Урок – защита диссертации по теме "Характеристика Японии"

Разделы: География


Цели и задачи урока:

– Изучить специфику одного из ведущих центров мирового хозяйства.

– Создать условия для применения знаний и умений в знакомой и новых учебных ситуациях.

– Способствовать обучению учащихся умению, характеризовать объект и явления по тексту учебника и дополнительной литературе.

– Развивать у учащихся интеллектуальную, исследовательскую, информационную, коммуникативную культуру.

Тип урока: комплексного применения знаний и умений.

Методы урока: частично– поисковый, исследовательский, опережающее домашнее задание.

Форма проведения: Урок– защита диссертации.

Материально-техническое оснащение: атласы, справочные статистических материалы, творческие работы учащихся, политическая карта мира, СD-диск “ Экономическая и социальная география мира”

Герб, флаг Японии.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Создание творческой атмосферы в классе. Ролевое распределение участников урока – защиты диссертации.

2. Актуализация знаний.

– Сегодня у нас необычный урок. Мы узнаем о стране, которую называют очень странно – “Страна наоборот”. И для этого есть все основания. В этой удивительной стране пальто подает женщина, руль в машине с правой стороны, кошки бесхвостые, здесь пишут сверху вниз, едят палочками, спят на полу, а белый цвет является траурным.

– О какой стране идёт речь?

– Да, это Япония.

– А понять и узнать эту своеобразную страну нам помогут наши кандидаты, которые будут защищать свои диссертации. “Ученый совет” вынесет своё решение.

И так мы начинаем урок – Защита диссертации.

3. Целеполагание и мотивация.

Учитель называет тему урока и предлагает учащимся определить для себя цели урока.

Учитель мотивирует работу учащихся, объявляя, что работа на уроке будет оцениваться в баллах и присуждаться “ ученая степень”.

(Таблица результатов работы творческих групп заполняется в ходе защиты диссертаций).

Критерии оценки ответа и дополнений.

40 баллов – ответ правильный и полный.

20 баллов – ответ правильный, но не полный.

5 баллов – ответ неточный.

10 баллов – дополнение правильное, содержащее новые сведения.

Предлагается учащимся разделиться на 4 творческие группы (с учетом выполнения опережающего домашнего задания), и приступить к самостоятельной подготовке следующих вопросов:

  1. Экономико-географическое положение Японии.
  2. Особенности населения. Демографическая политика.
  3. Характеристика промышленности.
  4. Культура Японии.

2. Воспроизведение знаний на новом уровне.

Руководитель “ученого совета” приглашает кандидата с темой диссертации (1 творческая группа):

“Экономико-географическое и политико-географическое положение Японии. Влияние ЭГП на развитие страны, его изменение во времени”.

Выступление учащегося:

– Япония – сравнительно не большая по площади страна, расположена на четырёх крупных и около тысячи мелких островов. Япония – страна гор, страна, которая бедна полезными ископаемыми, а многочисленные реки из-за порожистости и малой длины, непригодны для судоходства. Японские острова лежат внутри движения тайфунов – ураганов, проходящих во время осенней смены муссонов. Зимой на северо-западное побережье доходит самое большое количество снега для этих широт. Кроме того, земная кора в этом районе очень подвижна, о чём свидетельствует частые землетрясения и действующие вулканы, а небольшие землетрясения происходят в Японии каждый день…

– Япония входит в “большую восьмерку”, что говорит о её высоком экономическом развитии, но не является членом НАТО и других объединений, потому что её удалённость от большинства стран затрудняет процесс интеграции.

Вопрос “оппонента” к творческой группе:

Какие факторы способствовали формированию “экономического чуда”?

Выступающие:

Факторы “экономического чуда”:

  1. Важную роль в индустриализации Японии сыграли США.
  2. Были проведены демократические реформы.
  3. Распущены японские семейные концерны, – которые монополизировали экономику.
  4. Была проведена реформа в сельском хозяйстве, ликвидировано крупное землевладение, земля была передана в пользование крестьян.
  5. Япония имела дешёвую рабочую силу по сравнению с другими развитыми странами.
  6. Япония после поражения в войне имела право тратить не более 1% ВВП на оборону.
  7. Для страны всегда была характерна высокая степень государственного регулирования: каждые 5 лет составлялся план – прогноз.

Председатель учёного совета приглашает выступить кандидата (2 творческая группа ) с темой диссертации:

“Характеристика промышленности”.

Выступающие:

Хозяйство. Высоко развитая промышленность почти лишена собственной минерально-сырьевой базы. Япония ввозит почти всю нефть и природный газ, большую часть угля, руды черных и цветных металлов, бокситы.

Топливно-энергетическое хозяйство, основанное на привозном топливе, отличается режимом экономии, сокращением объема энергопотребления. Импорт нефти в последние годы уменьшился, хотя абсолютные его размеры велики – около 200 млн. т. Ее доля в потреблении топлива сокращается (около 50%), в то же время растет доля угля и атомной энергии. В стране действует более 30 атомных электростанций.

Промышленность Японии условно можно разделить на две группы отраслей. К первой относятся материалоемкие производства, потребляющие много металла и другого сырья: выплавка стали и нефтехимии, автомобиле– и судостроение. Япония достигла ведущей роли в мире по этим производствам еще в 70-е гг. XX в., но их рост приостановился, а судостроение даже резко сократилось. Ко второй группе относятся самые наукоемкие отрасли: производство роботов, ЭВМ, полупроводников бытовой радиоэлектроники. В этих отраслях Японии ведет ожесточенную борьбу за техническое первенство с конкурентами – США и Западной Европы.

Черная металлургия использует импортную руду и уголь (преимущественно из Австралии). Выплавляя около 100 млн. т стали, страна занимает второе место в мире. Металлургические комбинаты отличаются высоким техническим уровнем (крупные домны, полное господство самого прогрессивного кислородно-конвертерного способа плавки стали); Они размещены на побережье, что обеспечивает дешевую доставку сырья и топлива непосредственно к доменным печам, без перегрузок. Часто они комбинированы с нефтехимическими заводами, составляют единые комплексы. Развита разнообразная цветная металлургия, в том числе выплавка алюминия.

Автомобильная промышленность делит с США 1–2-е место в мире – около 10 млн. автомашин в год, в том числе около 8 млн. легковых. Автомобильные концерны “Тойота”, “Ниссан”, “Хонда”, успешно конкурирует с американскими и западноевропейскими, захватывают зарубежные рынки. Японское судостроение дает около 1/2 судов зарубежного мира.

Среди отраслей второй группы, отличающихся высокой наукоемкостью, немало таких, где Япония также достигла лидерства в мире. Прежде всего, это бытовая радиоэлектроника – по производству видеомагнитофонов (около 80% мирового), цветных телевизоров, радиотехники страна не имеет конкурентов. Лидирует она и по производству роботов (более 100 тыс. в год), и по оснащенности ими хозяйства. В Японии имеется несколько “безлюдных” заводов, где почти все производство обеспечивается роботами. По объему производство электронно-вычислительной техники Япония уступает лишь США, хотя уже выпускает ЭВМ пятого поколения.

Японская наука и индустрия занимает ведущие место по биотехнологии, производству полупроводников, разработки и использованию новых источников энергии (программа “Солнечный свет”).

Сельское хозяйство обеспечивает почти 3/4 потребностей населения в продовольствии. Основой сельского хозяйства остаются мелкие хозяйства (средний их размер 1,2 га, в 15 раз меньше западноевропейского) и традиционное растениеводство, особенно разведение Главной зерновой культуры – риса. Высокая химизация сельского хозяйства и труд японского крестьянина позволяют получать довольно высокие урожаи. По сбору доминирует рис (12-14 млн. т), затем идут пшеница, соя, овощи.

Раньше население почти не потребляло мясо, в послевоенные годы положение быстро изменилось, а роль животноводства заметно увеличилось, особенно быстро развивается свиноводство и бройлерное птицеводство.

Традиционно большое место в питании японцев занимают рыба и другие продукты моря. Япония – один из лидеров мирового рыболовства – развивает и аквакультуру: разведение рыбы во внутренних водоемах и моллюсков на “морских плантациях”.

Вместе с тем страна остается крупнейшим импортером продукции сельского хозяйства, особенно зерна и кормов.

Вопрос оппонента выступающим:

1. Что представляет собой “японская модель” развития экономики.

Выступающий.

На первом этапе развития своей экономики, чтобы не терять время на научно-исследовательские разработки и на внедрение новых открытий в производство, японские предприниматели сделали ставку на импорт зарубежной мысли, на массовое заимствование из других стран передовой технологии и техники. Японцы охотно занимали за рубежом деньги, не жалели средств на покупку лицензий и патентов, но всячески противились появлению на японской земле предприятий, где хозяйничали бы иностранцы. Далее, начинают выпускать ту продукцию, которая пользуется большим спросом на мировом рынке. Необходимо учесть сочетание новейших технологий с относительно дешевой рабочей силой.

Председатель учёного совета:

Приглашает выступить кандидата (3 творческая группа) с диссертацией на тему: “Особенности населения и демографическая политика”.

  • Население Японии – 127млн человек-это 8-е место в мире после Китая, Индии, США, Индонезии, Бразилии, России, Пакистана.
  • Территория – 372 тыс. км 2.
  • Средняя плотность населения – 336 чел. на квадратный километр. Но фактическая плотность населения выше, поскольку почти всё население страны сосредоточено на приморских низменностях и в долинах рек.
  • Япония – конституционная монархия, империя. Это практически единая империя в мире.

До принятия Конституции 1947 года была абсолютной монархией, законы которой наделяли императора неограниченной властью и приписывали ему божественное происхождение. В настоящее время император страны – Акихито – символ государства и единства нации, так как вся законодательная и исполнительная власть принадлежит парламенту и кабинетам министров.

По государственному устройству – Япония – унитарное государство, здесь 46 префектур и губернаторство Хоккайдо.

Подавляющая часть населения живет в городах – 76 %.

В стране более 200 больших городов, 12 из них города – миллионеры.

Для Японии, в отличие от других стран Азии, характерен первый тип воспроизводства населения – естественный прирост. Заметное снижение рождаемости объясняется, прежде всего, желанием японцев повысить уровень жизни, а также государственный политикой контроля над рождаемостью. Занятия по основам планирования семьи проводятся уже в старших классах. Пропагандируется более поздние браки по договоренности родителей.

  • Япония-нация здоровых людей с самым низким показателем детскость смертности в мире –4 на 100 (в США– 8 на 1000; в России– 18 на 1000)и самым высоким уровнем продолжительности жизни (мужчины-76 лет, женщины – 82 года). Для сравнения: в России женщины – 72 года, мужчины – 62 года.

Вопрос оппонента выступающему:

Почему японцы долго живут?

Выступающий:

Все продукты в магазинах свежие, в пищу употребляется много морепродуктов. Японцы, как никакой другой народ в мире знают и понимают, насколько хрупка жизнь. В памяти остались атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Японцы ценят жизнь и берегут природу. Имеют привычку ходить пешком. В стране провозглашен лозунг “Десять тысяч шагов ради здоровья”.

“Председатель научного совета”:

– Япония – страна высокой культуры и сплошной грамотности. Японцы свято чтят старинные обряды и традиции.

Слово предоставляется учащимся 4 творческой группы.

Тема диссертации “ Культура и традиции в Японии”.

1-й ученик. У японцев приняты поклоны и улыбки. Подчинённые кланяться своему начальнику, сгибая корпус под углом 450 , коллеги кланяются друг другу под углом 150, встречают клиентов и покупателей под углом 300 значит каждому свой угол.

Ещё когда мать, по японскому обычаю, носит младенца у себя за спиной, она при каждом поклоне заставляет кланяться и его, давая тем самым первые уроки почитания старших.

2-й ученик. Чаепитие в Японии представляет сбой целый обряд, который называется “тя но ю,” что означает в переводе “чайная церемония”. Участвуют в обряде не более пяти человек. В комнате даже днём должен быть полумрак, а вся мебель и предметы – старинные, лишь белоснежный льняной платок и бамбуковый коврик подчёркнуто новые. Все участники церемонии садятся на пол, один из них насыпает в чашку порошок – растёртый в пудру зелёный чай, заливает водой и метёлочкой взбивает пену. Обряд происходит в полном молчании. Особое внимание уделяется качеству воды.

3-й ученик. Икебана (приблизительный перевод – искусство составления цветов). Это целая наука, её преподают в Японии в специальных школах. Обучают детей этому искусству с 6 лет, три раза в неделю. Проникновение в мир икебаны требует от человека профессиональных знаний и особого дара – тонкого зрительного восприятия её едва уловимых свойств.

4-й ученик. Есть в Японии настоящие чудеса. Одно из них – бонсай – миниатюрные сады. Эти маленькие садики по своим размерам не превышают размеров комнаты. Растут в них карликовые деревья: дубы, клёны, лиственницы до 30 см. Выращивают их более 900 лет несколько поколений людей. Передаются они по наследству. Японцы могут часами любоваться такими садиками, проводить около них всё свободное время в раздумьях, отдыхая от тяжёлого трудового дня. Существование такого крохотного садика может быть объяснено стремлением людей, познать красоту большого мира, иметь её рядом с собой.

5-й ученик. У японцев свой национальный костюм– кимоно. Кимоно носят и сегодня от мало до велика, в праздничные дни. Оно передаются по наследству, одно для всех: нет различия – мужское или женское. Все радостные события: рождение ребёнка, свадьба, праздники, все скорбные события заставляют надеть кимоно – парадное или траурное. Кимоно – одежда, которая никогда не выбрасывается. Непременным атрибутом женского туалета является шпилька для украшения волос, а также веер и зонтик.

6-й ученик. В Японии часто случаются землетрясения, поэтому здесь издавно строят легкие дома, при разрушении которых не гибнут люди. Дома сделаны из деревянных планок. Стены раздвигаются, как двери книжного шкафа. Это позволяет легко и быстро менять планировку жилища. Полы покрыты специальными циновками из прессованной рисовой соломы – татами. Днем на них сидят, обедают, а на ночь на них стелят постель. Мебели, как правило, мало. В доме идеальная чистота. Придут гости, хозяева пригласят их к столу. Каждому дадут вместо вилки по две палочки. В Японии до сих пор хранят верность деревянным палочкам. Столовые, рестораны, отели Японии ежегодно закупают 11,3млрд. тонких палочек, используют их только один раз, а затем выбрасывают.

7-й учащийся. Вместо стульев японцы раскладывают на полу мягкие подушечки. Посуда на столе не имеет ничего общего с тем, что мы называем сервизом. Приезжие изумляются – что за разнобой. А японцы кажется безвкусицей видеть одну и ту же роспись на тарелках, и на блюдцах, и на чашках. А станут гости уходить, хозяева подарят им на прощание бумажную птичку – журавлика. Считается, что он приносит людям счастье.

4. Итог урока.

Слово учителю.

На сегодняшнем уроке мы узнали об удивительной стране, где люди наперекор природе, не давшей им в достатке ни полезных ископаемых, ни земли достигли таких экономических вершин.

По ходу урока учащиеся получали за свои выступления баллы.

Ученый совет решил:

Творческим группам, набравшим 50 баллов и более присудить “научную степень – знатоки Японии”.

5. Домашнее задание.

На контурные карты нанести Мегаполисы Японии.

Рефлексия:

  1. Какое значение для тебя лично имеют знания и умения, полученные сегодня на уроке.
  2. Что вызвало наибольшую трудность.