Тема урока: "Охрана окружающей среды" (из цикла "Глобальные проблемы современности" )

Разделы: История и обществознание


Цель:

  • Показать взаимосвязь глобальных проблем, их отличие от иных проблем человека. Акцентировать внимание на значении и роли общественных институтов в их решении.
  • Воспитать у детей качества поликультурности, толерантности, уважения к миру, в котором живешь, ответственности за его будущее.
  • Обобщить знания учащихся по проблеме, способствовать применению знаний в нестандартной ситуации.

Эмблема урока: дерево.

Тип урока: закрепления, обобщения знаний.

Оборудование:

Схемы:

  1. Весы «ответственность могущество».
  2. «Часы глобальных проблем современности».
  3. «Властелин колец».
  4. Кластер у каждого ученика: схема, тесты, рефлексия.

Опережающие задания: подготовить сообщения на заданную тему.

Задания и упражнения носят частично-поисковый, исследовательский характер, что позволяет активизировать творческую, поисковую, исследовательскую деятельность учащихся.

Ход урока

Кому угрожает опасность?

Всем. Разве вы не видите, что перед вами весы, на одной чаше которых ваше могущество, на другой – ваша ответственность?

Мы завершили изучение темы «Глобальные проблемы современности». Данный урок призван закрепить, углубить, применить знания в контексте защиты окружающей среды. За правильный ответ вы будете получать жетоны с изображением дерева, потому что дерево – эмблема нашего урока – символизирует связь человека с природой и космосом ствол – символ роста, ветви – заинтересованность, корень – источник информации.

Глобальные проблемы появились не вчера, но это очень «молодая» проблема человечества. Если представить ХХ век в виде циферблата, то эволюция проблемы выглядит так:

В начале ХХ века эйфория охватила человечество от технических изобретений: электричество, телефон, телеграф. Думали: прогресс и так будет всегда! Фантасты рисовали мир в розовых тонах, считая, что природа неисчерпаема. В конце ХХ века человечество ощутило ограниченность природы и необходимость принятия мер для своего выживания.

В 70 – 80-е годы появилась концепция экологической катастрофы. Российский академик Н.И. Моисеев выдвинул теорию "ядерной зимы". Если произойдет обмен ядерными ударами между СССР и США, биосфера перестанет существовать, а если и сохранится, то человек не сможет существовать.

70 – 80-е гг. представители "Римского клуба" пришли к выводу, что биосфера перестанет существовать в конце XXI века.

90-е гг. российский ученый Горшков открыл, что биосфера вышла из равновесия в начале 1800 г. Условием выхода из кризиса ученый считает сокращение численности населения в 10 раз и уменьшение давления на природу.

В 1872 году английский инженер Роберт Смит в книге "Воздух и дождь: начало химической климатологии" ввел понятие "кислотный дождь".

В 60-е гг. ХХ века проблема кислотных дождей овладела умами ученых. Были реально оценены размеры экологического бедствия, связанные с нерациональным, безграмотным использованием природных ресурсов.

С 130 г. до н.э. до середины XIX века состояние озонового слоя менялось незначительно. Это показало исследование пузырьков воздуха антарктического льда. Систематическое измерение содержания озона в атмосфере началось в 1926 г. в Англии и Швейцарии. А через 70 лет в 1996 г. ученые Калифорнийского университета США удостоились Нобелевской премии за установление причин концентрации озона.

Таким образом за последние 100 лет человечество прошло путь от эйфории господства над природой до осознания глобальных проблем и поняло, что нужно принимать срочные меры для их решения.

Познавательные задания.

Викторина

Вопрос

Правильный ответ

1. Какой протокол установил норму выброса парниковых газов на одного человека? Киотсткий
2. В каком городе подписана концепция разрушения озонового слоя? Вена, 85 г.
3. Что такое Пагуошское движение? Ответственность ученых за судьбы своих открытий
4. Какая организация создана учеными для обсуждения проблем выживаемости человеческой цивилизации? 1968 г., "Римский клуб"
5. В каком международном документе записаны вещества, разрушающие озоновый слой? Монреальский протокол
6. Кому присущ оптимистический взгляд на решение глобальных проблем, неомальтузианцам или корнукопианцам? Корнукопианцам

Мусорная корзина

Вопрос

Ответ

1. Самый распространенный мусор ХХ века, который уничтожается через 200 лет? Консервная банка
2. Самый распространенный мусор конца ХХ века, не разлагается 400 лет? Полиэтиленовые пакеты
3. Очень "молодой", долговечный мусор Пластиковая бутылка
4. Это жидкое химическое вещество загрязняет почву на века Нефть и нефтепродукты
5. Эталон чистоты воздуха – природный индикатор Лишайник, мох
6. Этот строительный материал более всего подвержен разрушению в кислотной среде Розовый мрамор

Маска

  1. Почему прах японцев присутствует в годовом кольце 1945 года всех деревьев, в том числе и тех, что произрастают в Сибири?
  2. Курчатову принадлежат слова: "Атом – рабочий, но не солдат". Что имел в виду ученый?

Мини-конференция

Риторика – наука красноречия. Представьте, что от вашего выступления зависит финансирование проблемы, а выступите вы перед банкиром. Банкир – деловой человек, он выбрал 5 проблем.

Одно из условий – это финансы. Представьте, что я владелец огромного капитала. Каждая группа – эксперты в определенных областях. Определите для себя наиболее актуальную глобальную проблему, воспользуйтесь материалом, который имеется по данной проблеме. Подготовьте для меня убедительное выступление, что именно ваша проблема несет наибольшую угрозу человечеству, чтобы я смог профинансировать вашу программу по решению выбранной проблемы. При подготовке выступления можете использовать памятку в рабочих листах. Время на защиту – от 30 до 60 секунд. Гости участвуют в голосовании, кому отдают голос – тот получает жетон.

Ролевая игра. Работа в группах.

Слушаем ваши выступления.

Я финансирую ………… проблему.

Мы не все проблемы охватили. Как быть с теми, которые остались?

Проблемно-поисковое задание.

Будет ли снята проблема угрозы человечеству, если я профинансирую ту проблему, которую выбрал?

О какой еще отличительной черте глобальных проблем мы не сказали?

Вывод: все они взаимосвязаны.

Выполнение упражнения "Властелин колец" (см. Приложение1).

Рефлексия (Приложение2):

В результате урока мне открылись:

Три самых важных события …………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………………………….

Три самых важных действия……………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………….

Три самых важных чувства …………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………………………….