План-конспект урока литературы в 8-м классе по теме: "Нет сказок лучше тех, которые создает сама жизнь" (по сказке А.М. Горького "Заветы отца")

Разделы: Литература


Цели:

  1. Познакомить с особенностями жанра романтической сказки-очерка.
  2. Углубить понятие об изобразительно-выразительных средствах языка.
  3. Развивать умение понимать символический язык искусства с помощью аудиовизуальных средств обучения.
  4. Продолжить формирование навыков выразительного чтения, умения ориентироваться в тексте, делать выводы и обобщения.
  5. Способствовать воспитанию чувств патриотизма и мужества, любви к окружающему миру и доброты, признательности и благодарности старшему поколению, активной жизненной позиции.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и комплексного применения усвоенных ранее.

Методы: частично – поисковый, наблюдение, выразительное чтение, сопоставление разных видов искусства, беседа.

Оборудование:

  1. Текст сказки у каждого ученика.
  2. Аудиокассета «Звуки моря».
  3. Видеодиск с репродукциями картин И. К. Айвазовского.
  4. Портрет А.М. Горького и фотографии «Горький на Капри».
  5. Тетради по литературе с результатами выполнения домашнего задания: выписать из текста сказки заветы отца и подумать над их содержанием.

План урока:

  1. Слово учителя – 3 мин.
  2. Просмотр видеофрагментов с репродукциями картин Айвазовского и одновременное чтение отрывков с описанием моря из разных произведений Горького в сопровождении аудиозаписей «Звуки моря» - 9 мин.
  3. Поисковая работа с текстом сказки – 5 мин.
  4. Работа в тетради «Особенности романтической сказки - очерка. Словарная работа» - 5 мин.
  5. Беседа «Заветы отца»,– 20 мин.
  6. Итог урока, домашнее задание – 3 мин.

Ход урока

I Вступительное слово учителя.

Наверное, каждый из нас бывал в такой ситуации, когда очарованный великолепным пейзажем, потрясающим видом, мечтал «остановить прекрасное мгновение». И останавливали, кто как мог: хватались за фотоаппарат или видеокамеру, кисточку или блокнот с ручкой, чтобы запечатлеть, выплеснуть свои эмоции на холсте или бумаге. Иногда окружающая природа настолько красива, что не хватает слов выразить свой восторг. И здесь помогают нам найти нужные слова писатели, чьё поэтическое видение мира и словарный запас «находят друг друга». И, как когда-то сказал Михаил Пришвин, «учитесь видеть природу, понимать её язык. Чем больше учитесь, тем сильнее увидите поэзию земли там, где её никогда не увидит человек, обладающий скудными знаниями».

Иван Константинович Айвазовский и Алексей Максимович Горький – люди разных поколений. Когда Айвазовскому исполнился 51 год, родился Горький. А умер Айвазовский, когда Горькому шёл 32-й год. Объединяла их самозабвенная любовь к морю. Один – родился в Феодосии, вырос на морском берегу и всю жизнь стремился к созданию живописного образа моря во всей его красоте и силе.

А другой (Горький) впервые увидел море, будучи взрослым, и, влюбившись в него раз и навсегда, создал такой прекрасный словесный образ моря, что его также по праву можно назвать художником, только не кисти, а слова. Вы только послушайте: «Воздух морской настолько вкусен, что его хочется не только вдыхать, но пить, глотать, жевать…Ночи здесь лёгкие, прекрасные, крылатые. Звёзды – маяки, через них повсюду видать. Нигде в другом месте нет такой приятной небесной карты. Лягте навзничь на гравий, следите за звёздами, слушайте музыку моря и… путешествуйте…» Давайте и мы сейчас с вами послушаем музыку моря, и помогут нам картины художника – мариниста Айвазовского и слова писателя Горького, одинаково потрясённых мощью и красотой моря.

II Просмотр видеофрагментов с картинами Айвазовского в сопровождении аудиозаписи «Звуки моря», одновременно выразительно читаются учениками (задание было дано заранее) отрывки из произведений Горького. (Создаётся словесно-зрительно-звуковой образ моря)

  1. «…Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера обильно смоченный дождём. Ещё и теперь по небу бродили обрывки туч, пышные, странных очертаний и красок, тут – мягкие, как клубы дыма, сизые и пепельно-голубые; там – резкие, как обломки скал, матово-чёрные или коричневые. Между ними ласково блестели тёмно-коричневые клочки неба, украшенные золотыми крапинками звёзд. Всё это: звуки и запахи, тучи и море было странно красиво и грустно, казалось началом мудрой сказки. И всё как бы остановилось в своём росте, умирало; шум голосов гас, удаляясь, превращаясь в печальные вздохи».
    («Старуха Изергиль»)
  2. «…Луна взошла. Её диск был велик, кроваво-красен. Она казалась вышедшей из недр этой стихии, которая на своём веку так много проглотила человеческого мяса и выпила крови, отчего, наверное, стала такой жирной и щедрой…»
    («Старуха Изергиль»)
  3. «…Таинственен шум морских волн. Всё мягче становилась ночь и всё больше зарождалось в ней голубого сияния луны, и неопределённые звуки хлопотливой жизни её невидимых обитателей становились тише, заглушаемые возраставшим шорохом волн… ибо усиливался ветер…»
    («Старуха Изергиль»)
  4. «…Издали, как удары огромного тамбурина, доносятся глухие вздохи моря. Играют бабочки над цветами. Пепе поднял голову и следит за ними, щурясь от солнца, улыбаясь немного завистливой и грустной, но всё-таки доброй улыбкой старшего на земле. «Чо!»- кричит он, хлопая ладонями, пугая изумрудную ящерицу. А когда море спокойно, как зеркало, и в камнях нет белого кружевного прибоя, Пепе, сидя где-нибудь на камне, смотрит острыми глазами в прозрачную воду: там, среди рыжеватых водорослей, плавно движутся рыбы, быстро мелькают креветки, боком ползёт краб. И в тишине, над голубою водой, тихонько течёт звонкий, задумчивый голос мальчика: «О море, мо-о-ре!». Взрослые люди говорили о мальчике: «Этот будет анархистом». А кто подобрее, из тех, что более внимательно присматриваются друг к другу, те говорили «Пепе будет нашим поэтом».
    («Пепе»)
  5. «…Мне было страшно, я первый раз увидел море таким бешеным и чувствовал себя столь бессильным в нём…Нас опрокинуло. Вот – мы оба в кипящей воде, в пене, которая ослепляет нас, волны бросают наши тела, бьют их о киль барки. В руках у нас верёвки, мы не оторвёмся от нашей барки, пока есть сила, но- держаться на воде трудно. Несколько раз мы были взброшены на киль и тотчас смыты с него. Самое главное тут в том, что кружится голова, глохнешь и слепнешь – глаза и уши залиты водой, и очень много глотаешь её…
    Мы неслись среди гор воды, присосавшись, точно улитки, к нашей кормилице, порядочно избитые об неё, уже обессиленные и онемевшие. Это длилось долго, но когда стали видны тёмные горы берега – всё пошло с невыразимой быстротой. Качаясь, они подвигались к нам, наклоняясь над водой, готовые опрокинуться на головы наши,- раз – подкидывают волны наши тела; хрустит наша барка, точно орех под каблуком сапога, я оторван от неё, вижу только изломанные чёрные рёбра скал, острые, как ножи…
  6. «…Дует ветер, деревья качаются и точно идут с горы к морю, встряхивая вершинами. О прибрежные камни равномерно и глухо бьёт волна; море – всё в живых белых пятнах, словно бесчисленные стаи птиц опустились на его синюю равнину, все они плывут в одном направлении, исчезают, ныряя в глубину, снова являются и звенят чуть слышно. И, словно увлекая их за собою, на горизонте качаются, высоко подняв трёхъярусные паруса два судна, тоже подобные серым птицам; всё это – напоминая давний, полузабытый сон- не похоже на жизнь…
    Прибой набросал на камни волокна пахучей морской травы – рыжей, золотистой и зелёной; трава вянет на солнце и горячих камнях, солёный воздух насыщен терпким запахом йода. На пляж одна за другой выбегают кудрявые волны…
    (Слушают ещё несколько секунд звуки бушующего моря)

III Поисковая работа с текстом сказки «Заветы отца»

Учитель: Можете ли вы назвать произведение Горького, из которого прозвучал последний отрывок?

(Называют «Заветы отца»)

Учащимся предлагается (в качестве эксперимента) придумать несколько эпитетов, характеризующих слово «ветер».

(Придумывают примерно такие: сильный, могучий, порывистый, шквальный, сбивающий с ног, лёгкий, ласковый…)

Учитель предлагает обратиться к тексту сказки, чтобы убедиться в богатстве изобразительно-выразительных средств, используемых Горьким для создания образа ветра.

(Учащиеся работают с текстом, приводят примеры:

  • «…Ветер ударил в нас в четырёх километрах от берега, ударил неожиданно, как трус и подлец…»
  • «…К ночи разгорается крепкий ветер, хитрый и злой ветер. Ласково дует, тихонько толкая в море, а потом подходит к вам незаметно и вдруг бросается на вас, точно вы оскорбили его…»
  • «…Ветер срывал верхушки волн и кропил нас, точно священник, только с лучшим усердием и совсем не для того, чтобы снять наши грехи…»
  • «…Ветер – дыхание злых дьяволов – любезно роет вам тысячи могил и бесплатно поёт реквием.
  • «…ветер переменился, густо хлынул к берегу, и нас понесло к земле…».
  • «…Мы неслись среди гор воды, присосавшись, точно улитки, к нашей кормилице, обессилевшие и онемевшие…»

-Кроме эпитетов, какие ещё изобразительно-выразительные средства использовал Горький? ( Метафоры, сравнения, олицетворения).

IV Словарная работа в тетрадях.

Учитель: Алексей Максимович Горький, вынужденный не по своей воле в 1905 году покинуть Россию (о причинах вы узнаете, когда будете учиться в 11 классе) в письме из Италии к Антону Павловичу Чехову однажды написал: «Право же, настало время нужды в героическом: все хотят необычного, яркого, такого, знаете, чтобы не было похоже на жизнь, а было выше её, лучше, красивее…Немножко прикрасить человека – не велик грех; людям слишком часто и назойливо говорят, что они плохи, почти совершенно забывая, что они, - при желании своём, могут быть и лучше. Надо поучиться этому, ведь человек…всё-таки - самое великое на земле… Хула на человека, может быть, иногда и нужна, но похвала ему более необходима и, вероятно, полезнее хулы». И Горький создаёт особый жанр произведений – романтические сказки - очерки, которые можно назвать настоящим гимном мужеству, смелости, героизму, самоотверженности.. «Заветы отцов» - пример такого произведения.

Романтизм – стремление показать в ярких образах высокое назначение человека.

Романтика – то, что создаёт эмоциональное, возвышенное отношение к чему-либо.

Романтик – тот, кто настроен романтически, склонен к мечтательности, к идеализации людей в жизни, кто проникнут романтикой, эмоционально возвышенно относится к чему – либо.

(И Горького, и Айвазовского по праву можно назвать «романтиками моря»)

Очерк – (у этого слова 4 значения, но нас интересует 4-ое) – небольшое литературное произведение, в основе которого лежит воспроизведение реальных фактов, событий, лиц, увиденных автором непосредственно в самой жизни.

«Заветы отцов» - пример такого произведения.

И осталось только выяснить значение слова «Завет».

Завет – наказ, наставление, завещание, данное последователям, потомкам.

Учитель: А теперь, когда вы имеете представление о лексическом значении этих слов, попробуйте сами сформулировать, что такое романтическая сказка – очерк, созданная Горьким.

(Надеюсь, что этот вопрос не вызовет затруднения в классе, и они ответят примерно так: «Произведение, в котором соединилось фантастическое и реальное, чтобы ярко, эмоционально рассказать о сильных, мужественных, храбрых, стойких, самоотверженных людях и чувствах).

V Беседа по содержанию заветов отца.

(Опять включается магнитофон, и дети слышат звуки бушующего моря)

Учитель: Отец в час смерти, зная, что ему не избежать её, не испугался, не забыл о своём шестнадцатилетнем сыне, и нашёл силы и время передать ему всё, что считал важным. Дома вы должны были прочитать этот романтический очерк, выписать самые главные, на ваш взгляд, заветы отца и аргументировать свой выбор.

Итак, какие заветы отец оставил сыну и как вы понимаете эти заветы?

(Идёт обсуждение заветов отца)

  • «Если молод, не легко верить в опасность».
  • «Какая польза ковырять море спичками? Берегите силу, иначе тебя напрасно станут ждать дома».
  • «Всегда держаться так, как будто никого нет лучше тебя и нет никого хуже. Дворянин и рыбак, священник и солдат – одно тело, и ты такой же необходимый член его, как все другие».
  • «Никогда не подходи к человеку, думая, что в нём больше дурного, чем хорошего, - думай, что хорошего больше в нём, - так это и будет».
  • «Люди делают то, что спрашивают у них».
  • «Помни, что всё хорошее от человека».

Учитель:

К какому выводу пришёл сын погибшего рыбака после событий 50-летней давности, хотя и утверждает, что «они люди простые и не умеют говорить так красиво, как хотелось бы, и что чувствуют и знают всегда больше, чем могут сказать»?

(Учащиеся, скорее всего, не затруднятся с ответом и обязательно приведут цитаты из текста, что «67 лет прожил сын и может сказать, что всё, что внушил отец, - верно!» Что «рассказ об отце требует особенных слов, может, даже песен»).

Он и сам, этот старый и опытный рыбак, прожив долгую жизнь, может оставить свои заветы молодым: «Люди таковы, какими вы хотите видеть их. Смотрите на них добрыми глазами, и вам будет хорошо, им – тоже. От этого они станут ещё лучше, вы– тоже! Это – просто!»

«Приглядевшись к людям, я знаю, помнить – это всё равно, что понимать, а чем больше понимаешь, тем более видишь хорошего, - уж это так, поверьте!»

Многое пережил сын за долгие годы, и многое понял

Учитель: Как вы думаете, почему в тот день не погиб мальчик? Что укрощало его страх?

(Наверняка, дети скажут о том, что мужество, огромная сила воли и вера отца помогли сыну выжить).

VI Итог урока.

Учитель: Алексей Максимович Горький сам был человеком неугомонным, с активной жизненной позицией и не терпел людей пассивных, инертных. Он как-то шутливо написал своему сыну Максиму, пожаловавшемуся на отсутствие покоя: «Это, брат, хорошо, не найти покоя, потому что те люди, которые ищут покой, - при жизни становятся покойниками, скучнейший народ…». А в своём рассказе «Часы» он продолжил эту мысль: «Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые - вторую».

Вам ещё предстоят встречи с замечательными романтическими легендами Горького о Данко, Ларре, Марке, Соколе, Девушке, которая не побоялась встречи с самой Смертью и отстояла право на любовь.

Но, завершая сегодняшний урок, всё-таки хочется привести слова из горьковской легенды о Марко, юноше, который бросился за своей любимой в волны Дуная и был обвинён в безрассудстве очень осторожными людьми:

…А Марка –уж нету…
                            Но всё же
От Марка хоть песня осталась.
А вы на земле проживёте,
Как черви слепые живут:
Ни сказок о вас не напишут,
Ни песни про вас не споют!

Заключительные вопросы.

-В се сказки Горького и почти все картины Айвазовского написаны в Италии и об Италии. Но что они дают русскому читателю и зрителю? И дают ли?

- Как вы понимаете смысл названия нашего урока «Нет сказок лучше тех, которые создаёт сама жизнь»?

Домашнее задание:

Прочитать «Песню о Соколе» и ответить на вопрос: почему произведение, в котором самое большое место отводится Ужу, называется «Песня о Соколе»?

Если останется время

Можно привести интересные факты и высказывания:

1. Более 6 тысяч картин создал Айвазовский. Они настолько завораживают, что чудится, будто волны вздымаются и вот-вот хлынут из рамы. Обычно люди стоят потрясённые при виде этой мощи. Всё насыщено поэтической правдой, любовью к жизни. Это к нему, Айвазовскому, можно по праву отнести пушкинские слова:

…Он был, о море, твой певец.
Твой образ был на нём означен,
Он духом создан был твоим…

Среди сотен картин великого мариниста есть одна, которая называется «Среди волн». Она, как и многие другие, написана в Италии. (Продемонстрировать ещё раз). Весь этот титанический труд потребовался великому мастеру, чтобы Образ Моря, тот единственный, к которому он стремился всю жизнь, явился во всей красоте и силе в этой картине. На восемьдесят первом году жизни Айвазовский натянул огромный холст, взошёл на помост и приступил к работе. Холст он разделил на две части: вверху тёмное грозовое небо, а под ним огромное бушующее море. А вот и центр, в нём, как в воронке, кипит первозданный хаос, из которого вздымаются две волны, они образуют два водяных конуса в центре кольца. Луч солнца озарил всю эту стихию, и обе вздымающиеся волны освещены до самой глубины, а белая пена между ними ещё светлее. Послушная кисть художника не отрывалась от полотна, а дух его витал среди волн и восторгался кипящим водоворотом прозрачных валов, игрою зеленовато-голубых и сиреневых тонов.

2. Годы жизни Айвазовского – 1817- 1900, Горького – 1868- 1936

3. «Искусство,- говорил Горький,- это красота, которую талант мог создать даже под деспотическим игом».

4. «Если человек опаршивеет - своди его в баню, вымой, надень чистую одежду – выздоровеет! А как же изнутри очистить человека?!»(Горький) Действительно, люди глазеют больше на красоты мира. Чем на красоты своей души.

5. Самые человечные чувства, по мнению Горького, - материнство и братство. «Прославим женщину – Мать, неиссякаемый источник всё побеждающей жизни!»- восклицал он в одной из «Сказок об Италии». –Прославим в мире Женщину-Мать, единую силу, перед которой покорно склоняется Смерть!» Горький создал целую галерею образов матерей, каждый из которых вырастает в символ Жизнеутверждающего начала.

6. Горький придавал особое значение началу произведения, его первой фразе. «Она,- говорил Алексей Максимович,- как в музыке, даёт тон всему произведению».

7. «Природу, как и прошлое, надо охранять как величайшую драгоценность, так как в природе ничто не повторяется, и никакая реконструкция, никакая копия не могут заменить оригинала» (Горький). «Может быть, в «Сказках об Италии» я несколько прикрасил итальянцев, но – природа их страны так хороша, что и люди её невольно кажутся, может быть, лучше, чем они есть на самом деле…»

8. В своих воспоминаниях о Горьком Юрий Анненский писал: «Мы с Петром Кончаловским (художником) побывали у Горького в Италии. В обычной жизни любивший шутку и балагурство, Горький с чрезвычайной опаской относился к созданию шутливых, лёгких, юмористических произведений. Получив у Горького настоящий заряд бодрости и веселья (по его выражению, «грустные в Италии не уживаются»), мы пели, хохотали, радуясь морю, солнцу, парусам, чайкам, гудению жуков, лиловому Везувию, розовым очертаниям Кипра, а потом вдруг услышали от Горького: «Тут, знаете, настоящий сезон праздников - чуть ли не ежедневные фейерверки, процессии, музыка и ликование народа. А как у нас,- думаю я – и извините- до слёз, до ярости завидно, и больно, и тошно.

Можно провести небольшую викторину по «Заветам отца» с целью проверки: внимательно ли они читали текст (перед беседой по содержанию):

  • Сколько лет старику, который рассказал Горькому эту историю? (56)
  • Сколько лет было отцу и ему, когда произошла эта история? (40 и 16)
  • Как называется профессиональная болезнь рыбаков? (Ревматизм)
  • Разбойник честнее чего? А люди честнее чего, по выражению старика? (Разбойник честнее ветра, а люди честнее стихии).
  • Пеццони – это что? (Это тонкая и вкусная рыба с розовыми плавниками).
  • Как ещё называют пеццони? (Её называют ещё «коралловой рыбой», потому что она водится там, где есть кораллы, т. е очень глубоко).
  • Что представляет собой барка? (Маленькая лодка).
  • Киль у барки – это где? (Нос)
  • Люди, которые ведут опасную жизнь, какие, по выражению Горького? (Добрые)
  • Что ответил отец сыну на слова: «Время ли тебе учить меня? На земле ты не делал этого.» ( На земле я не чувствовал смерти так близко).
  • Цикада – это кто? (хоботное прыгающее насекомое, самцы которого издают характерные стрекотания).
  • Кто знает старый моряцкий завет? (один за всех, и все за одного)
  • Продолжите сравнения из «Заветов отца»

- наша барка хрустит как что? (точно орех под каблуком сапога)

- рёбра скал острые как что? (как ножи, как когти дьявола)

- ветер срывал верхушки волн и кропил нас, как кто? (точно священник, только с лучшим усердием и совсем не для того, чтобы смыть наши грехи).

- Описывая бурю на море, рыбак сказал, что они были как пара кого? В стае какой? (точно пара кроликов в стае белых псов, отовсюду скаливших зубы на нас).

- Ветер выл как кто? (Как зверь)

Примечание для словарной работы

Если кто-то из детей полюбопытствует, а какие ещё значения есть у слова очерк (ведь учитель сказал, что их 4.)

  1. Контур, очертание (Туманные очерки предметов)
  2. Словесное изображение, описание (устар.), (Очерк характера Молчалина)
  3. Изложение какого-то материала, дающее общее представление об описываемом (Составьте очерк развития русской поэзии).
  4. Небольшое литературное произведение, в основе которого лежит воспроизведение реальных фактов, событий, лиц, увиденных автором непосредственно в самой жизни.