием слова судьба, какой смысл вкладываете вы?
Давайте посмотрим, как это слово, его значение объясняется в словаре (уч-ся работают с толковым словарем).
“Судьба” - 1. Складывающийся независимо от воли человека ход событий, предопределяющий все, что происходит в жизни.
Участь, доля, жизненный путь (словарь русского языка).
От человека в годы Великой Отечественной войны, в минуты особых испытаний, проверок требуются особые усилия, душевные затраты, выдержка, проявление собственной позиции, но во благо других, определенный выбор. А можно ничего не выбирать, не предпринимать, а просто принимать как должное, мириться, не поднимать головы. И это тоже судьба.
Работа со смыслами.
Домбак - что тебе предначертано судьбой, то и принимай, а там будь, что будет, судьба всегда найдет человека.
Мухомедзянова - Судьба - испытание для человека. Судьба - это выбор, который должен сделать человек. Судьбу можно одолеть, а можно не сопротивляться.
Едакина - Судьбу человека предопределяют всегда обстоятельства.
Гайтанов - Война ломает судьбы людей. Складывает их жизнь по обстоятельствам.
Писарева - Зори бывают свои у каждой судьбы.
Баранова - На войне все решает человек, а иногда
судьба. Остаться морально честным и сильным,
здесь не важны обстоятельства, а все зависит от
человека.
Кузнецов - Из судьбы одного человека
складывается судьба целого народа.
Дороничев - Всегда оставаться человеком, какие бы испытания тебе ни приготовила судьба.
Кравчик - М.Шолохов верит в добрые чувства народа, в торжество жизни, с этим связаны образы детей.
Учитель. “Человек, словно в зеркале мир, многолик. Он ничтожен и он же велик ”.
Стягивание смыслов.
Ребята, давайте, из этих смыслов попробуем выделить общие, главные.
- Судьба - испытание для человека, судьба - это выбор, который должен сделать человек. (От этого зависит: потеряет он себя или возродится с новой силой).
- Судьбе можно сопротивляться, а можно подчиняться.
- Зори у каждой судьбы свои, только нельзя давать, чтобы они потухли, угасли.
- Вера в добрые чувства, в торжество жизни
Дискуссия по выделенным ведущим смыслам (работа ведется на основании выбора уч-ся)
Коллективно обсуждаются все смыслы с
использованием примеров из
прочитанных текстов, жизненных наблюдений.
Предложить работать в группах по выбору уч-ся -
какой смысл считают
для себя наиболее значимым, объединиться в
группах по интересам.
Подведение итогов урока
Протолковать высказывания, которые подобрали
учащиеся о человеке, о
смысле его жизни, о его назначении, о его выборе, о
его определении. Например:
- “Человек - самая слабая в природе тростинка, но это тростинка мыслящая” (Паскаль)
- “Человек отличается от всех других созданий способностью смеяться” (Аддисон)
Д/з Концепция Шолохова о человеке и мире.
- Концепция мира и человека
- Герой пейзажа в композиции рассказа
- Роль пейзажа в композиции рассказа
- Мотив ребенка
Вывод.
На данном уроке учащиеся называли главные смыслы по теме урока, проговорили каждый свой смысл, аргументирую примерами из прочитанных текстов.
Все были вовлечены в целе-и смыслообразование, сами участники выделяли множество смыслов, ценностей, в ходе работы произошла взаимная дополнительность разных смыслов. Обсуждение разных смыслов, сотрудничество в решении проблем, ситуации пробуждения сопереживания, эмоциональной вовлеченности и сопричастности – все это позволяет развивать в процессе совместной деятельности позитивную мотивацию. Основные приемы - составление карты смыслов, снижение смыслов для выделения главного, общего. Прием дискуссии с использованием приемов из почитаемых текстов. Групповая форма работы позволяет учесть интересы обучающихся. Воспитательное значение урока – учить верить в добрые чувства, в торжество жизни.