Урок литературы в 6-м классе по теме: "Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века"

Разделы: Литература


Цель:

1) познакомить учащихся с биографией поэта;
2) развивать творческие и интеллектуальные возможности учащихся;
3) отрабатывать навыки выразительного чтения стихотворений;
4) привитие чувства любви к природе родного края, к Родине;
5) воспитание эстетического вкуса у учащихся.

Оборудование урока:

1) На доске написаны тема и эпиграф к уроку:

Тот, кто видел хоть однажды
Этот край и эту гладь,
Тот почти березке каждой
Ножки рад поцеловать.

2) Портрет С. Есенина.

3) Выставка книг С. Есенина и о С. Есенине.

4) Фотографии: родители С. Есенина, отчий дом в селе Константиновка, Похвальная грамота, фотографии С. Есенина в разные периоды жизни.

5) Рисунки учащихся.

6) Магнитофонная запись песен, романсов на слова Есенина.

7) Стенгазета «Природа в поэзии С. Есенина»

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Повторение пройденной темы:

а) Беседа:

- Какую мы начали изучать тему?

- О каком поэте XX века мы узнали на прошлом уроке?

- Какие стихи А.А. Блока изучали на прошлом уроке?

б) Выразительное чтение стихотворения «Летний вечер»

- Какие литературные приемы использовал поэт в этом стихотворении?

- Какое чувство, настроение несет каждое из этих стихотворений?

(Тихо звучит песня «Над окошком месяц. Под окошком ветер» на стихи Сергея Есенина)

3. Слово учителя.

Ребята, вы прослушали отрывок из песни на стихи С. Есенина «Над окошком месяц. Под окошком ветер». Какие мысли, чувства она навевает?

Сегодня мы познакомимся с биографией и творчеством замечательного поэта Сергея Есенина, будем читать и анализировать его стихи «Мелколесье. Степь и дали», «Пороша». Послушаем ваши выступления, проведем конкурс чтецов. Желаю вам активной работы, хорошего настроения.

- Как рождается поэт? С чего начинается пробуждение творческих дум? Без умения видеть мир по-своему, без способности сопереживания, без впечатлительности и искренности нет поэта. Природа не только «колыбель» и поэтическая «школа» Сергея Есенина, она душа есенинских стихов. Природа- источник, питающий и поэзию, и лирические чувства поэта. Почти ни одно стихотворение не обходится без картины природы.

В есенинских «пейзажах» поражает многообразие растительного мира: более 20 пород деревьев и 20 видов цветов. Чаще встречаются береза, тополь, клен, черемуха, вишня, роза, колокольчик, ромашка и другие. Поэт не любит говорить вообще о растениях. Для него каждое дерево и цветок имеют свое обличье, свой характер «как метель, черемуха машет рукавом», «лепестками роза расплескалась», «плачут вербы, шепчут тополя», «зеленокосая, в юбчонке белой, стоит береза над прудом».

Таким образом, стихи Есенина - это лирика природы, чарующая нас своими красками, волнующая своей музыкой. «Мечтатель сельский», став в столице «первокласнейшим поэтом», по-прежнему сознает себя певцом деревни.

Давайте поближе познакомимся с Сергеем Есениным. Вот перед вами его портрет. «На фоне окружавших меня людей привлекали внимание его голубые глаза и золотые кудри. Поражала его улыбка, необыкновенно мягкая и обаятельная», - писала о нем поэтесса Мальвина Марьянова.

Разбуди меня завтра рано,
Засвети в нашей горнице свет,
Говорят, что я скоро стану
Знаменитый русский поэт,
- писал С. Есенин и стал им.

Где же Есенин брал истоки своего творчества? В каком уголке России прошли его детские и юношеские годы? Давайте сейчас отправимся в заочное путешествие по есенинским местам.

4. Выступление учащихся.

1 ученик. Сергей Есенин вышел из среды потомственных рязанских хлеборобов. Родился он 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской области. Это было тихое, чистое, утопающее в зелени село, расположенное на высоком холмистом берегу Оки. «Вокруг такая ширь, такой простор, что не окинешь взором». (Показывает фотографии родителей). Отец Александр Николаевич жил в Москве, работал приказчиком в мясной лавке, а мать вынуждена была работать в прислугах в Рязани. Поэтому маленький Сережа с 2-х до 9-ти лет воспитывался в семье деда Титовых – родителей матери.

2 ученик. Таким образом, детство будущего поэта прошло среди полей и степей Рязанщины, и на всю жизнь глубоко запечатлелись живописнейшие картины природы.

«…Я рос, - рассказывал Есенин - в атмосфере народной поэзии. Бабка была очень набожна, собирала нищих и калек, которые распевали духовные стихи. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, а я их переделывал на свой лад. Ещё большее значение имел дед, который сам знал множество духовных стихов наизусть и хорошо разбирался в них. Вообще крепкий человек был мой дед». В этом доме прошла лучшая пора детства.

К теплому свету, на отчий порог,
Тянет меня твой задумчивый вздох.
Ждут на крылечке там бабка и дед
Резвого внука подсолнечных лет.

Сергей был озорным, здоровым мальчиком, с деревенскими мальчишками любил ходить на ночное, пасти лошадей, купаться, ходить в лес, любовался родной природой. Глаза и уши подростка жадно впитывали в себя многоцветный, многозвучный мир: весенние зори, песни тальянки, крики горластых гусей, запах смолистой сосны и многое другое.

3 ученик. В пять лет Сергей научился читать. Он прочитал все книги, которые были в доме деда. С девяти лет поступил в Константиновскую четырехгодичную школу, которую окончил с Похвальным листом за хорошие успехи и отличное поведение (показывает фотокопию).

В эти годы он очень много читал, знал наизусть «Слово о полку Игореве», стихи Пушкина, Некрасова, Кольцова. Первые стихи начал писать с 8-9 лет.

4 ученик. В 1909 году он поступил в Спас-Клепиковскую церковно-учительскую школу. Здесь он учился очень старательно и в свободное время продолжал сочинять стихи. Признаки поэтического дарования заметил учитель литературы Евгений Михайлович Хитров. После окончания школы он посоветовал ему всерьез заняться литературой, сблизиться с поэтами и переехать в Москву.

В 1912 году Сергей переезжает в Москву, работает в типографии, учится на историко-философском отделении университета. Принимает активное участие в работе литературного кружка.

В 1915 году он приезжает в Петроград, знакомится с А. Блоком и Сергеем Городецким, которые высоко оценили стихи талантливого молодого поэта.

5 ученик. В 1916 году выходит первый сборник его стихов «Радуница». Простота языка, близость к фольклору, задушевность, любовь к родному краю - все это было отмечено известными поэтами и высоко оценено М. Горьким. О Есенине заговорили как о самобытном поэте, творце «дивных красок», художнике слова с большим будущим.

6 ученик. Есенин часто из столицы приезжает в свою родную деревню (показ фотографий). Сестра Сергея Есенина Александра вспоминала: «Сергей был общительным и ласковым. Приезжая в деревню, он собирал соседей, подолгу беседовал с ними, шутил. Он говорил, что эти встречи дают ему очень многое. В беседах он черпает новые слова, новые образы, познает подлинную народную речь».

В деревне им были написаны стихотворения «Возвращение на Родину», «Сыпь, тальянка, звонко сыпь…», «Низкий дом с голубыми ставнями» и многое другое.

Я снова здесь, в семье родной,
Мой край, задумчивый и нежный!
Кудрявый сумрак за горой
Рукою машет белоснежной.

7 ученик. Сергей с любовью и нежностью относился к своим младшим сестренкам Шуре и Кате. Им он посвятил немало прекрасных стихотворений. Но особенно ценил и почитал свою мать - Татьяну Федоровну. Хотя она была и неграмотной, но многие стихи сына знала наизусть. Она никогда не читала их вслух, а только пела, причем каждое стихотворение на свой лад. С поразительно тонкой музыкальной чуткостью подбирала она мотивы напевов к стихам сына (показ фотографий). Звучит стихотворение «Письмо к матери».

8 ученик. Сила поэзии Есенина в том, что он простым неброским языком смог раскрыть свой внутренний мир и безраздельно покорить сердце читателя. В своем стихотворении «Письмо матери» он, полный сознания вины перед матерью и надежды на щедрость материнского сердца, ласково и умиротворенно пишет:

… Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет».

Многие произведения Есенина относятся к жанру лирического романса. Например, «Клен ты мой опавший» в исполнении Н. Сличенко не может оставить равнодушным никого, так как здесь мы ясно чувствуем переживания поэта (звучит романс).

5. Слово учителя.

Есенин был отличным знатоком и ценителем устной народной поэзии. Он и сам с любовью исполнял частушки, прибаутки, романсы. Он ценил средства художественной выразительности, которыми обладает народная поэзия, и считал, что они широко применимы в словесном искусстве. Поэтому в лирике Есенина отразился особый лад русской поэзии, ее национальный характер. «Мне мил стихов российский жар»,- признавался он сам. Таким образом, бывший деревенский мальчик добился своей цели - «стал знаменитым русским поэтом» благодаря своей пытливости, памяти, таланту.

К сожалению, прожил он совсем мало. 27 декабря 1925 года его не стало. М. Горький сказал: «Мы потеряли великого русского поэта».

Память Есенина увековечена в ряде мест, связанных с его жизнью, литературной работой. Мемориальный музей открыт в его родной деревне, в Москве шумит зелеными кустами Есенинский бульвар.

Имя Сергея Есенина почитаемо и любимо. Его творчество отразило красоту родной земли. Стихи его зовут к добру, к свету, воспитывают чувство красоты, любви к Родине.

6. Викторина «Знатоки жизни и творчества С. Есенина».

  1. Когда и где родился С. Есенин?
  2. Какая река протекает недалеко от села Константиново?
  3. Где прошли детские годы будущего поэта?
  4. Каким мальчиком он был? Что ему больше всего нравилось?
  5. Какие учебные заведения закончил поэт?
  6. Как он учился?
  7. Когда начал писать первые стихи?
  8. О чем его стихотворения?
  9. Когда поэт приехал в Москву?
  10. Когда поэт приехал в Петербург?
  11. Кто из известных поэтов того времени поддерживал и помогал молодому Есенину?
  12. Какие из стихов положены на музыку?
  13. Почему Сергей Есенин - один из самых читаемых поэтов?
  14. Сколько лет он прожил?
  15. Как увековечена его память?

7. Конкурс чтецов (5-6 учеников читают наизусть стихи Есенина)

8. Словарная работа.

1) Эпитет, олицетворение - ученики сами находят определение из «Краткого словаря литературоведческих терминов». Выразительно и правильно читают эти определения.

2) «Мелколесье», «бубенцы», «чахленькая», «венка», «пороша» - беседа с классом по каждому слову.

9. Чтение и анализ стихотворений «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша».

Учитель:

Следующий этап нашего урока – это чтение стихотворений С. Есенина. Откройте учебники, приготовьтесь к выразительному чтению стихотворений и ответам на мои вопросы.

«Мелколесье. Степь и дали».

  • Почему дороги поэту места?
  • Отчего возникает мотив грусти? Чем объяснить сочетание «зарыдали бубенцы»?
  • Какие традиционные фольклорные образы возникают в стихотворении?
  • Если бы вы были художником, какую картину бы вы нарисовали?
  • Каким размером написано стихотворение, какая рифма использована?
  • Какое время года рисует поэт?
  • Какие чувства вы испытываете, читая это стихотворение?
  • Перечислите эпитеты, олицетворения.
  • Обратите внимание на повторяющийся звук «с». Что мы слышим? Как называется этот прием?

Учитель:

-Какие выводы мы можем сделать, прочитав и разобрав эти стихотворения?

1) Близость стихотворений к устному народному творчеству, напевность, лиризм.
2) Особая любовь, взаимопонимание лирического героя с природой, чувство родства с окружающим миром.

Мир природы необыкновенно богат и красочен.

10. Слово учителя.

Сегодня мы узнали много интересного о жизни и творчестве певца родной природы Сергея Есенина. Сейчас слово предоставляется главному редактору нашей стенгазеты «Природа в поэзии С. Есенина».

(Краткий экскурс по красочно оформленной газете)

11. Домашнее задание.

- выучить наизусть одно стихотворение С. Есенина;
- написать сочинение о родном доме, любимом уголке природы;
- дополнительно: рефераты об отдельных годах жизни С. Есенина.

12. Итоги урока.