Программа "Развитие мелкой моторики"

Разделы: Начальная школа


Программа учебного курса “Развитие мелкой моторики” предназначена для коррекционных занятий в классах IV вида с детьми младшего школьного возраста в условиях общеобразовательной школы.

Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

Цель программы: создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Задачи программы:

  • Развитие умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
  • Развитие способности координированной работу рук со зрительным восприятием.
  • Развитие творческой активности, пространственного мышления, фантазии.
  • Формирование навыков исполнительского мастерства.
  • Формирование умения воплощать свои идеи в художественный образ.
  • Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду.

Программа учебного курса рассчитана на два часа в неделю. Занятия проводятся в группах (2 – 4 человека) по 20 минут и предполагают использование следующих форм:

  • беседа
  • экскурсия
  • дидактическая игра
  • ролевая игра
  • физические упражнения
  • коллективное творчество
  • анкетирование
  • индивидуальная корректировка действий.

Программа включает в себя следующие разделы:

  • пальчиковая гимнастика
  • оригами
  • лепка
  • аппликация
  • графические упражнения
  • игры и действия с предметами.

В разделе “Пальчиковая гимнастика” дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают ученикам снять моральное напряжение. На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.

В разделе “Оригами” учащиеся знакомятся со свойствами бумаги, постигают начало плоскостной и пространственной геометрии.

В разделе “Лепка” в процессе деятельности изображают предметы их действительности, создают элементарную скульптуру, что способствует развитию детского творчества, обогащению детей изобразительными и техническими умениями, созданию интереса к данному виду деятельности.

В разделе “Аппликация” дети развивают координацию кисти, логическое мышление и пространственное воображение, учатся пользоваться клеем и ножницами.

В разделе “Графические упражнения” игра поможет улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, развить мускульную и тактильную память.

В разделе “Игры и действия с предметами” для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.

Результатом работы по данной программе должно стать:

  • Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук учащихся до уровня соответствующего данному возрасту.
  • Овладение разными видами трудовой деятельности.
  • Умение создавать художественный образ своего изделия.
  • Овладение приемами работы с разными инструментами.
  • Умение соотносить форму, пропорцию и фактуру изделия.
  • Овладение нормами этики поведения.

Учебно-тематический план.

1 класс – 64 часа

Содержание Кол-во часов
1 Диагностика 4 ч
2 Пальчиковая гимнастика 10 ч
3 Оригами 8 ч
4 Лепка 8 ч
5 Аппликация 8 ч
6 Графические упражнения 11 ч
7 Игры и действия с предметами 15 ч

Учебно-тематический план.

2 класс – 66 часов

Содержание Кол-во часов
1 Диагностика 4 ч
2 Пальчиковая гимнастика 10 ч
3 Оригами 10 ч
4 Лепка 8 ч
5 Аппликация 7 ч
6 Графические упражнения 12 ч
7 Игры и действия с предметами 15 ч

Учебно-тематический план.

3 класс – 66 часов

Содержание Кол-во часов
1 Диагностика 4 ч
2 Пальчиковая гимнастика 8 ч
3 Оригами 11 ч
4 Лепка 10 ч
5 Аппликация 7 ч
6 Графические упражнения 11 ч
7 Игры и действия с предметами 15 ч

Учебно-тематический план.

4 класс – 66 часов

Содержание Кол-во часов
1 Диагностика 4 ч
2 Пальчиковая гимнастика 8 ч
3 Оригами 12 ч
4 Лепка 8 ч
5 Аппликация 8 ч
6 Графические упражнения 11 ч
7 Игры и действия с предметами 15 ч

Содержание курса.

Первый год обучения.

  • Пальчиковая гимнастика 10 ч.

Пальчиковые игры, сопровождающиеся стишками и потешками; сжимание – разжимание пальцев, кулачков; напряжение-расслабление пальцев; массаж кистей рук.

  • Оригами 8 ч.

Простейшее понятие “оригами”. Приемы складывания бумаги (пополам, вчетверо, наискосок, гармошкой). Точное соединение углов, сторон. Понятие “геометрическая фигура” (квадрат, треугольник, прямоугольник). Техника безопасности при работе с бумагой и ножницами.

  • Лепка 8 ч.

Знакомство с материалами (глина, пластилин, соленое тесто). Приемы работы различными инструментами (стек, скалка). Приемы изготовления изделий путем вытягивания из целого куска. Техника безопасности при работе с глиной и пластилином.

  • Аппликация 8 ч.

Знакомство с различными видами бумаги (неокрашенная – цветная, гофрированная, бархатная); инструментами, необходимыми для работы с бумагой (ножницы, кисточка, гладилка), их назначение и применение; свойствами бумаги (толстая – тонкая, мягкая – жесткая). Приемы работы с бумагой: вырывание, сминание, разрезание, изготовление деталей по шаблону. Техника безопасности при работе с бумагой и ножницами.

  • Графические упражнения 11 ч.

Ознакомление с различными видами штриховки, рисование по клеточкам (по образцу), графические игры (дорожки, дорисуй, обведи по контуру), работа с трафаретами.

  • Игры и действия с предметами 15 ч.

Игры с карандашом, бусами, орехами, счетными палочками; застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков; переборка круп; работа с мозаикой и строительными материалами.

Второй год обучения.

  • Пальчиковая гимнастика 10 ч.

Пальчиковые игры, сопровождающиеся стишками и потешками; сжимание – разжимание пальцев, кулачков; упражнения для ладоней; упражнения для подушечек пальцев; растягивание пальцев; напряжение-расслабление пальцев; массаж кистей рук.

  • Оригами 10 ч.

История искусства оригами, понятия “диагональ”, “сторона”, “центр”. Знакомство с различными видами углов (раскрывающиеся, нераскрывающиеся). Техника безопасности при работе с бумагой и ножницами.

  • Лепка 8 ч.

Приемы работы различными инструментами. Простейшие приемы лепки: раскатывание, скатывание, расплющивание, вытягивание, сгибание, присоединение. Приемы теснения, создания характера фактурой материала. Лепка по образцу. Техника безопасности при работе с глиной и пластилином.

  • Аппликация 7 ч.

Понятия предметная, сюжетная, орнаментная аппликация. Знакомство с различными видами аппликаций (многофигурная, объемная, плоскостная). Понятия монохромная (одноцветная) и полихромная (многоцветная) аппликация, их отличия в графичности или многоцветии красочности. Аппликация, выполняемая в технике “вырывания”, ее характерные особенности (заполнение намеченного контура вырванными кусочками, вырывание определенной формы из куска бумаги, придание похожести на определенный предмет). Техника безопасности при работе с бумагой и ножницами.

  • Графические упражнения 12 ч.

Выполнение различных видов штриховки (простая, комбинированная); рисование по клеточкам (по образцу и под диктовку); графические игры (дорисуй, обведи по контуру, построй фигуру, симметричную данной); работа с трафаретами; графические диктанты.

  • Игры и действия с предметами 15 ч.

Нанизывание бус и пуговиц; плетение косичек из ниток, венков из цветов; различные виды шнуровки; сортировка круп; работа с мозаикой и строительными материалами; игры с массажными мячами и предметами разной фактуры; игры на развитие тактильной памяти “Кот в мешке”.

Третий год обучения.

  • Пальчиковая гимнастика 8 ч.

Сжимание – разжимание пальцев, кулачков; упражнения для ладоней; упражнения для подушечек пальцев; растягивание пальцев; напряжение-расслабление пальцев; массаж кистей рук; теневой театр; игра “Говорящие пальчики”.

  • Оригами 11 ч.

Основные приемы складывания (пополам, в несколько раз, в определенной последовательности). Приемы вырезания частей и декоративных деталей (вырезание по контуру, симметричные детали, вырезание из бумаги, сложенной в несколько раз). Техника безопасности при работе с бумагой и ножницами.

  • Лепка 10 ч.

Деление большого куска материала на равные и неравные части; лепка основных форм (шар, цилиндр, куб, диск); комбинирование различных форм в изделии; способы декорирования изделий. Техника безопасности при работе с глиной и пластилином.

  • Аппликация 8 ч.

Алгоритм выполнения аппликации (выбор сюжета; вырезание деталей; выбор фона; расположение и наклеивание деталей на фоне; окантовка работы). Аппликация с использованием комочков бумаги для придания объема. Техника безопасности при работе с бумагой и ножницами.

  • Графические упражнения 11 ч.

Графические диктанты; построение рисунков по координатам точек; выполнение различных видов штриховки (простая, комбинированная); рисование по клеточкам (по образцу и под диктовку); графические игры (дорисуй, обведи по контуру, построй фигуру, симметричную данной); работа с трафаретами.

  • Игры и действия с предметами 15 ч.

Нанизывание бус и пуговиц; плетение косичек крючком; различные виды шнуровки; сортировка круп; работа с мозаикой и строительными материалами; игры с массажными мячами и предметами разной фактуры; игры на развитие тактильной памяти “Кот в мешке”.

Четвертый год обучения.

  • Пальчиковая гимнастика 8 ч.

Сжимание – разжимание пальцев, кулачков; разминка согнутых пальцев; упражнения для ладоней; упражнения для подушечек пальцев; растягивание пальцев; напряжение-расслабление пальцев; массаж кистей рук; теневой театр; игра “Говорящие пальчики”; использование элементов кинезиологической гимнастики.

  • Оригами 12 ч.

Изготовление поделок, используя несколько квадратов различной величины. Соединение деталей склеиванием, путем надрезания и продевания деталей в надрезы. Составление сложных композиций из поделок, выполненных в технике оригами. Техника безопасности при работе с бумагой и ножницами.

  • Лепка 8 ч.

Лепка с натуры, по образцу, по замыслу. Использование приемов “вытягивание” и “прищипывание”. Передача перехода одной формы в другую, путем заглаживания формы пальцами или путем постепенного наращивания объема. Дополнение изделия деталями, усиливающими образ (природный материал, пробки и т.д.), роспись готовых изделий. Техника безопасности при работе с глиной и пластилином.

  • Аппликация 8 ч.

Аппликация из различных материалов (ткань, бумага, природный материал), особенности работы с этими материалами. Понятие “мозаика”, виды мозаики (контурная, сплошная, с просветами и без); изготовление мозаики, используя для этого технику аппликации. Техника безопасности при работе с бумагой, ножницами, клеем.

  • Графические упражнения 11 ч.

Графические диктанты; построение рисунков по координатам точек; выполнение различных видов штриховки (простая, комбинированная); рисование по клеточкам (по образцу и под диктовку); графические игры (дорисуй, обведи по контуру, построй фигуру, симметричную данной, лабиринты); работа с трафаретами.

  • Игры и действия с предметами 15 ч.

Пришивание пуговиц; вязание крючком; различные виды шнуровки; сортировка круп; работа с мозаикой и строительными материалами; игры с массажными мячами и предметами разной фактуры; игры на развитие тактильной памяти “Кот в мешке”.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Обучаясь по данной программе, к концу первого года обучения дети

должны знать:

  • виды бумаги (цветная, неокрашенная, гофрированная, бархатная);
  • свойства бумаги (тонкая, толстая, мягкая, жесткая);
  • понятие “оригами”, “шаблон”;
  • виды штриховки (вертикальная, горизонтальная, по диагонали);
  • основные правила склеивания;

должны уметь:

  • применять простейшие приемы складывания бумаги (пополам, вчетверо, гармошкой);
  • применять простейшие приемы лепки (вытягивание из целого куска);
  • пользоваться клеем, кисточкой, ножницами, стеком;
  • изготавливать простейшие изделия из бумаги, пластилина, соленого теста, глины;
  • работать с трафаретами;
  • изготавливать детали по шаблону;
  • застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки;
  • завязывать и развязывать ленты, шнурки, узелки.

К концу второго года обучения дети

должны знать:

  • виды аппликаций (предметная, сюжетная, орнаментная, многофигурная, объемная, плоскостная);
  • характерные особенности аппликации в технике “вырывание”;
  • виды штриховки (простая и комбинированная);
  • виды шнуровки (крестообразная, через край, параллельная);
  • понятия “диагональ”, “сторона”, “центр”, “раскрывающийся угол”, “нераскрывающийся угол”, “симметрия”, “трафарет”;

должны уметь:

  • изготавливать поделки в технике “аппликация”, “оригами” по образцу;
  • пользоваться ножницами, вырезать простейшие детали по контуру;
  • применять приемы лепки: раскатывание, скатывание, расплющивание, сгибание, присоединение;
  • выполнять аппликации в технике “вырывание”;
  • плести косички из ниток;
  • выполнять шнуровку.

К концу третьего года обучения дети

должны знать:

  • понятия “шар”, “цилиндр”, “куб”, “диск”;
  • алгоритм выполнения аппликации;
  • характерные особенности аппликации в технике “комочки”;
  • понятие “координата точки”;
  • способы декорирования изделий (прорисовка, окантовка, вдавливание);

должны уметь:

  • применять приемы складывания бумаги (в несколько раз, по диагонали, наискосок, в определенной последовательности);
  • вырезать симметричные детали;
  • лепить шар, цилиндр, диск, куб;
  • строить симметричные фигуры, рисунки по координатам точек;
  • писать графические диктанты;
  • плести косички крючком;
  • декорировать изделия путем прорисовки, окантовки, вдавливания.

К концу четвертого года обучения

должны знать:

  • понятия “мозаика”;
  • виды мозаики (контурная, сплошная, с просветами и без);
  • правила выполнения мозаики;
  • эстетические требования к оформлению работ;
  • основные правила заготовления и сушки природных материалов;
  • способы декорирования изделий деталями, усиливающими образ;

должны уметь:

  • применять приемы складывания бумаги (надрезание и продевание деталей в надрезы)”
  • применять приемы лепки: вытягивание, прищипывание;
  • декорировать изделия деталями, усиливающими образ (природные материалы, вторичное сырье, роспись);
  • выполнять аппликации из различных материалов (ткань, бумага, природные материалы).

Учебно-методическое обеспечение.

Материалы:

  • различные виды бумаги (цветная, неокрашенная, бархатная, гофрированная, самоклеющаяся);
  • различные виды ткани;
  • картон;
  • соленое тесто (соль, мука);
  • пластилин;
  • природные материалы;
  • вторичное сырье;
  • фольга;
  • клей ПВА;
  • нитки;
  • пуговицы.

Оборудование:

  • баночки для воды;
  • крупа мелкая и крупная;
  • счетные палочки;
  • бусы;
  • ленты;
  • шнурки;
  • строительный материал;
  • шаблоны;
  • салфетки;
  • образцы готовых изделий;
  • массажные мячи;

Инструменты:

  • ножницы;
  • линейка”
  • стеки;
  • кисточки;
  • карандаши, фломастеры, краски;
  • скалка;
  • гладилка;
  • иголки;
  • крючок;
  • циркуль;
  • трафареты.

Наглядные пособия:

  • иллюстрации;
  • муляжи;
  • игрушки;
  • мозаика (кнопочная, шариковая, геометрическая);
  • конструктор;
  • набор геометрических тел;
  • коллекции бумаги, картона, ткани;
  • образцы штриховок.

Дидактические материалы:

  • детская художественная литература;
  • памятки по технике безопасности;
  • тексты песен и потешек;
  • образцы графических упражнений (диктанты, игры, лабиринты, рисунки);
  • диагностические задания.

Библиографический список.

  1. Александрова Э.И. Развивающие прописи. – Харьков – Москва: “Инфолайн”, 1994.
  2. Алексеевская Н.А. Волшебные ножницы. - М.: “Лист”, 1998. 198с.
  3. Афонькин С.Ю. Игрушка из бумаги.
  4. Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М.: “Фким”, 1996. 207 с.
  5. Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО “Дрофа”, 2000.
  6. Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: “Астрель”, 2001.
  7. Виноградова Н.Ф. Все о младшем школьнике. – М.: “Вентана-Граф”, 2004. 400с.
  8. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: “Просвещение”, 1991. 93 с.
  9. Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб - учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: “Академия Холдинг”, 2002. 200с.
  10. Геронимус Т.М. Работаем с удовольствием (1-4 классы) Уроки труда. – М.: “АСТ - ПРЕСС”, 2000. 140 с.
  11. Геронимус Т.М. 150 уроков труда в 1-4 классах. – М.: “Начальная школа”, 1994. 192 с.
  12. Гусакова М.А. Аппликация. – М.: “Просвещение”, 1987. 45 с.
  13. Гусакова М.А. Подарки и игрушки своими руками. – М.: “Сфера”, 1999. 107 с.
  14. Дегтярева Т. Умные поделки. – М.: “Лист”, 1999. 133 с.
  15. Климанова Л.Ф. Уроки веселого карандаша. – Тула: “Родничок”, 2001.
  16. Конышева Н.М. Лепка в начальной школе. – М.: “Просвещение”, 1980.
  17. Крупенская Н.Б. Линии. Фигуры. Точки. //прописи. “РОСМЭН - ПРЕСС”, 2004.
  18. Лукашина М.М. Готовим руку к письму. - М.: “Карапуз”, 1999.
  19. Нагибина Н.И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль: “Академия развития”, 1998. 190 с.
  20. Нагибина Н.И. Чудеса из ткани своими руками. - Ярославль: “Академия развития”, 1998. 205 с.
  21. Потапова Е.Н. Радость познания. – М.: “Просвещение”, 1990. 94 с.
  22. Рейд Б. Обыкновенный пластилин. – М.: “АСТ – ПРЕСС”, 1998.128 с.
  23. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: “Астрель”, 2006.
  24. Шульгина В.П. Методическая копилка для учителей начальных классов.// Школа радости. – Ростов – на – Дону: “Феникс”, 2002. 319 с.
  25. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.–Санкт – Петербург: 1999.40 с.
  26. Подумай, нарисуй и раскрась. // Альбом. “Радуга”, 2002.

Приложение