Краеведение как условие развития регионального самосознания обучающихся

Разделы: География


Свой вклад в экономическое и культурное развитие области вносит каждый населённый пункт, его жители, гордящиеся не только общими успехами, но и своими собственными делами и достижениями, преобразованием своего края, того «своего», что получило название «чувство родной земли». Вот этот непреходящий интерес к «своему», к отчим местам и призвано удовлетворять краеведение. На местном материале легче всего воспринимаются и формируются географические понятия. И не только! Самое главное, воспитывается в детях любовь к родному краю, чувство гордости за свою Малую Родину.

Свою задачу вижу в том, чтобы каждый ученик научился видеть красоту природы родного уголка, красоту творений рук человека, живущего рядом. На уроках по изучению родного края работаю с учащимися над созданием образа территории, на которой мы живём. И в этом мне помогают разнообразные формы организации учебной деятельности, а так же различные источники информации.

Обязательное использование краеведческого материала в обучении физической и экономической географии России даёт возможность ясного восприятия и осмысленного запоминания нового о своём крае, запоминания ранее изученного. Это обязывает меня как учителя географии чаще, чем учителей других предметов, проводить экскурсии в природу, на производственные предприятия и к наиболее интересным памятникам культурного наследия, тем самым непосредственно воздействуя на эмоциональную сферу личности школьника. Это влияние наиболее ценно, т. к. согласно высказыванию великого педагога К. Д. Ушинского, «Знания и убеждения мертвы без чувств и эмоций». В этом учебном году с ребятами своего 9 – А класса мы побывали в разных уголках нашего Тевризского района и Омской области: в Большереченском зоопарке, на Тевризском газоконденсатном месторождении, а также посетили Храм Александра Невского в Екатериновке.

Через изучение достопримечательностей родного края у детей формируется любовь к Малой Родине, гордость за свой район, его природу и хозяйство, понимание того, что Тевризский район – частица великой Родины. Одной из таких достопримечательностей является Екатерининская церковь, Храм Александра Невского.

Храм Александра Невского в Екатериновке

В 2006 году исполнился 101 год со дня основания Храма. Это уникальное сооружение является памятником деревянного зодчества, историческим памятником культурного наследия нашей области, неповторимым «лицом» Тевризского района. Посещение Храма не оставляет детей равнодушными, воспитывая в них нравственные качества и духовную культуру, которой так не хватает молодому поколению.

Тевризский район является ресурсным в области, и её газификация продолжается. Чувство гордости за наш район воспитываю в детях, прежде всего на уроках, посвящённых изучению природных ресурсов и развитию экономики Омской области. Тевризское газоконденсатное месторождение является «первенцем» в разработке топливных ресурсов нашей области. Оно уникально тем, что по геологическим запасам невелико (680 млн. м3), по сравнению с месторождениями севера Западной Сибири, но местная администрация Омской области нашла возможность для его промышленной разработки и введении месторождения в эксплуатацию после 30 – летнего «затишья». Ведь оно было открыто ещё в 1971 году, а введено в промышленную эксплуатацию в 1998 году. Благодаря Тевризскому газоконденсатному месторождению, «голубое топливо» стало доступным для трёх северных районов Омской области: Тевризского, Тарского и Знаменского.

Тевризское газоконденсатное месторождение

Если имеется возможность, то мы вместе с ребятами выезжаем на экскурсию на месторождение. Если такой возможности нет, то я использую учебный видеофильм о нём, созданный в сотрудничестве с учащимися старших классов. Кроме того, в этом году этот фильм можно уже использовать в формате мультимедиа, используя компьютерные ресурсы нашей школы.

Слова известного мыслителя - философа Дистервега «Извне ребёнку можно дать только возбуждение»Б подтверждаются жизненным опытом. Так, например, после первого посещения газоконденсатного месторождения ребята заинтересовались его изучением и решили выяснить, какой же на самом деле экономический эффект для бюджета Тевризского района составляет использование данного месторождения. А вторым направлением исследований выбрали изучение изменения экологической ситуации в нашем районе в связи с переходом на «голубое топливо». Итогом их поисково-исследовательской деятельности стало успешное выступление на районной краеведческой конференции, что в свою очередь послужило толчком для дальнейшей исследовательской работы учащихся. Стало уже традицией участие исследовательских работ учащихся нашей школы в областном заочном конкурсе «Моя малая Родина» в номинации «Малый уголок Великой России». Заочная форма участия детей в различных конкурсах для нас более выгодна, т. к. не всегда имеются финансовые возможности в бюджете района для непосредственного участия, (живём в 450 км от Омска).

В этом учебном году с учащимися 9 класса также принимаем участие в областном заочном конкурсе «Моя малая Родина» и всероссийском заочном фестивале творческих и исследовательских работ «Портфолио». Содержание представляемых работ отражает историю освоения, природу и хозяйственную жизнь родного края – Тевризского района.

С историей освоения главного богатства нашего края учащиеся знакомятся также и посредством изучения различных публикаций местной периодической печати. Эти статьи из газет помещаются в кабинете географии на тематические сменные информационные стенды, в оформлении которых охотно участвуют сами дети.

Чтобы воздействовать непосредственно на мысли и чувства ребят, оживить в их умах яркие незабываемые образы, на уроках я часто обращаюсь к поэзии, да и к искусству вообще. Так, например, читаю стихи поэтов-земляков:

Здесь тайга стеной,
Здесь туман густой,
Здесь урман глухой
Нем стоит.
Он не любит злых,
Жадных мыслей их,
А от добрых –
Тайн не таит.

Отдаёт тепло,
От него светло
На душе.
Он накормит нас,
Руку нам подаст
На родной реке
Иртыше.

С Брандис

На уроках изучения истории и природы родного края, в поисково – исследовательской работе учащихся используются материалы местного краеведческого музея имени К. П. Кошукова. Кроме того, в этом году издана прекрасная книга «Потомкам о земле Тевризской» А. А. Кошуковой, И. К. Филипченко об истории родного края. Это богатейший материал для использования на уроках краеведения. Уникальным пособием, источником информации о природе Омской области, своего родного края также служит книга «Земля, на которой мы живём».

География – единственный в школьном курсе предмет, предоставляющий возможность многих увлекательных путешествий по родному краю, если не реально, то хотя бы мысленно - по страницам учебника, многочисленной дополнительной литературе, по карте. «Путешествия учат больше, чем что бы то ни было. Иногда день, проведённый в других местах, даёт больше, чем десять лет жизни дома» (Анатоль Франс). Каждый ученик, путешествуя по родному краю, непременно открывает что-нибудь новое для себя, тем самым обогащая свой внутренний мир. Своими впечатлениями об увиденном ребята охотно делятся в семье, в кругу друзей и знакомых, а также используют полученные знания на уроках смежных дисциплин.

Есть в нашей школе ещё одна добрая традиция - День Здоровья, когда учащиеся всей школы идут в турпоход по окрестностям Тевриза. В этот день школьники чувствуют себя по настоящему счастливыми, поскольку нет уроков, и они становятся участниками многих увлекательных мероприятий: конкурсов, игр, викторин, соревнований на ловкость, силу, смекалку и др. Ребята с азартом соревнуются в практических умениях и навыках: умении ориентироваться на местности и по карте, ставить и укладывать палатку, разжигать костёр и др. Именно здесь, при непосредственном контакте с природой, закладывается в детях доброе и ответственное отношение к окружающему их миру, воспитываются гражданственность и патриотические чувства.

Географо-краеведческие материалы, собранные учащимися в ходе экскурсионно-туристской и поисково-исследовательской работы аккуратно обрабатываются и оформляются в виде плакатов с планами, диаграммами, графиками, а также зарисовок, фотографий и др. Эти материалы потом используются на уроках, внеклассных мероприятиях, групповых занятиях, в учебно-воспитательной работе школы. Это лучшая награда за кропотливый творческий труд юным географам - краеведам.

Географии как учебному предмету принадлежит совершенно особое место, т. к. география является сплавом искусства и наук о природе и обществе. На уроках географии формируется не только научная картина мира планеты Земля, но также формируется в сознании школьников географический образ родного края. Формируется географическая культура подрастающего поколения, являющаяся частью общей культуры человека. Главное для учителя – это формирование личности ученика, патриота и гражданина России.

Накопленный опыт по данной теме был обобщён и представлен мною на областном уровне (Приложение 1):

  1. Областной педагогический марафон учителей географии «День учителя географии», посвящённый 100-летию Д. С. Лихачёва и 70-летию системы повышения квалификации работников образования Омской области (10 октября 2006г.);
  2. Областная научно – практическая конференция «Воспитание подрастающего поколения: идеалы, ценности, ориентиры» (13 – 14 декабря 2006г.)