Урок мудрости по сказке В.М. Шукшина "До третьих петухов"

Разделы: Литература


Что с нами происходит? Всем своим творчеством Василий Макарович Шукшин мучительно искал ответ на этот вопрос. Искал не только для нас, современников, но и потомков. Об этом поиске Валентин Распутин скажет: “Будь человеком… Всё, что сделано Шукшиным в искусстве, освещено у него этим требовательным понятием, этой страстью, этой болью, которым он заставил внимать всех… Не было у нас за последние десятилетия другого такого художника, который бы столь уверенно и беспощадно врывался во всякую человеческую душу и предлагал ей поверить, что она есть, в каких просторах и далях она заблудилась, какому поддалась соблазну, или, напротив, что помогло ей выстоять и остаться в верности и чистоте. Читателем и зрителем Шукшина была и остаётся вся Россия, от самых высоких умов до самых падших душ; его талант – это прежде всего голос взыскующей совести”.

Этими словами начинается урок по сказке Шукшина. “До третьих петухов” - одно из самых недооценённых произведений писателя. Оно было написано и опубликовано в год смерти Шукшина. Написано уже зрелым мастером, человеком, которому, по его собственным словам, “приходят мысли не только “о деревне” и “о городе” - о России”.

Эта сказка, предложенная для изучения в 11 классе в разделе “Миф – фольклор – литература” (программа под редакцией А.Г.Кутузова), и станет предметом нашего разговора. Предлагаемый урок не претендует на то, чтобы стать образцом. Наверняка в практике учителей – словесников есть и более совершенные. Но неразработанность этой темы в методической литературе позволяет предположить, что и наш опыт может оказать помощь коллегам.

Конечно, продуктивность, наполненность урока, активность учащихся будут зависеть и от их подготовки, предварительной самостоятельной исследовательской, творческой работы, которая определяется перспективным домашним заданием. Это позволяет решить несколько задач: во-первых, учащиеся имеют свободный выбор заданий: индивидуальных и групповых; во-вторых, подготовка к уроку становится целью не только учителя, но и учеников. Вопросы и задания предлагаются разноуровневые, либо требующие простой репродукции знаний, либо предполагающие аналитическую работу, самостоятельное исследование:

Всему классу: прочитать сказку Шукшина “До третьих петухов” и ответить на вопрос: “Какое ощущение после прочтения у вас было доминирующим: реальности или ирреальности происходящего в сказке?”

Групповые: 1. Инсценировать эпизод “В библиотеке”. 2. Соотнести маршрут и деяния Ивана из этой сказки и из любой фольклорной. Что общего и в чём различие? 3. Создать мультимедийный проект по содержанию сказки. 4. Произвести лингвистический анализ сказки. 5. Согласны ли вы с определением сказки Шукшина как сатирической? Если нет, дайте своё определение и обязательно докажите свою точку зрения.

Индивидуальные: 1. В постмодернистской символике библиотека воспринимать как аналог мира. Случайно ли такое совпадение? 2. Зачем в сказке появляются персонажи русской классической литературы, ведь они не участвуют в действии? Каковы их художественные функции? 3. Каковы, на ваш взгляд, функции монастыря в сказке Шукшина? В фольклорных сказках монастырь – явление совершенно нетипичное? 4. Почему или зачем в финале уделяется столько внимания шапке атамана?

Эти задания и вопросы помогли сохранить эмоционально-личностное восприятие художественного произведения, осмыслить его, понять связь различных явлений и фактов, сделать шаг к пониманию героев.

Оценивая позиции героев, точку зрения писателя, отношение к обществу, к людям. Реализуется и принцип коллективной деятельности через установку обучающихся на коллективное творчество, активное участие каждого школьника в решении поставленной задачи и выбор каждым личностно-значимого предмета деятельности, что обеспечивает индивидуализацию учебного процесса.

Итак, урок начался. После вступительного слова учителя проводится литературная викторина “Узнай литературного героя” (цель: вспомнить изученные произведения и представить персонажей русской классической литературы, которые будут участвовать в инсценировке эпизода сказки “В библиотеке”).

Из того ли то города из Мурома,
Из того села да с Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый молодец.

(Илья Муромец)

“Мне нельзя жить, - думала она, - нельзя!.. О, если бы упало на меня небо! Если бы земля поглотила бедную!..” (“Бедная Лиза”, Н.Карамзин)

Пошёл вон!!! – гаркнул вдруг посиневший и затрясшийся генерал. В животе у Червякова что-то оторвалось. Ничего не видя, ничего не слыша, он попятился к двери, вышел на лицу и поплёлся… Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лёг на диван… помер.

(“Смерть чиновника”, А.Чехов”)

“Отец был Акакий, так пусть и сын будет Акакий”… Таким образом и произошёл Акакий Акакиевич. Ребёнка окрестили, причём он заплакал и сделал такую гримасу, как будто бы предчувствовал, что будет титулярный советник.

(Башмачкин, Н.Гоголь “Шинель”)

Формой нельзя на всяком шагу стеснять следователя. Дело следователя ведь это, так сказать, свободное художество, в своём роде-с. Без нас вам нельзя обойтись. А засади я вас в тюремный-то замок – ну месяц, ну два, ну три посидите, а там вдруг и, помянете моё слово, сами и явитесь… придёте с повинною… Потому страданье, Родион Романыч, великая вещь: не смейтись над этим, в страдании есть идея”.

(следователь Порфирий Петрович, Ф.Достоевский “Преступление и наказание”)

У старинушки три сына:
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был - …

(дурак, П.Ершов “Конёк-горбунок”)

Мне давно совестно жить на свете! Всё знаю, всё понимаю, но силы и воли нет. …Нет, жизнь моя началась с погасания. С первой минуты, когда я сознал себя, я почувствовал, что я уже гасну…”

(Илья Ильич Обломов, И.Гончаров “Обломов”)

Он по-французски совершенно
Мог изъясниться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринуждённо;
Чего ж вам больше? Свет решил,
Что он умён и очень мил.

(Евгений Онегин)

Богат, хорош собою,
Везде был принят как жених;
Таков обычай деревенский;
Все дочек прочили своих
За полурусского соседа.

(Владимир Ленский, А.Пушкин “Евгений Онегин”)

В.Г.Белинский назовёт его “лишним” героем. Он сам о себе скажет: “Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, - тогда как другая шевелилась и жила к услугам каждого, и этого никто не заметил..”

(Григорий Печорин, М.Лермонтов “Герой нашего времени”)

Пантелей Прокофьевич торжествующе оглядел собеседника, продолжая сладостный его сердцу разговор: “Сын уродился истинно всем на диковину. Полный бант крестов, это как по-твоему? А сколько разов был раненый и сконтуженный? Другой бы давно издох, а ему нипочём, на тихом Дону настоящие казаки!”

(Григорий Мелехов, М.Шолохов “Тихий Дон”)

Следующий этап урока – инсценирование начала сказки – эпизод “В библиотеке”. Такая форма совместной работы учителя и учеников очень эффективна. Происходит смена мизансцены (класс превращается в театр), а чем интереснее мизансцена, тем активнее дети и, благодаря положительным эмоциям, отзывчивее на педагогические воздействия; чем необычнее расположение всех во имя дела, тем острее внимание к делу и вопросу, тем выше атмосфера доверительности. Ценность сотрудничества, сотворчества состоит в том, что эта деятельность доставляет удовольствии ученику и учителю. Совместный труд должен быть интересным! Нет угнетённого состояния и плохого настроения у ребят. Появляется свобода, право на ошибку. И, как ответная реакция на эту внутреннюю раскрепощённость, рождается чувство ответственности за группу. Ведь именно эти два состояния – психологический комфорт и возможность реализовать себя – пожалуй, самые нужные для школьников.

Следующий этап урока – анализ произведения, в ходе которого и реализуется проверка домашнего задания. Анализ включает в себя не только яркие детали острые вопросы, интригующие приёмы, страстные монологи увлекательные задания, но также личностный отбор знаний, многожанровость урока. Удачным оказался и мультимедийный проект – киносценарий.

Действие начинается в библиотеке, где сказочным и литературным героям автор придал современную речь и мышление, материализуя их по образу и подобию современного человека, и они начали реально-сказочную жизнь (Илья, Атаман, Иван-Дурак, Бедная Лиза и т.д.). Новый “коллектив” героев давно пытается приобщить Ивана-Дурака к активной деятельности, вернуть “в ряды” из того особого положения, в котором он пребывал всё сказочное время. И хотя всем надоел вечный вопрос об Иване-Дураке, радикальные меры (“выгнать!”) не устраивают Ивана; бумаги-справки, которая, подтвердив его разум, освободят Ивана от исторической и легендарно-сказочной вины.

Сказка рисует особый мир, заселённый существами, живущими по своим неписаным законам. Мир этот странен, уродлив, противоестествен. Обесчеловечение обернулось полной утратой облика, имени. Превратив бывших людей в фантастические, тёмные и страшные существа (Баба Яга, Черти). Сказка переносит нас в легендарное время (“до третьих петухов”).

- Когда происходит действие?

В глухую ночь, когда пробуждаются демоны, ведьмы и прочие тёмные силы. Шабаш их прекращается с пением петухов.

- Где происходит действие?

“Против неба на земле!” - огромное пространство: в лесу, возле некоего монастыря, в “канцелярии” Мудреца, в избушке Бабы Яги, в библиотеке.

- Кто главный герой сказки?

Иван. Из фигуры легендарной преобразуется в реально действующего нашего современника. Его история определяет композицию и движение сюжета.

- Почему всё же Иван отправился за справкой к Мудрецу, ведь Лизино согласие выйти замуж после получения справки Иван сразу отверг?

Не за справкой отправился Иван, а за разумом.

В избушке Бабы Яги произошли первое испытание Ивана, первая капитуляция, первое унижение. Ребята приходят к выводу, что за повествованием о необычных заключениях Ивана проглядывают уродливые сцены сегодняшней жизни.

- Возвращение Ивана в ряды умных существенно меняет многое. Что именно?

/Ивану предстоит действовать самостоятельно, без посторонней помощи, например, добрых волшебников, как это бывало с ним всегда. Став умным по справке, Иван должен разделить общую судьбу: его будут принимать всерьёз, оставив разные коварства. Злые шутки и непосильные для обычных людей задачки, решения которых обычно требовали от дурака Ивана.

Конечно, всеобщее признание умным сулит Ивану всевозможные блага: раскрепощение его собственных талантов, свободу действий, равноправие. И тем не менее превращение Ивана в умного не обойдётся без необратимых утрат: Иван навсегда потеряет своё обаяние, поэтичность, своеобразие, поддержку добрых волшебников вроде Сивки Бурки, которые, оберегая дурака, всё за него решали, подсказывали, вели за ручку. Иван был послушен, исполнителен, беспечен, спокоен. Теперь, не вмешиваясь, также терпеливо ждёт решения своей судьбы: “Думайте, думайте… Умники нашлись… Доктора”.

- Сохраняется ли в произведении Шукшина атрибутика сказок?

Сохраняется в содержании как фон, деталь, элемент, оттеняющие вполне современное мышление, практичность, сообразительность Бабы Яги, которую, например, Иван устраивает только как “полный дурак” или просто “бесхитростный”, чтобы можно было заставить его строить “коттеджик” и служить “истопником”. Горыныч о трёх головах, как положено в сказке, но каждая голова думает и действует по-своему. Головы излучают жестокость, плотоядность, коварство, ясновидение. Он тоже использует Ивана-Дурака, послушного, покорного. Ивану помогают смекалка, юмор, талантливость, умение “тянуть резину”, “торговаться, как делают нынешние слесари-сантехники…”, но они не спасли его от унижений и духовного насилия.

- Каким показался Ивану Мудрец?

Обычный старичок, тем не менее, окружённый тайной. Загадочными были его могущество и власть, таинственными – слова, образующие причудливую смесь бреда, заумия, абсурда. Мудрец циничен, достаточно умён, чтобы понимать бессмысленность своей деятельности, абсурдность выдуманных им “функций”, “аналогий”, “признаков”, хотя, видимо, знает их магическую силу. Суете и суесловию он предпочитает “перекур”.

- Получил ли Иван справку?

Нет. Но вернулся в библиотеку в новом качестве – участником фантастической истории. Выход Ивана в сказочное пространство многое изменил в расстановке действующих лиц, в самом сюжете сказки. Не стало Горыныча, которого зарубил Атаман, спасая жизнь герою. В познании неведомого прежде мира за стенами библиотеки Иван приобрёл опыт, сам набрался “ума-разума”. В своём новом качестве – умного – Иван не выступает.

- Какое ощущение после прочтения у вас было доминирующим: реальности или ирреальности происходящего в сказке?

На этом уроке присутствуют и активный диалог, и дискуссия, и рассуждения, и оценка разных точек зрения. Работа идёт и коллективная, и групповая, и индивидуальная, то есть, представлены разные модели совместной деятельности.

Урок – это работа души и тем усерднее эта работа, чем уважительнее отношение ученика к самому себе. Подводя итоги урока, мы вновь обращаемся к эпиграфу: “Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок”.

- Какой урок вы получили сегодня, анализируя сказку Шукшина? Стал ли наш урок уроком мудрости для вас?

Вот некоторые выводы одиннадцатиклассников: 1) Герой должен сам пройти свой путь. 2) Терпением ничего не изменить, не выстоять в борьбе с бесовской силой. Надо что-то делать! 3) Бессилие бесхитростного в столкновении с хитростью, интригой и предательством. 4) Счастливого финала нет; надо всерьёз, а не на арапа, браться за восстановление попранных идеалов. 5) Хочется вслед за Иваном воскликнуть: не сидеть, не рассиживаться бы нам, не ждать, пока “мудрецы”, хамы и прочие окончательно не заполнят наши души.

Последний вид деятельности учащихся на уроке – рефлексия (оценка того, что лично каждому дало выполнение того или иного задания, что удалось, а что нет. Важно, что в таком размышлении учащиеся учатся активно оценивать себя и обсуждать результаты своей деятельности). Ребятам были предложены на выбор пословицы и поговорки, при помощи которых они могли бы оценить свою работу на уроке. Вот некоторые ответы:

  • Превзошёл самого себя. Оседлал своего любимого конька. Не чувствую ног под собой.
  • Сам себе хозяин. Мысли лезут в голову. Есть ещё порох в пороховницах.
  • Мурашки поползли по спине. Это ещё цветочки, а ягодки будут впереди. Не ударил лицом в грязь.
  • Бил мимо цели. Язык плохо подвешен. Из кожи вон лез.

Заключительное слово учителя: В концепции В.Шукшина счастье – деятельное бытие, в котором созидательное начало всегда принадлежит человеку, его творчеству и разуму. Потому так требователен к человеку Шукшин, потому так сурова, бескомпромиссна его критика безобразного, безнравственного.

В качестве домашнего задания предложен творческий практикум: исследование на тему “Миф – фольклор – литература в произведениях В.Распутина и В.Шукшина” или “Языковое своеобразие сказки В.Шукшина”.