Тема урока: "По пути парламентаризма"

Разделы: История и обществознание


Я требую, чтобы государство защищало не только меня, но и других. Я требую чтобы оно защищало свободу - и мою собственную, и всех окружающих людей. (Карл Поппер)

Цели урока:

  • закрепить и углубить знания учащихся основных положений Конституции Карачаево-Черкесской Республики; способствовать развитию политического мышления, гражданского самосознания, интереса к политике;
  • развивать умения и навыки сравнивать, сопоставлять факты и делать выводы, работать с текстом закона;
  • воспитывать у учащихся уважение к праву и закону, чувства патриотизма и интернационализма.

Тип урока: урок-обобщение по разделу Конституция Карачаево-Черкесской Республики”.

Форма проведения: игра “Умники и умницы”.

Оборудование урока: карта “Карачаево-Черкесская Республика”, Конституция Российской Федерации, Конституция Карачаево-Черкесской Республики, символы республики: Герб, Флаг, Гимн; Хапчаев С.Ю “По пути парламентаризма”. ОАО “Издательство “Кавказская здравница”, 2005; диплом и “ордена” для награждения, карточки.

Подготовка к уроку

Учащимся дается задание за неделю до урока-игры глубже ознакомиться с текстом Конституции Карачаево-Черкесской Республики. Класс делится на три группы. Перед началом урока каждая группа предлагает для игры своего агониста, а сами занимают свой сектор в классе и становятся “теоретиками”. Ведущим является учитель, а помощником- президент школьного самоуправления.

Члены ареопага (жюри): депутат Народного Собрания (Парламента), учитель истории, победитель школьной (городской, республиканской) олимпиады по истории или праву (он же - секретарь ареопага).

Правила игры.

Для выхода в финал требуется правильно ответить на вопросы.

“Красная” дорожка (2 этапа)- 2 вопроса и самая короткая, но ошибки в ответе не допускаются.

“Желтая” дорожка (3 этапа) - 3 вопроса, можно ошибиться только один раз и перейти в следующий этап.

“Зеленая” дорожка (4 этапа) - 4 вопроса, ошибиться можно дважды. Побеждает тот агонист, кто первым достигнет финиша, а остальные становятся “теоретиками”. В случае неправильного ответа агониста вопрос передается “теоретикам”, а именно тому, кто раньше поднял руку (за этим следит секретарь ареопага). За правильные ответы “теоретики” получают “ордена” от помощника учителя.

За правильные ответы “теоретики” получают “ордена” от помощника учителя.

Ход урока-игры “Умники и умницы”

I. Организационный момент.

1 агон “Разминка”.

1. Агонисты за 5 минут до начала урока получают задание: “Если бы я стал Президентом Карачаево-Черкессой Республики…”

(Ответ не более 1 минуты. Оценивает ареопаг).

2. Знаете ли вы русский язык?

(Исправить ошибки в словах).

Порламент, димократия, риспублика, фидерация, депутат.

(Правильно: парламент, демократия, республика, федерация, депутат).

По итогам разминки Агонисты выбирают дорожку (первым выбирает лидирующий агонист).

2 агон “Соревнования на дорожках”.

(Вопросы задаются поочередно по-одному вопросу, начиная с “красной” дорожки).

“Красная дорожка”. Вопросы к агонисту.

1. Когда прошли выборы депутатов Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики третьего созыва? (14 марта 2004 г.)

2. В чем особенность вопросов ведения Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики по сравнению с Федеральным Собранием Российской Федерации?

(Конституция Карачаево-Черкесской Республики Статья 84 (г) - принятие законов и иных нормативных правовых актов по предметам ведения Карачаево-Черкесской Республики, внесение в них изменений и дополнений, контроль за их исполнением).

“Желтая дорожка”. Вопросы к агонисту.

1. Докажите, что по Конституции Карачаево-Чекесской Республики граждане наделены более широкими правами, чем это предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

(Статья 40 Конституции Карачаево-Черкесской Республики дает право на получение среднего (полного) общего образования. В Конституции Карачаево-Черкесской Республики закреплено отсутствующее в других Конституциях положение, отражающее традиции и обычаи народов республики - статья 10 (2).

2. Процитируйте слова одного из куплетов гимна Карачаево-Черкесской Республики.

3. Каковы сроки полномочий президента Карачаево-Черкесской Республики и президента Российской Федерации?

(5 лет, 4 года, не более двух сроков подряд).

“Зеленая дорожка”. Вопросы к агонисту.

1. Каков спектр политических партий в Народном Собрании Карачаево-Черкесской Республики? (Депутаты от “Единой России”, КПРФ, ЛДПР, “Истинные патриоты России”, партия “Жизни”).

2. Продолжите суждение (дается карточка с текстом)

“Карачаево-Черкесская Республика - демократическое,__________и

_______________________ государство с ____________________ формой правления.

(социальное, правовое с республиканской).

3. Кто написал слова и музыку Гимна Российской Федерации и музыку Гимна Карачаево-Черкесской Республики?

(С. Михалков, А.В. Александров; Ю. Созаруков, А.Дауров).

4. Определите, какой главе Конституции Карачаево-Черкесской Республики соответствует положение: “Основные права и свободы человека неотчуждаемые и принадлежат каждому от рождения”.

(Глава 2, статья 14(2)).

3 агон. Вопросы для “теоретиков”.

1. Когда была принята Конституция Карачаево-Черкесской Республики?

(5 марта 1996 г.).

2. Кто является президентом республики и председателем Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики?

(Мустафа Азрет-Алиевич Батдыев и Сергей Александрович Смородин).

3. Сколько статей включает в себя Конституция Российской Федерации и Конституция Карачаево-Черкессой Республики?

(137 статей, 115 статей).

4. Кто осуществляет согласно Конституции Карачаево-Черкесской Республики государственную власть?

(Статья 4 Конституции Карачаево-Черкесской Республики. Государственную власть в Карачаево-Черкесской Республики осуществляют: Президент Карачаево-Черкесской Республики, Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики, Правительство Карачаево-Черкесской Республики, суды Карачаево-Черкесской Республики).

5. Какие права и свободы человека и гражданина закрепляет Конституция Карачаево-Черкесской Республики?

(Глава 2 Конституции Карачаево-Черкесской Республики).

6. Разъясните положение статьи 23 (2) Конституции Карачаево-Черкесской Республики. “Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества”.

7. Какой язык является государственным по Конституции Российской Федерации и Конституции Карачаево-Черкесской Республики?

(Статья 68 Конституции Российской Федерации:

  1. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.
  2. Республики в праве устанавливать свои государственные языки.

Статья 11 Конституции Карачаево-Черкесской Республики:

  1. Государственными языками в Карачаево-Черкесской Республики являются абазинский, карачаевский, ногайский, русский и черкесский.
  2. Языком межнационального общения и официального делопроизводства в Карачаево-Черкесской Республике является русский язык).

8. Кто согласно Конституции Карачаево-Черкесской Республики является ее гарантом?

(Президент Карачаево-Черкесской Республики).

С учетом каких особенностей формируется руководящие органы Народного Собрания (Парламента) и Правительства республики Президиума?

(Статьи 83 и 92 Конституции Карачаево-Черкесской Республики. Формируются с учетом национального представительства).

10. Какие изменения внесены по выбору глав субъектов Российской Федерации?

(Президент Российской Федерации предлагает кандидатуру главы субъекта).

11. Для чего нужна демократическая, а не подаренная кем-то Конституция?

(Чтобы ощущать себя гражданином, чтобы обеспечить равенство граждан перед законом, чтобы не чувствовать себя чужим у себя в государстве…).

12. Кто может быть вице-президентом Карачаево-Черкесской Республики?

(Статья 77 (3) Конституции Карачаево-Черкесской Республики. Вице- президентом Карачаево-Черкесской Республики может быть гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий избирательным правом).

IV. Подведение итогов.

  1. Награждение дипломом “Умника” или “Умницы” победившего агониста.
  2. Выставление оценок “теоретикам”.
  3. Выступление депутата Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики.

V. Домашнее задание: написать эссе на тему “Карачаево-Черкесия – уголок большой России”.